Историческая справка
Свято-Троицкий храм в слободе Стрелецкой является самым древним из сохранившихся православных храмов на территории Старооскольского края. На охранной доске, установленной на фасаде храма в 50-е годы ХХ столетия, сообщалось, что Троицкая церковь – памятник архитектуры и охраняется государством (статус памятника архитектуры подтверждён 12 марта 1995г.). Проставлена и дата постройки храма – 1730 год.
В метрике о Свято-Троицком храме, составленной в 1887 году и хранящейся в архивах Старооскольского краеведческого музея, время постройки не указано совсем, но оговорено, что Свято-Троицкий храм, вероятно, построен «в царствование Бориса Годунова или вскоре после этого» (время царствование Бориса Годунова 1598-1605 гг.). Именно к «смутному времени» семибоярщины относится и дата основания в Тюляфтиной поляне мужского монастыря Живоначальной Троицы – 1612 год.
Скорее всего, составитель метрики имел в виду не современную ему кирпичную церковь, а время появления в этом месте православного храма, так как первоначально по старинным документам храмы в монастыре были деревянными. Факт присутствия деревянного храма в слободе Стрелецкой подтверждается описью подпоручика пехотного полка старооскольца Михаила Лутовинова, составленной 9 мая 1764 г.: «Церковь во имя Живоночальной Троицы.
Постройка каменная вместо разобранной деревянной старой церкви, и ещё своды не сведены, а колокольня на ней только в половину построенная. Иконостас подлежит к оной новый, старый за ветхостью поставить невозможно».
По мнению историка А.П. Никулова, «…современная Троицкая церковь входила в территорию, где раньше располагались монастырские земли».
О том же, что нынешняя Свято-Троицкая церковь имела непосредственное отношение к монастырю, пишет в своем неопубликованном историческом очерке «Частичка Родины» кропотливый исследователь, местный краевед Н. Белых в 1953 году. «До настоящего времени, – считает историк, – сохранилась реконструированная в 1730 году одна из церквей Троицкого монастыря, охраняемая государством в качестве архитектурного памятника русской старины».
В «Истории Белгородской епархии» (авторы прот. Олег Кобец, А.Н. Крупенков, Н.Ф. Крупенков) указан год освящения епископом Белгородским Порфирием (Крайским) каменной Троицкой церкви в слободе Троицкой Старооскольского уезда — 1764.
Подтверждается этот факт и в «Историко-статистическом и археологическом очерке Старого Оскола» И. Токмакова за 1894г.: «Церковь Св. Живоначальной Троицы в пригородной Троицкой слободе, построена изстари, до 1764 года здесь был мужской монастырь; церковь каменная, с таковою-же колокольнею, возобновлена в 1858 г.» В это время в храме священниками были Петр Григорьевич Мухин (с 28 мая 1883 г. по май 1903 г.) и Павел Васильевич Федюшин (с 11 сент. 1877 г.по 1905 г.).
В 1823 и 1826 гг. к храму были пристроены приделы в честь Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме отразились разные архитектурные эпохи: первоначальный вид выполнен в стиле барокко, пристройки – в стиле позднего классицизма. Иконостас сделан из резного дерева, позолоченный, также в стиле провинциального барокко с заглубленным трехчастным центром. В 1858 году к храму были пристроены с севера, юга и востока новые помещения. С запада – тосканский четырехколонный портик. Первоначальные скульптуры на фасадах (возможно деревянные) были заменены в 30-е годы ХХ века на гипсовые.
Рядом с храмом в первой половине ХIХ века была возведена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В советское время она использовалась как склад, а в 1994 году отремонтирована на средства прихожан. 11 июля 1995г. часовня признана памятником истории и культуры.
Предположительно, во второй половине XIX века возле Свято-Троицкого храма была возведена церковно-приходская школа. О ней упоминается в «Справочной тетради о церквах Курской епархии за 1898 г.» Древнейшей святыней Свято-Троицкого храма считалась и поныне остается икона Божией Матери «Казанская». Она упоминается в старинных документах, в метрике 1887 года сказано о ней, как о чтимой чудотворной иконе: «Есть в церкви древняя особенно чтимая чудотворная икона Казанской Божией Матери. Богомладенца от времени не видно. На этой иконе находится весьма много серебряных привесок с различными изображениями».
В начале ХХ века клир состоял из трех священников — Антонова Виктора Павловича, Коновалова Александра Михайловича (приписан к церкви с 22 сентября 1906 г.) и Бабакова Михаила Ефимовича (перемещён 8 июня 1904 г. Расстрелян в конце 1920-х гг.), а также дьякона Воинова Николая Васильевича и двух псаломщиков – П.В. Кошлакова и Л.А. Беликова. Число православных в приходе насчитывало 1824 человека. (Справочная Книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г.).
Из Клировой ведомости о Троицкой церкви за 1916 г. известно, что 15 ноября 1913 г. при Троицкой церкви служил священник Дмитрий Тимофеевич Богословский, священник Виктор Павлович Антонов перемещён на новое место, два других священнических места остались за прежними священниками.
Кардинальные перемены в церковную жизнь народа и состояние храмов внесла революция 1917 года. На приходах начинается сумбур и самовольные перемещения, настоятели меняются один за другим. Одни священники уходят с белогвардейцами, другие, несмотря на осознание, что новая власть религию не жалует, все-таки остаются в красной России. В 1917 г. согласно избранию прихожан и прошению перемещён к церкви на должность диакона Тимофей Петрович Русанов. В 1920 г. Преосвященным Никоном епископом Курским и Обоянским он «рукоположен во священники к сей церкви». (Ведомость о церкви за 1922г.)
В мае 1920 г. на приход Троицкой церкви самовольно переходит священник Михаил Дмитриевич Павлюк. Бывший настоятель храма священник Димитрий Богословский ушел на юг с белогвардейцами. В июне 1922 г. к Троицкой церкви определён священник Дмитрий Гаврилович Карпинский. С 1925 по 1927 гг. был благочинным церквей г. Старого Оскола, но в 1935 г. гражданской властью был удалён от занимаемого места. Его судьба неоднозначна. В 1942 г. во время немецкой оккупации без назначения епископа он занимает старый приход. В 1943г. архиепископ Курский Питирим снимает его с должности и отказывает в назначении в городе Старый Оскол. Священник Дмитрий Карпинский был судим Военным Трибуналом и приговорён к 10-ти годам заключения с поражением в правах на пять лет. В 1954 г. отец Дмитрий досрочно возвратился из заключения. (Из Личного дела протоиерея Дмитрия Гавриловича Карпинского).
Голод был неизменным попутчиком революционных преобразований, а «Церковь главным противником, у которого нужно отобрать несколько сотен миллионов золотых рублей». До Старооскольского уезда компания по изъятию церковных ценностей докатилась 14 марта 1922г. 25 марта в уездную подкомиссию поступила информация, что настоятель Троицкого храма Стрелецкой слободы о. М. Павлюк прячет дома церковные сосуды, которые взял в одной из церквей во время отступления большей части Старооскольского духовенства с «белыми бандами». Подкомиссия постановила: «Поручить уполномоченному ГПУ произвести обыск у священника Павлюка с целью выемки сосудов, каковые в случае обнаружения изъять и передать под расписку церковному совету слободы Стрелецкой. О результатах обыска сообщить подкомиссии». (ГАКО. Ф Р – 323. Опись 1. Д. 689). Из Отчёта Подкомиссии по изъятию церковных ценностей следует, что из Троицкой церкви было изъято 39 разных серебреных предметов. При храме остались – дарохранительница, сосуд с прибором, дароносица, тарелочка и ковшик.
Известно, что насельники монастырей, изгнанные из своих обителей, находили приют в приходских храмах. Существовала такая монашеская община и при Свято-Троицкой церкви, о чем свидетельствуют захоронения возле храма. За алтарем покоится прах иеросхимонаха Анатолия (Хлебникова), долгое время подвизавшегося в Соловецком монастыре. Он был духовником священномученика Онуфрия, когда тот возглавлял Старооскольскую кафедру. Сохранились свидетельства, что владыка служил в храме, по крайне мере, точно известно, что он отпевал в 1933 г. почившего о Бозе иеросхимонаха Анатолия. На погребение владыка произнес Слово, из которого и стало известно о старце.
Когда церковная жизнь в крае наладилась, самовольный переход отца Дмитрия Павлюка обсуждался на уровне управляющего епархией. Было признано, что батюшка действовал не из корыстных побуждений, а исходя из общецерковной пользы. Священник Михаил Павлюк был официально признан настоятелем Стрелецкой церкви и оставался им вплоть до своего ареста 5 ноября 1938 года. По-видимому, вскоре был закрыт и храм.
Чуть раньше арестовали настоятеля Свято-Троицкого храма отца Леонида Алимпиевича Духовского, который служил при храме с 1935 г. по 22 декабря 1937 г.
В Справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь слободы Стрелецкой Пушкарского с/совета на сентябрь 1940 г. является бездействующей. Богослужения в храме возобновились в июле 1942 года, сразу после начала фашистской оккупации Старого Оскола. Службу правили священники Григорий Вишневский и Иван Веселовский.
Во время освобождения в феврале 1943 г. от фашистских захватчиков Стрелецкой слободы Свято-Троицкая церковь пострадала. На колокольне храма обосновался немецкий пулеметчик. Но советское командование не стало использовать дальнобойную артиллерию и «Катюши», так как в подвалах домов пряталось немало жителей, и солдаты пошли в рукопашный бой и после кровопролитных боев освободили слободу. Во время боевых действий купол храма был сильно поврежден.
Показательна заметка ктитора (старосты) Троицкой церкви П. Синельникова, опубликованная 20 ноября 1943 года в газете «Путь Октября»: «Верующие прихода Троицкой церкви радуются блестящим успехам славной Красной Армии на фронтах Отечественной войны. Для того, чтобы быстрее разгромить оккупантов-фашистов, верующие сдали в фонд РККА 27926 рублей, 20000 рублей внесли на второй Государственный военный заем, 1500 рублей – на строительство танковой колонны, 500 рублей – на третью денежно-вещевую лотерею».
Нелёгкой была и послевоенная судьба храма. Старожилы Стрелецкой слободы вспоминают, как быстро менялись настоятели Троицкого храма, как постоянно шла борьба между властью и верующими за закрытие культового здания. Ктитора Н.М. Простакову хлестали ветками, чтобы отобрать ключи. В 1959-1964 годах война за храм особенно обострилась. С храма сняли охранную доску: старинную Свято-Троицкую церковь вычеркнули из списков памятников архитектуры федерального значения. В 1962 г. за нарушения советского законодательства были сняты церковнослужители, и храм оказался бездействующим. Но борьба за храм продолжалась. 24 сентября 1964 г. Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР отказал горсовету в закрытии и снятия религиозного общества Свято-Троицкого храма с регистрации на основании большого количества писем верующих жителей слободы.
С тех пор двери Свято-Троицкого храма не закрываются. В 1940-х годах настоятели храма традиционно исполняли обязанности благочинного Старооскольского округа.
Известны имена нескольких священнослужителей, которые окормляли паству в эти сложные времена. С 1949 г. по 1962 г. в храме служил протоиерей Иван Фёдорович Попов, с 1951г. — дьякон Константин Иванович Артюхов, с 1954г. — Сергей Иванович Тимохин, в 1957 году в списках духовенства храма упоминается священник Апполинарий Ксенофонтович Карвовский. С 1981г. по октябрь 1984г. при Троицкой церкви служил протоиерей Игорь Лаврович Мягкий.
Далее фамилии священников пока не установлены.
С февраля 1995 года по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Андрей Иванович Филатов.
В 1990-е годы храм был отремонтирован. 2 января 2000г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил освящение храма и трех его престолов.
В 2003 году начата большая работа по внутренней росписи храма. К 2005 г. обновлена роспись стен и сводов. Их возглавляла Людмила Васильевна Паршина из Острогожска Воронежской области. В состав бригады художников входили Елена Журихина, Людмила Гетманова и Николай Булгаков. Иконостас храма и прежняя роспись были выполнены в академическом стиле.
В 2005 г. к 275-летию храма была заменена кровля колокольни и главного купола, замощен двор.
В 2006 г. в Свято-Троицкий храм (слобода Стрелецкая) прихожанка Елена Ивановна Гладких принесла две старинные иконы: «Воскресение Христово» и образ Божией Матери «Иверская». Обе иконы написаны на холсте, прикрепленном к деревянной основе. К сожалению, восстановить роспись иконы «Воскресение Христово» оказалось невозможно, «Иверскую» же удалось реставрировать.
С 1996 года при храме действует Воскресная школа, работает библиотека.
17 октября 2018 года вышел третий выпуск программы «Духовные ключи Старого Оскола» посвященный Свято-Троицкому храму.
Духовные ключи Старого Оскола. 3 выпуск. 2018
Свято-Троицкий храм
г.Старый Оскол
17.10.2018
Священнослужители храма
День рождения: 22 июня 1969
День ангела: 13 июля, святого апостола Андрея Первозванного
Диаконская хиротония:
Иерейская хиротония: 19 марта 1994
клирик Свято-Троицкого храма
Дата рождения: 30 апреля 1974
Диаконская хиротония: 06 сентября 2013
Иерейская хиротония: 04 ноября 2013