Историческая справка
В начале XVII века возле двух прудов «на колодезе у Пониковца под Котельским лесом» расположилась деревня Яблоновая, состоящая из 4 дворов. Поселение находилось в приграничной зоне, часто разорявшейся татарами. По преданию, многие жители ушли с выжженной земли вглубь страны, лишь только один из владельцев поместных земель Иван Иванович Черников неизменно восстанавливал свое хозяйство. Фамилия первопоселенца, боярского сына Ивана Черникова легла в основу названия населенного пункта второй половины XVII века.
История Николаевской церкви
История церкви села Черниково берет свое начало в XVIII веке. Из сохранившейся «Ведомости о церкви» известно, что в 1707 году силами прихожан построена деревянная церковь с колокольней во имя святителя Николая Чудотворца. Звонница состояла из четырех колоколов. Церковь построена в форме креста. Длина храма с колокольней составила 26,5 метров, ширина – 16 метров, высота – 26 метров.
Деревянный храм простоял 141 год. В 1848 году по причине ветхости произошло обрушение церкви, но к началу 50-х годов XIX века она была восстановлена — в 1852 году храм вновь отстроили. Наружные стены были гладкие, без украшений. Иконостас деревянный, с резьбой на бледно-лазуревом фоне. Царские врата резные, двухстворчатые, с позолотой. Престол один — во имя святителя Николая Чудотворца. Внешний вид церкви изменился: у северной и южной сторон храма появились приделы.
На протяжении нескольких столетий штат при церкви состоял из священника и псаломщика. Благодаря «Метрическим книгам», которые хранятся в Государственном архиве Белгорода, известны имена настоятелей, служивших в Свято-Никольском храме в конце XIX – начале XX веков: Александр Руднев (1878-1888), Димитрий Ковалевский (1884-1888), Леонид Халанский (1888-1906), Михаил Чекалин (1906-1915).
В начале ХХ века приход Николаевской церкви составляли жители села Черниково, а также ближайших деревень Выползово и Озерная в количестве 1562 человек. В приходе имелись две земские и две церковно-приходские школы. Сельские дети обучались счету, а также грамоте по Псалтири и Часослову.
С установлением Советской власти в стране изменился не только политический строй, но и жизнь. Настали темные дни, потянулись годы и десятилетия, получившие в истории название «богоборческие». В связи с принятием декрета «Об отделении Церкви от государства» в 1918 году начались репрессивные меры против Русской Православной Церкви. Из декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах: «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием».
Под жернова репрессивной машины попала и Николаевская церковь села Черниково. В 1922 году, когда в стране проходила кампания по изъятию церковных ценностей, в Николаевской церкви послушание настоятеля нес 33-летний священник Владимир Введенский. Из церкви села Черниково чекисты изъяли 8 разных предметов из серебра, оставив лишь сосуд с прибором, дарохранительницу, дароносицу, крест, три ризы с икон и кадило. При этом беззаконии пришлось присутствовать и отцу Владимиру.
Из сохранившихся документов об отце Владимире известно, что он из семьи священника. Духовное образование получил в Белгородской семинарии. По окончании 4-х классов семинарии служил псаломщиком (1911-1916 гг.) в храмах Курской епархии. В 1916 году архиепископ Курский и Обоянский Тихон рукоположил диакона Владимира во пресвитера и определил настоятелем к Николаевской церкви в одно из сел Дмитриевского уезда. Свое назначение на второй и последний в жизни приход батюшка получил в 1918 году.
В 1920-1930-е годы – новый виток репрессий, по всей стране закрывались храмы, колокола снимались и отправлялись на переплавку, из церквей изымалась утварь, представляющая хоть мало-мальский интерес и ценность для новой власти. Здания отдавались по особым постановлениям органов местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственным религиозным обществам. Видимо, такого «особого постановления» от местной власти не последовало, и храм был закрыт.
А причина банальна – деревянное здание храма обветшало и угрожало обрушением. «Фундамент здания каменный разрушен на 50 процентов, само здание имеет большую, неравномерную осадку, а обвязка деревянных стен пришла в негодность от сырости», — написано в Акте технического осмотра от 5 сентября 1938 года. Колокольня дала отклонение по вертикали на 25-30 см, а во время ветра, как описывается в документе, «наблюдается неустойчивость, так как деревянная конструкция стен поражена гнилью». В плохом состоянии находилась металлическая кровля и наружная обшивка здания, которая местами и вовсе отсутствовала. Храм угасал на глазах.
Воспоминает Мария Васильевна Бесхмельницына:
— В 1937 году храм был закрыт, но не разрушен. До войны в нем хранили и веяли зерно. Располагался храм на ровном месте, вокруг росли березки. Это потом в послевоенные годы выкопали овраг. Батюшка Владимир Введенский сельчанам разрешил забирать домой на хранение церковную утварь. Позже мы заметили, что иконы из храма, которые хранились у нас дома, постоянно обновлялись. Это происходило до тех пор, пока не настало время возрождения храмов.
Вновь настали тяжелые дни, когда священников без суда и следствия арестовывали, отправляли в ссылку, расстреливали только за то, что они являлись «служителями культа». По словам сельской жительницы Лидии Герасимовны Фефеловой, после закрытия храма отец Владимир Введенский, прослуживший в нем 20 лет, жил с семьей в сторожке рядом с церковью до самого ареста. Вероятно, после закрытия сельской церкви в 1937 году отца Владимира, как и многих священнослужителей, арестовали. Последний раз батюшку кто-то из сельчан видел на пересылочной станции Валуйки, где он стоял на перроне в кандалах под охраной конвоиров. Больше от батюшки никаких известий не было.
После ареста священника религиозная община прекратила свое существование. В сентябре 1938 года Черниковский сельсовет ходатайствует «о передаче здания под избу-читальню или клуб». Судьба храма окончательно была решена в следующем 1939 году. Из протокола № 27 от 26 апреля заседания Президиума Курского Облисполкома: «Имея в виду, что на территории Старо-Оскольского района имеется бездействующая церковь с 1937 года, община верующих в настоящее время распалась, здание церкви, как это установлено актом технического осмотра, пришло в полуразрушенное состояние, угрожает обвалом и к дальнейшему использованию непригодно», Облисполком постановил: «Никольскую церковь Черниковского с/совета закрыть, передав здание под использование культурного учреждения».
Однако в том же 1939 году храм был разобран буквально по бревнышку. Из воспоминаний Марии Васильевны Бесхмельницыной:
— Разрушили храм в 1939 году. Было теплое время года. Моя мама вышла на улицу, но тут же побежала назад в хату, стала плакать и приговаривать: «Ой, беда-беда, храм рушить приехали». Мне было тогда 11 лет, а брату Михаилу чуть больше. Мы с братом побежали смотреть. Встали у церковной оградки, которая подходила близко к храму. Смотрим: подъехали на лошадях с подводами мужики из Озерок и стали ломать храм для строительства клуба. Начали сверху. Сначала рушили купол – центральный с крестом. Когда он обрушился внутрь, рухнула одна из стен храма. Нас с Михаилом чуть не засыпало, но мы успели отскочить. Мужики кирпич складывали в одну сторону, а бревна — в другую. А еще помню, что при входе в храм с двух сторон висели каменные плиты с ликами святых, их было много. Эти плиты и кирпичи решили пустить на строительство дороги, а бревна разобранного храма вывезли в Озерки. Один из участков дороги от Черникова до Старого Оскола был песчаный, именно на этот участок и пошел материал. Сегодня те самые плиты и кирпичи покрыты асфальтом. Предположительно они лежат в районе остановки Озерки, рядом с поворотом на Старый Оскол.
В период оккупации, по воспоминаниям местных жителей, немцы и венгры местное население не трогали. Сначала ходили по домам, «забирали поесть, у кого что было», а когда из сельчан были назначены полицаи и староста, то и вообще трогать перестали.
По воспоминаниям старожилов, матушка Зинаида Введенская с сыном Владимиром и дочерью Лидией пережила Великую Отечественную войну в селе Черниково, а в 1945 году переехала вместе с детьми в село Казачок.
Мария Васильевна Бесхмельницына вспоминает еще одну историю, которая произошла во время немецкой оккупации:
— Фашисты приказали всем собраться у церкви. Зачем — никто не знал. Люди думали, что немцы будут смотреть, кто крестик носит, а кто — нет. В те годы люди вырезали себе крестики из консервных банок, приделывали веревочки и вешали на шею. Собрались все, как было велено у храма. Немцы приказали всем сесть, затем отобрали 18 женщин и закрыли их в амбаре. А остальным сообщили, что если будет повреждена связь, перерезаны провода, то заложников расстреляют. Слава Богу, все обошлось.
Русская женщина спасла от поругания дорогую святыню
Жители села рассказывают еще одну историю, которая тоже произошла в период оккупации. Она связана с Анастасией Алексеевной Костомаровой (в девичестве Незнамовой), уроженкой села Черниково. В июле 1942 года всех жителей села, в основном женщин и подростков, мобилизовали на рытье окопов в окрестностях Старого Оскола. Внезапно появились немецкие самолеты и танки. Все, кто в этот момент находился вместе с Настей, бросились врассыпную. Несколько часов и Настя бежала, не помня себя. Наконец она добралась до Озерок. На колхозном дворе вовсю хозяйничали немцы. Растопили печь, видимо, собирались готовить обед. Настя увидела, что двое молодых немцев несут большую доску, у одного из них в руках топор. От неожиданности она встала и вышла из своего укрытия: да это же икона – Матушка Иверская! С детства ей запомнился чудный взгляд Пресвятой Девы на Иверской иконе, присланной со Святой Горы Афон нашими соотечественниками в дар Никольской церкви села Черниково. «Наверное, из мастерских взяли, где была сложена церковная утварь из разобранного храма», — подумала Настя. Подбежала и давай кричать: «Это же Божия Матерь, отдайте мне». И руками за икону уцепилась. На шум подошел немец постарше. Молодых отвел, а икону отдал девушке. С иконой Настя и пришла в дом к свекрам в селе Озерки. Отмыли икону от грязи и пыли, и она словно засверкала, будто лучи от нее пошли. Так русская женщина спасла от поругания дорогую святыню.
26 октября 1942 года стоял прекрасный теплый день. Из Хорошилово приехал священник Василий Переверзев (храм в Хорошилово открыли в сентябре 1942 года). В этот день была намечена отправка молодых женщин и девушек в Германию, в списках значилась и Анастасия Незнамова. Батюшка отслужил молебен в доме свекра Анастасии Незнамовой, где по-прежнему находилась Иверская икона Божией Матери. Было решено икону отдать в Димитриевский храм села Хорошилово, и отец Василий сразу забрал её с собой.
Прошли годы. Казалось, что след Иверской иконы в селе Хорошилово затерялся, но настоятельствующий долгие 27 лет отец Павел (Санталов), позже иеросхимонах Нифонт, сохранил святыню. К сожалению, местным изографом ей было сделано не совсем удачное поновление: по старой росписи наложены новые краски. Так что узнать в ней икону старинного афонского письма, написанную в нежных золотисто-коричневых тонах, было практически невозможно. Обнаружена она была в начале 2000-х годов в Димитриевском храме села Хорошилово.
История крестных ходов из Хорошилово в Черниково
В октябре 2003 года впервые за столько лет Иверскую икону крестным ходом принесли на место прежнего ее обитания. Но вместо храма был лишь пустырь. В тот год было принято решение установить икону Пресвятой Богородицы в благочестивой семье Пореевых на целую неделю, чтобы к чудотворному образу могли приложиться все жители села.
А уже в следующем, 2004 году за неделю до престольного праздника (26 октября) на месте прежнего храма был установлен деревянный дубовый крест, решение было принято сельчанами, крест изготовили и устанавливали Николай Козлитин, Александр и Вячеслав Фефеловы. С тех пор ежегодно 26 октября в Черниково приезжали благочинный II Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин, настоятель Свято-Никольского храма с. Незнамово протоиерей Сергий Шумских для совершения крестного хода с Иверской иконой Божией Матери и служения молебна с чтением акафиста на месте разрушенного храма.
Часовня во имя святителя Николая Чудотворца и
установка закладного камня будущего храма
Местные жители молили Господа о возведении храма: собственными силами построить церковь им было не под силу. Чаяния сельчан оправдались: уроженец села Черниково аудитор Счетной палаты РФ Михаил Иванович Бесхмельницын решил возвести на своей малой родине храм в честь Небесной Заступницы. Освящение закладного камня будущей церкви состоялось в день почитания Иверской иконы Божией Матери – 26 октября 2012 года. Праздник начался с традиционного крестного хода с чудотворным образом вокруг села Черниково, в котором приняли участие и прихожане городских храмов. Несмотря на проливной дождь, сотни людей собрались на месте закладки нового храма. Пришли и те, кто помнит, что на этом месте была еще старая церковь.
— Я крестилась в этом храме в 1931 году, — рассказала Таисия Бесхмельницына, — храм был деревянный и стоял там, где сейчас освящается закладной камень.
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) освятил закладной камень нового храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Ему сослужили благочинные двух Старооскольских округов – протоиерей Алексий Бабанин и протоиерей Василий Рачок, секретарь Белгородского епархиального управления иерей Алексий Москаленко, настоятель Старооскольского храма во имя прп. Сергия Радонежского протоиерей Сергий Шумских и другие старооскольские священники.
В этот же день владыка Иоанн освятил часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Содействие в установке рядом с закладным камнем часовни оказал наш земляк из села Архангельское – Василий Гончаров, глава администрации города Сергиев Посад.
Маленькая деревянная часовенка была построена в Сергиевом Посаде в 2010 году, а теперь радует жителей села Черниково. Василий Гончаров по просьбе наместника Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста передал в дар новоосвященной часовне икону святителя Николая Чудотворца и написанную на Афоне икону Божией Матери «Иверская». На освящении часовни и закладного камня присутствовали губернатор Белгородской области Евгений Савченко, глава Старооскольского округа Павел Шишкин, генеральный директор ассоциации «ПромАгро» Федор Клюка.
Необычный проект
Курировал строительство храма Иверской иконы Божией Матери настоятель Димитриевского храма села Хорошилово священник Дионисий Семыкин.
Первоначальный проект Иверского храма был подготовлен старооскольскими архитекторами. Он получил благословение митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Однако спустя некоторое время владыка увидел церковь, сооруженную между Адлером и Сочи. Она так понравилась ему своей архитектурой, своей компактной формой, что он принял решение: такое здание должна иметь и церковь в селе Черниково Старооскольского района. Адлеровскую церковь строила известная компания «Трансюжстрой», которая прославилась на сооружении БАМа. Проект также разработан в «Трансюжстрое», президентом компании является заслуженный строитель России Анатолий Антипов.
Важная особенность нового проекта – храм имеет шатровый купол, высота которого 12 с половиной метров. А в целом здание церкви вместе с главным крестом поднимется на высоту почти 25 с половиной метров. В России это будет вторая после адлеровской церковь с таким архитектурным обликом.
– Мы уложили 80 тысяч кирпичей за 30 рабочих дней, – рассказывает начальник строительного участка Анатолий Белоусов. – Здесь нас 23 человека – каменщики, штукатуры, брусчатники, сварщики, электрики… Сроки жесткие – полностью объект мы должны завершить к 10 октября 2013 года. Поэтому встаем рано, ложимся в наших вагончиках поздно. Разметку стройки сделали 28 мая 2013 года, а уже в августе начали внутреннюю и наружную отделку. Внутри храма своды и стены покрываем гипсовым раствором – на такой поверхности иконопись прочнее и качественнее. К росписи можно будет приступить лишь через два года. Кроме того, ведем также монтаж электропроводки, благоустройство территории, которая занимает полгектара.
Здание стоит на прочнейшем фундаменте, под него было забито 38 буронабивных бетонных свай. Ход работ на стройке практически каждый день контролировал член Попечительского совета храма, директор ООО «Маслобойное» Александр Бесхмельницын.
– Здесь рождается храмовый комплекс, – поясняет Александр Бесхмельницын. – С первых своих дней работает часовня святителя Николая, в которой каждое воскресенье настоятель храма отец Дионисий проводит молебны. Продолжаем работы по обустройству часовни – недавно сделали новое удобное кирпичное крыльцо, облицованное керамической плиткой.
Строительство храма в с.Черниково
г. Старый Оскол
2013 год
Установка куполов
13 сентября 2013 года стены новой церкви увенчал сияющий купол. Необычную восьмигранную конструкцию кровли изготовили в Волгодонске на заводе «Энергомашпром». Синий с белой каймой шатер увенчала золотая главка. Это не первая шатровая кровля, которую устанавливают рабочие этой фирмы в нашей области. Однако в Старооскольском районе таких гигантов еще не было: размер конструкции от основания до креста составляет 18,5 метров, а вес – 13 тонн.
Чин освящения купола и крестов совершил благочинный II Старооскольского округа протоиерей Василий Рачок. Ранним утром он отслужил молебен, на котором присутствовали жители села Черниково, начальник управления Озерской сельской территории Николай Емельянов, глава Старооскольского округа Александр Гнедых, попечитель строительства храма директор ООО «Маслобойное» Александр Бесхмельницын. Уже к вечеру основные работы были завершены. Сначала установили свод храма и нижнюю часть шатра – широкий венец со стрельчатыми окнами-кокошниками. Потом настала очередь самой большой части – барабана. Кстати, барабан, как и главки, покрыты пластинами из нержавеющей стали с нитридным напылением. Таких пластин ушло на изготовление купола несколько сотен. В конце установили золотую луковицу-главку с крестом. Еще одна главка установлена в понедельник, 16 сентября 2013 года, над западными вратами. Спустя несколько дней была устроена звонница.
Освящение храма в честь Иверской иконы Божией Матери
26 октября 2013 года в селе Черниково состоялось освящение храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Прошел ровно год со дня освящения закладного камня, и белоснежный кирпичный храм, увенчанный 18-метровым синим шатром с золотой главкой, встретил первых прихожан. Чин освящения и первую Божественную литургию в новом храме совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении духовенства двух старооскольских благочиннических округов. На богослужении присутствовали Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин, губернатор области Евгений Савченко, глава администрации Старооскольского округа Александр Гнедых и руководители администраций с. Черниково и соседних поселений.
На первое богослужение собралось несколько сотен человек. Разделить духовную радость с черниковцами пришли жители ближайших сел, а также прихожане старооскольских храмов.
Губернатор области Евгений Савченко, специально приехавший на праздник из Белгорода, выразил чувства всех собравшихся, сказав, что у села Черниково будто вновь забилось сердце. Евгений Степанович передал в дар храму старинную икону афонского письма Божией Матери «Иверская».
Настоятелем Иверского храма стал выпускник Белгородской духовной семинарии священник Андрей Лебедев. Батюшка только что отслужил сорокоуст в Александро-Невском кафедральном соборе Старого Оскола и с волнением принял под свое попечение новый приход:
– Стать настоятелем так рано я не ожидал. Конечно, это большая радость для меня и моих близких, но в то же время это огромная ответственность. Сначала мне непросто было свыкнуться с мыслью, что с собором придется расстаться. Но с каждым разом приезжая на строительную площадку в Черниково, я все больше хотел вновь вернуться сюда. И теперь я знаю – здесь мое место, мой дом, и лучше этого сельского храма для меня нет.
Небольшой приход, который успел сложиться за время строительства храма, очень тепло встретил молодого батюшку. Первые прихожане уже просят священника организовать церковный хор и воскресную школу. Конечно, они обещают разделить с настоятелем все хлопоты по благоустройству храма.
Опекать храм обещала и председатель попечительского совета Тамара Ивановна Бобринева, которая передала отцу Андрею символический ключ от нового Дома Божия. Не оставит приход и инициатор строительства Михаил Иванович Бесхмельницын. Не случайно вернулась в село Иверская икона Заступницы нашей перед Господом – Пресвятой Богородицы – значит, вернулась и Божия благодать.
г. Старый Оскол
26.10.2013
11 апреля 2014 года на звоннице храма появился большой стокилограммовый колокол, изготовленный на колокололитейном заводе в Воронеже. Колокол установлен благодаря попечениям ктитора Михаила Ивановича Бесхмельницына.
▪ Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая