Звезда Пасхи над планетой Православия
Пасха Христова – это главный христианский праздник. Ничто не может сравниться с особой пасхальной радостью и торжественностью богослужения. Но так получилось, в соответствии с Промыслом Божиим, что еще с древних времен существовало разнообразие или, лучше сказать, разноцветие в праздновании Пасхи. Почти у каждого народа имелись свои особые различия и оригинальные обычаи при отмечании Праздника Праздников, которые не нарушали правил Церкви, но в то же время показывали любовь православных христиан ко Господу нашему Иисусу Христу.
«Дальнезападное» христианство и его мир
Великая империя Древнего Рима совсем недолго владела Британскими островами, а вот на землю Ирландии вообще ни разу не ступали калиги римского легионера.
Христианство в Ирландии (а именно она стала затем центром «дальнезападного», иначе – «кельтского» христианства) распространялось бескровно. Мученики, пострадавшие за веру христианскую (в период просветительства), на самом «Зеленом острове» неизвестны. Мученики появляются позже, когда начинается миссионерская деятельность ирландцев в континентальной Европе, и орды норманнов вторгаются в Британию и Ирландию. Нечто подобное происходило и при Крещении Руси. История повествует о мученической кончине святого Кукши (Иоанна), просветителя вятичей-язычников, и его ученика Никона, убитых по наущению жрецов.
Изначально Ирландия была православной. В монастырях любили и чтили греческих отцов Церкви, хотя канонически и подчинялись Риму.
Интересно, что в Ирландии бытийствовал ритуал сохранения весь год «Пасхального огня», зажигаемого в Великий праздник. Основой этой традиции стал «Пасхальный костер», который воспламенил святой Патрик (Патрикий, Котиртиак).
Вероятно, что из дальнезападного христианства берет истоки украшение «Пасхального древа», более распространенное в Германии, но попавшее туда в результате деятельности кельтских христиан-миссионеров.
С «дальнезападной» миссией связан эпизод с празднованием Пасхи в Британии. Ирландские христиане отмечали Пасху не в тот день, что и весь христианский мир, что произошло из-за неверного способа счета даты Пасхи у ирландцев, основанного на 84-летнем цикле и лунном календаре.
Король Нортумбрии (одного из британских государств) женился на принцессе из Кента. Король придерживался «кельтского» христианства. Результатом стало то, что король и королева отмечали Пасху в разные дни в течение нескольких лет.
Положение изменилось только в начале VIII века, когда «дальнезападное христианство» полностью приняло солнечный календарь и общеправославное исчисление Пасхи.
Православная Пасха в Японии
Впервые в пасхальном богослужении, кроме русских, японцы (семь человек) приняли участие только в 1871 г.
Распространение Православия в стране Ямато неразрывно связано с именем святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1836-1912). Перевод православных текстов на японский язык, миссионерские труды и становление Японской Православной Церкви – это знаковые черты его необыкновенного служения.
Пасха в православном храме Японии очень похожа на празднество в русских храмах. Неслучайно есть свидетельства от православных христиан из Европы такого свойства: «Мы не понимали слов молитв и песнопений на японском языке, но, участвуя в богослужении, ощутили, что встретили настоящую Пасху!»
Кстати, и Пасха по-японски звучит как Пасха. И православные японцы приветствуют друг друга возгласами: «Харисутосу фуккацу!» (Христос воскресе!) и «Дзицу-ни фуккацу!» (Воистину воскресе!).
Для японцев Пасха – семейный праздник, а церковный приход ими понимается как большая семья. Когда настоятель храма после службы раздает каждому прихожанину по раскрашенному в красный цвет яичку (из специальной корзины), то это вызывает неподдельную радость и детей, и взрослых.
С чрезвычайным трепетом православные японцы относятся к чудесам во время Светлого Праздника. Свидетельства о них передаются постоянно друг другу и сохраняются, так повелось еще с конца XIX века. Процитируем одну из записей миссионера (1889 г.): «…Они считают это дитя исцеленным силою Божиею; они, еще будучи язычниками, и не знали, как праздновать прошедшую Пасху, приготовили, однако, моти (рисовые лепешки) и расположились праздновать молитвой, но перед Пасхой дитя захворало и лежало при смерти, так что уже отчаялись в жизни его, между тем наступила пасхальная полночь; они сказали сами себе: «Болезнь дитяти все же не должна им мешать помолиться». И лишь только расположились вознести из своего еще неосвященного благодатию крещения, но усердно верующего сердца молитву Воскресшему Спасителю, как среди молитвы дитя позвало мать, уже отчаявшуюся прежде слышать от него слово в сей жизни, а через три дня было совсем здорово».
Пасха в Ливане и Таиланде
Ливан и Таиланд расположены на противоположных концах Азии. Но православные христиане есть и в бывшем Сиаме, и в крае, где кедр почитается национальным деревом.
Христиане Ливана принадлежат к Антиохийской Православной Церкви. Они придерживаются в праздновании Воскресения Христова таких же обычаев, что и христиане Сирии, Иордании и Палестины. Впрочем, есть и свой оригинальный признак. Ливанцы красят не только яйца, но и цыплят.
Ливанский кулич называется «мамуль», после целования креста в храме все прихожане получают кулич и яичко.
Надо отметить, что в Ливане, стране преимущественно мусульманской, празднование Пасхи свидетельствует о глубочайшей вере и мужестве христиан. Сейчас в соседней Сирии развернулась страшная братоубийственная война. Исламисты проникают и на территорию Ливана, и в адрес православных христиан беспрерывно звучат угрозы. Поэтому всякому русскому православному человеку в пасхальные дни, пожалуй, стоит помолиться о христианах и Ливана, и других государств, где они своей жизнью свидетельствуют об истинности Православия.
Королевство Таиланд обладает в основном буддистским населением. Православие не преследуется, но и не поощряется. Имеются и свои трудности при праздновании Пасхи. Предоставим слово архимандриту Олегу Черепанину, настоятелю Свято-Никольского храма города Бангкок: «В Таиланде существует закон о шумах. В Бангкоке можно шуметь до десяти вечера, в Паттайе – подольше. За неделю до Пасхи, начиная с Вербного воскресенья, мы обязаны написать бумагу каждому владельцу дома в округе пятисот метров от храма с извинениями за то, что такого-то числа будет ночное богослужение, и мы с двенадцати ночи будем звонить в колокола, которые их могут побеспокоить, просим проявить понимание и принять извинение. Эти бумаги мы должны или отдать в руки хозяина дома, или развесить около домов. Как правило, все с пониманием к этому относятся, то есть проблем нет. Но есть обязательное требование полиции о подобных уведомлениях. Чтобы для местных жителей шум не стал неожиданностью.
Как и везде на Пасху, в Таиланде говорят: «Христос воскресе!», или по-гречески – «Христос анести!». И по-тайски, и по-арабски. Сейчас у нас в последнее время в Таиланде стало много мигрантов из Пакистана. Они также предпочитают ходить в православные храмы, хотя очень многие из них католики. Сейчас несколько человек из них проходят оглашение, готовятся к миропомазанию и принятию Православия…
Пасха в Таиланде отмечается так же, как и везде в русском Православии. Самая большая православная община у нас находится в Паттайе, где сегодня открыто два православных храма. Там очень много русских ресторанов, рестораторы которых также люди верующие и ходят в храм. А поскольку не у каждого есть возможность приготовить дома куличи, то их готовят в этих русских ресторанах, а потом продают по себестоимости, ну или чуть-чуть дороже, чтобы прибыль ушла на церковные нужды. И каждый человек имеет возможность их приобрести. Что касается пасхальных яиц, то люди уже сами их красят. Самое тяжелое – сделать творожную пасху. Но наши в Таиланде уже освоили производство творога. А в Бангкоке иногда заменяют куличи какими-то местными кулинарными изделиями. Но все равно стараются соблюдать традиции. Даже тайцы. Кстати, у нас уже пошло второе поколение православных тайцев. Одна наша прихожанка, которая приняла Православие, недавно крестила своего сына. Сама его катехизировала, обучала вероучению».
Торжество торжеств в Африке
Центрами Православия в «Черной Африке» по праву считаются Гана (на западе) и Кения (на востоке). Количество православных приходов постоянно увеличивается. Вместе с исламом Православие считается наиболее динамично развивающейся религией вне пределов африканского севера.Более 70 процентов православных храмов на африканском континенте находятся в ведении Александрийской Православной Церкви.
В Гане присутствующий на пасхальном богослужении будет удивлен знаменным распевом, а затем и использованием местных барабанов (что сложно представить себе в России).
В ганских и кенийских приходах часто на Пасху служат в шатрах или больших самодельных хижинах, над которыми устанавливается православный крест. И во время богослужения (за редким исключением) поют все прихожане.
После завершения Божественной литургии прихожане и священники не расходятся. Миряне устраивают празднество около храма с традиционными африканскими танцами и песнопениями. Но гимны и хвалебные песни, несмотря на их ритмику, наполнены благочестием. Христианские песнопения исполняются в соответствии с африканским темпераментом, опять же под бой тамтамов. Далее организуется совместная трапеза. Но вот куличи здесь встречаются нечасто (причем их можно скорее найти в Кении, а не в Гане).
Неважно, где живут православные христиане и какой разрез глаз и цвет кожи они имеют, но 16 апреля все мы будем праздновать Светлое Христово Воскресение, благоговеть перед яркой Звездой Пасхи, которая вознеслась над планетой Православия, и повторять слова святителя Иоанна Златоуста:
«Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь».
Александр Гончаров,
кандидат филологических наук