Золото и искры. Женщины в Священном Писании
Библия – это самая честная книга на свете. Она отображает историю начала нашего мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). И до момента, когда «звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6:13–14).
Стержнем же истории являются взаимоотношения Бога и человека, сотворенного Им. Все столь любимые современными учеными мужами процессы: социогенез, этногенез, культурогенез и прочие запустились только при изгнании Адама и Евы из рая.
С тех пор и пошло так, что основными деятелями истории, устремившейся к вершине – Голгофе и Пасхе Христовой, а потом направившейся к своему концу, стали мужчина и женщина – основа семей, родов и народов.
Библия никогда не лжет. Ветхозаветные патриархи в ней показаны такими, какими и были, то есть вождями диких воинственных родов. Они не чурались жестокости, но умели проявлять и искреннее милосердие, чтили гостеприимство и воевали с врагами, любили детей и наказывали нераскаянных грешников.
Новый Завет тем более ничего не приукрашивает. Например, апостола Петра он не показывает этаким рыцарем без страха и упрека, а апостол Павел только чудом Божиим отводится от роли гонителя христиан.
И в войне, и в мире, и в горе, и в радости, и в грехе, и в благости всегда рядом с патриархами, пророками, царями, апостолами и самим Господом нашим Иисусом Христом находятся женщины.
Вообще, христианство, Церковь и Библия возносят женщину на такую высоту, которую не найдешь в сакральных книгах и преданиях иных религий и культов.
Идеалом женщины, конечно, считается Пречистая Матерь Божия. Митрополит Антоний (Блум) писал: «Она Его любила как мать, и Она Ему поклонялась как Богу. И никогда Она не стояла препятствием на Его крестном пути. Нигде в Евангелии вы не найдете места, где Божия Матерь Его останавливает, подобно Петру, говоря: «Не позволь, чтобы с Тобой это (то есть крест и смерть) случилось…» Петру Христос ответил: «Отойди от Меня, ты Мне противник и враг, ты думаешь о человеческом, а не о Божием…» – Божия Матерь, Дева Богородица, никогда не стояла препятствием на этом пути. Она дала Ему пройти весь крестный путь и у подножия Креста не выронила ни одного слова, не произнесла вслух ни одной молитвы, которая шла бы вразрез с волей Отчей и с волей Сына. Стояла, ни словом не защитила Своего Сына от мучителей, ни словом не остановила хулителей и насмешников, ни словом не обратилась к Отцу; не взывала: «Пошли же, Господи, помощь Твою, да рассеются Твои враги!..» Нет, Она в полном единстве, соединенная до конца с волей и любовью Своего Сына, Его отдавала на смерть, чтобы жили другие».
Тяжела была ноша Пресвятой Богородицы – скорбь как оружие пронзило Ее душу (как и прорек святой Симеон) во время стояния у Креста Господня. С подвигом Божией Матери не сравнятся деяния всех святых на земле.
В 3-ю неделю по Пасхе Церковь вспоминает жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, которые по иудейскому обычаю пришли ко Гробу Господню, чтобы умастить Тело Христово ароматами и миром (Лк. 23:56). Они и получили от Ангела Божиего первыми весть о Воскрешении Спасителя. Они проявили любовь ко Господу, несмотря на всю опасность гонений и возможное поругание от стражи, а потому и были вознаграждены видением пустого Гроба и счастливой вестью от небесного посланника. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9). «Христос Воскресе!» – сказала апостолам святая Мария Магдалина. И этот возглас прошел через две тысячи лет и радостно звучит и в наши дни.
Безусловно, кто-то может заявить, что все это связано с событиями, описанными в Новом Завете. А что же происходило с женщинами в ветхозаветную эпоху?
Апостол Павел говорил: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (1 Кор. 11:11). И потому нам очень важно посмотреть на образы праведных жен в Ветхом Завете.
Для начала обратимся к чинопоследованию церковного благословения брака. В нем есть строки: «Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Захарию и Елисавету».
Святые и праведные Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы. Их жизнь относится ко времени Нового Завета, как и Захарии с Елисаветой – родителей пророка Иоанна Предтечи. Обе эти супружеские пары настолько были чисты перед другими людьми, что Творец уготовил им подарить миру детей, без которых нельзя и представить приход Спасителя. Их святость не требует особого разъяснения.
Но как же быть с Авраамом и Саррою? Святитель Дмитрий Ростовский писал: «Сия сопряженная плотию и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом». Однако необходимо добавить, что, пожалуй, в Ветхом Завете Сарра – наилучшее отображение женщины на все века.
Авраам и она не имели детей до преклонных лет. И вот супруги получили от Господа обетование, что Сарра родит сына. «Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар» (Быт. 18:12). Казалось бы, здесь звучит лишь недоверие и ничего больше. Но в Масоретском переводе Танаха (Ветхого Завета) имеется несколько другой смысл, по мнению современного богослова Евгения Авдеенко. Сарра хочет ребенка, и для нее иметь сына от любимого мужа – это райское наслаждение. Думается, что многие бездетные женщины и в XXI веке отлично поймут Сарру. В недоверии Сарры и горьком смехе ее все-таки звучала нота надежды. И Бог даровал ей и Аврааму сына.
Ревекка и Асенефа – это образы верных жен. Потому их имена упоминаются при венчании.
Жена пророка Моисея Сепфора занимает особое место в Ветхом Завете. Она спасает мужа от смерти перед лицом гнева Господня.
Моисей, взяв Сепфору и двух сыновей, один из которых не был обрезан по обычаю, отправился в Египет, чтобы исполнить Божие повеление – вывести из той страны еврейский народ в Землю обетованную, освободив его от рабства.
«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию» (Исх. 4:24–26).
В Ветхом Завете мы неоднократно встречаем и других выдающихся и праведных женщин: пророчиц Мариам (сестру Моисея и Аарона) и Девору, Есфирь, Агарь, Иудифь, Рахиль и т. д. И ни одна из них не чувствует своей какой-то несвободы. Все они знали, что равны с мужчинами перед Законом Божиим. Они – Женщины с большой буквы. Они следовали своему предначертанию, как и мужчины. Они помнили, что именно семя жены поразит голову древнего искусителя-змия (Быт. 3:15).
В заключение же хочется отметить, праведные женщины Библии никак не вписываются в рамки феминизма XXI столетия именно потому, что они – женщины. Феминизм на самом деле считает всех женщин недомужчинами и жаждет их поставить на место мужчин или выше. Здесь таятся и ненависть, и раздор. А Господь создал мужчину и женщину не для этого, но для любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
Жизнь же мужчины и женщины – это не война или неволя, а что-то совсем другое. Христианский писатель К. С. Льюис неслучайно писал: «Видите, послушание скорее танец, чем палка, особенно когда речь идет о мужчине и женщине; то он ее слушается, то она его».
Александр Гончаров