Знать, во что верить
Христианину невозможно организовать духовную жизнь без изучения основ православной веры. Нельзя прийти в храм и просто повторять слова за всеми. Процесс познания должен быть глубоким, вдумчивым, продолжительным. Кто-то может заметить, что все необходимые указания для жизни верующего человека содержатся в Евангелии – только открой книгу… Однако не все так просто, отмечает священник Николай Михальцов. Член миссионерской комиссии Белгородской епархии, старший преподаватель Белгородской духовной семинарии, он справедливо считает, что лишь изучая богословие, можно обрести полноту веры и преуспеть в деле спасения.
– Отец Николай, я знаю, в Белгородской духовной семинарии у вас много послушаний. Расскажите о них.
– У меня три послушания. Прежде всего я являюсь старшим преподавателем кафедры библеистики и богословия, преподаю догматическое богословие. То есть непосредственно объясняю студентам суть православного вероучения. Также я являюсь руководителем курсов подготовки церковных специалистов – людей, которые призваны стать помощниками благочинных и настоятелей храмов по катехизической, миссионерской, социальной деятельности и работе с молодежью. А еще я координирую службу индивидуальных наставников. Индивидуальные наставники – преподаватели, которые помогают семинаристам вести научную работу: участвовать в конференциях, издавать статьи, работать над курсовыми, да и в целом помогают в учебе.
– Вам легко совмещать служение и преподавание? Как складывается ваш день?
– Мой день, конечно, начинается с богослужения, так как являюсь клириком храма в честь Почаевской иконы Божией Матери. После этого я отправляюсь на занятия, а вечером – опять служба. Готовлюсь к лекциям я заблаговременно – либо между совершением богослужений, либо поздно вечером. Тут нужно понимать, что преподаватель не только читает лекции, но и ведет свою собственную научную работу – пишет статьи, участвует в конференциях, проходит различные курсы. И все надо успевать.
С одной стороны, физически может быть не всегда легко совместить эти сферы. Зато, когда после службы приезжаешь в семинарию на лекции, чувствуешь, будто богослужение продолжается. Ведь что такое богослужение по сути? Это Евхаристия, общая молитва, проповедь. Вот как раз молитвы и проповеди звучат в студенческих аудиториях, когда мы со студентами читаем слово Божие, изучаем святых отцов. А потом происходит живая дискуссия. И от этого мне легко, потому что все на одной волне идет.
– С изучением богословия мы определились. А для кого созданы курсы подготовки церковных специалистов? Насколько актуальны они?
– Такие занятия по благословению священноначалия проводятся в большинстве епархий Русской Православной Церкви. Слушателям курсов выдается диплом общецерковного образца. В принципе стать слушателем может любой желающий. Обычно их проходят те, кто хочет углубить свои знания, чтобы достойно нести уже имеющееся послушание в Церкви. Например, катехизаторы храмов, сестры милосердия, модераторы приходских сайтов. На курсы приходят даже те, кто за свечным ящиком сидит, – это же наши первые миссионеры! Полезными они будут и обычным мирянам. Нередко участники таких курсов получают базовые богословские знания, потому что им просто интересно. И это нормально. Человек должен интересоваться своей верой. Некоторые потом продолжают обучение в семинарии.
– Какие дисциплины изучают слушатели курсов?
– Их можно распределить на два блока. Первый – это богословские дисциплины, которые изучаются в самой духовной семинарии. Причем эти занятия у слушателей курсов ведут те же преподаватели, что и у семинаристов. Мы изучаем Священное, догматическое богословие, историю Древней Церкви, историю Русской Православной Церкви, святоотеческую письменность.
Второй блок – церковно-практический. Это те предметы, изучение которых поможет будущим участникам курсов быть полезными в приходе и организовывать уже определенные проекты, вести миссионерскую деятельность в рамках прихода и даже благочиния. Например, мы изучаем основы организации воскресных школ для детей и взрослых. Есть в программе практическая психология, основы социальной работы, информационное обеспечение и, собственно говоря, принципы и методы миссионерской деятельности. Эти предметы ведут практикующие специалисты – сотрудники наших епархиальных отделов. То есть слушатели не только теоретические знания получают, но и видят реальные примеры проповеди Слова Божия в приходе.
– Насколько актуально изучение догматического богословия в наше время?
– Ответ на этот вопрос может занять очень много времени, я бы сказал, что нам даже не хватит привычной лекции. Поэтому выделю два ключевых аспекта, которые аргументируют в пользу обязательного знания этого предмета сегодня. Первый аспект – это духовная жизнь христианина. Неслучайно перед тем, как человек принимает Крещение, в чине оглашения он сам, либо крестный произносит Символ веры. Примечательно, что в такой момент человек воспроизводит не 10 заповедей Божиих, не даже заповеди блаженства – что, скажем, было бы более практично, – а именно Символ веры. Почему? Потому что для нас более значима именно вероучительная составляющая. Она определяет настрой человека во время совершения таинства Крещения и характер его духовной жизни в дальнейшем. То есть мы подразумеваем, как и во что именно человек будет веровать, так он будет выстраивать и свою жизнь христианскую.
Вот пример. Как мы ответим на вопрос: «Кто такой Бог и какой Он?» Кто-то скажет: «Бог – это судья. Он может строго покарать за грехи». Другой ответит: «Бог есть любовь, Бог милующий». Какой ответ верен? А на самом деле оба они неполные, потому и неверные. На самом деле верно, что Бог судья – справедливый, но милующий. Если человек будет представлять себе Бога только в первом варианте, то вся его вера будет заключаться в страхе: «Бог меня накажет за тот поступок, за другой, а еще и моих детей накажет за мои грехи…» А чем это закончится? Суперстрогим режимом в семье, когда детям будут давать подзатыльники, если они не молятся. Мужья будут силком притянуты в храм, потому что жить им придется не в любви, а в ежовых рукавицах жен. Второй вариант тоже не настроит на верный путь. Как будет думать человек? «Если Бог милующий, то все и всем простит, все попадут в рай». Соответственно жизнь такого христианина будет расслабленная, исполненная ложного оптимистического богословия и, вероятно, многих не очень хороших поступков. Хотя Господь заповедал: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Выходит, если человек неправильно мыслит о Боге, не знает сути нашего вероучения, догматов, жизнь его будет выстраиваться неправильно.
Второй такой аспект нашей жизни, который немыслим без догматического богословия, –это вызовы современности. Я говорю о разного рода явлениях и событиях, которые возникают в разных сферах человеческой деятельности и могут кардинально менять общество, уклад жизни. И вот тут специалист-богослов должен эти явления оценить с точки зрения православного вероучения и определить отношение к ним Церкви. Например, это проблемы искусственного интеллекта, биоэтики, трансгуманизма и прочие явления, которые заставляют задаваться христиан вопросами. Естественно, богослов должен православное вероучение всесторонне знать, чтобы дать должный ответ.
– Какие богословские произведения вы можете рекомендовать нашим читателям для самостоятельного изучения?
– Сейчас я сам изучаю и пишу научную работу по книге преподобного Иоанна Дамаскина «Источник знаний». При поразительной глубине мысли это довольно простое для восприятия произведение. Да, это основы православного богословия, но они описаны кратко, понятно, емко. При этом читать эту книгу можно бесконечное количество раз – всегда открывается что-то новое. На мой взгляд, это до сих пор непревзойденное богословское произведение, которое я советовал изучить каждому верующему в первую очередь. А уже в дальнейшем продолжить поиск.
Беседовал протоиерей Максим Горожанкин
Фото Арсения Клюйко