Жизнь в трудах и послушании

01_sdfkjh487yildsО приходе и настоятеле храма Рождества Христова

20 июля 2003 года настоятелем вновь построенного храма Рождества Христова в Новом городе назначен благочинный 2-го Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин. Особенность этого округа в том, что, в отличие от 1-го – городского округа, он включает в себя сельские храмы и приходы. Храм построен в Новом городе – наиболее перспективной, быстро строящейся и густонаселенной части города.

Вот что рассказывает о новом назначении сам отец Алексий Бабанин:
— В первую очередь это было чувство послушания — прослужив 17 лет в Ильинском храме, я не с особой охотой шел сюда. Мне кажется, что недостоин этого прихода. Чувства двоякие. Радостно оттого, что мне доверили созидать новую общину, а горестно – потому что бросил своих прихожан. Теперь нужно создавать приход на новом месте, чтобы была единая семья, чтобы люди шли в храм как к себе домой, чтобы они чувствовали себя вольно, радостно, чтобы не было у людей стеснения в храме. Прислушиваешься к вопросам людей и стараешься идти к ним навстречу.
Трудности, конечно, были – подготовка к освящению храма, хотелось, чтобы освящение Христорождественского храма прошло достойно – убранство храма и все-все должно было соответствовать торжественному его открытию. Устоявшегося прихода пока еще нет; многие здесь живут и не знают, что храм открылся.
В Ильинском храме у нас была единая семья. Люди знали меня, а я их; они спокойно подходили ко мне, обращались, советовались. Здесь люди еще присматриваются ко мне, стесняются, боятся, узнают, изучают. Эту разницу лично я ощущаю…
В этих переживаниях отец Алексий предстает перед нами как человек с очень чутким и добрым сердцем, готовым откликнуться на чужую скорбь, на чужую беду.
Он вырос в большой семье, где было восемь детей. Село Первая Ольшанка Губкинского района лежит чуть в стороне от основных дорог. Но в нем, в отличие от других сел, уцелел храм. Еще недавно в Губкинском районе, включая город, было всего пять действующих храмов, в том числе и в селе Первая Ольшанка.
Семья, в которой вырос отец Алексий – верующая. С детства он ходил в храм, и было желание самому служить в Церкви. С годами отец Алексий стал все больше чувствовать, что для Церкви не хватает священников, и это укрепляло его в своем намерении служить Церкви. Но лишь после службы в армии это намерение приобрело реальные черты. По благословению отца Серафима (Тяпочкина) о. Алексий стал готовиться к поступлению в Московскую духовную семинарию, служил иподиаконом при архиепископе Курском и Белгородском Хризостоме. Это было с 19 декабря 1981 года по август 1982 г. Затем началась учеба в семинарии. Рукоположение в диаконский сан отца Алексия в марте 1986 года совершил епископ Александр (Тимофеев), ныне покойный, – ректор Московской духовной семинарии и академии. В мае этого же года отец Алексий стал священником. После окончания семинарии отцу Алексию Бабанину хотелось служить в своем родном селе, в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Но владыка Ювеналий, архиепископ Белгородский и Курский, сказал: «Нет пророка в своем отечестве», – и определил на служение клириком Сергиево-Казанского кафедрального собора города Курска. И все-таки тяга к родному селу, к храму детства осталась в отце Алексии навсегда. Хотя переехали в Пристень его родители, он все же старается в каждый престольный праздник навестить свой первый храм, где он не только молился, но и постигал азы церковного служения – пел и пономарил.
В Курске отец Алексий служил недолго – около полугода. С 15 ноября 1986 года он назначен настоятелем Илиинского храма города Старый Оскол. Это был его самый первый приход, и он посвятил ему почти 17 лет, вплоть до перевода настоятелем нового Христорождественского храма 20 июля 2003 г. Большое влияние на отца Алексия оказал протоиерей Владимир Отт – человек, снискавший большую любовь и почитание старооскольцев за свое бескорыстие, благочестие и подвижническую христианскую жизнь. К тому времени он уже отошел от священнослужения в храме, но помогал молодому настоятелю исповедовать, служить панихиды, вынимать частицы из просфор. Он уже плохо видел и был слаб, но все равно помогал. Такое деятельное участие отца Владимира в церковной жизни не могло не оказать благотворного влияния на отца Алексия. И он взял себе за правило сохранить весь уклад приходской жизни, весь порядок участия прихожан в Богослужениях. И самой большой благодарностью молодому священнику было признание прихожанами того, что они не почувствовали перемен с его приходом. Шесть лет они служили рука об руку. В 1992 г. отец Владимир Отт отошел в мир горний, и отец Алексий продолжил установившееся благочестивое служение и управление приходом.
Все старооскольцы и гости города любуются Илиинским храмом. Все наши храмы по-своему красивы. Но Илиинский всегда выделяется нарядностью и благолепием. В прошлом году отец Алексий Бабанин завершил ремонт храма, как раз накануне своего перевода на другой приход. Храм стал еще краше. Невольно задумываешься, сколько же сил, терпения и любви нужно вложить в святое дело благоукрашения храма! Но отец Алексий сказал, что это не самый крупный ремонт при его службе на приходе. В 1987 году в храме перекрывали крышу, полностью очищали стены и заново штукатурили их, покрывали медью и золотили купола. С тех пор каждые четыре года храм белят и красят.
02_fdsajky374ukfse Отец Алексий говорит, что храм и ему всегда казался уютным и близким сердцу. Он был как дом и для него, и для его матушки Ольги, и для их детей. Все они сроднились с Илиинским храмом и всегда с благоговейным чувством входили в него.
Теперь – служение на новом приходе. Появились новые заботы. Стало труднее. Труднее еще и потому, что оставлен прежний круг общения, нарушена духовная связь с паствой. Хотя многие прихожане потянулись вслед за пастырем в новый храм. Сейчас батюшка занят созданием новой церковной общины, подбирает штат. Выбрать достойных помощников на новом месте не так просто.
Слава Богу, что есть помощь со стороны епархии, фонда «Поколение» в устройстве иконостаса, приобретении утвари, хозяйственных принадлежностей. Сейчас в Христорождественском храме создается библиотека, открыта Воскресная школа.
Матушка Ольга рассказывает, что она и дети разделили с батюшкой все скорби, связанные с оставлением прихода. Детям было особенно трудно, ведь все они буквально выросли в Илиинском храме. Но постепенно и дети стали привыкать. В этом храме больше молодежи, больше возможностей для общения со сверстниками. В семье у отца Алексия трое детей: Сергий, Ксения и Анастасия. Матушке Ольге хотелось бы дать детям всестороннее образование. У нее нет сомнений, что они будут служить в Церкви, помогать на приходе. Но, по ее мнению, нужно дать детям трудовые профессии, чтобы можно было принести больше пользы Церкви. Сергий с малых лет прислуживает в алтаре отцу. С каких малых? Как только начал слушаться. 03_fdsitu456yukstwДля Сергия Церковь – это целый мир. Здесь он сделал свои первые шаги, произнес первые слова. Он старается донести чувство любви к Илиинскому храму другим ребятам. В прошлом году Сергий выступил с докладами на городских Рождественских чтениях, на областной олимпиаде по краеведению. Жизнь настоятеля храма, благочинного округа немыслима без поддержки семьи. Не только батюшка, но и его матушка признается, что свободного времени почти не бывает. «Не бывает такого времени, чтобы мы оставались одни», – говорит она. – «Очень часто прихожане обращаются с вопросами ко мне. Батюшка бывает не так доступен. А матушка всегда на месте».
Часто батюшка больше внимания уделяет чужим детям, чем своим. Но послушание всегда нести нелегко. Жить не по своей воле, а по воле Божией трудно, но необходимо.
А вообще, когда выдается хоть несколько свободных дней, семья Бабаниных старается поехать в паломничество по святым местам – в Троице-Сергиеву Лавру, в московские монастыри, в Псково-Печерскую Лавру, в Курск, Белгород…
Тяга к святым местам, можно заметить, свойственна и всему приходу Илиинского храма. Надо надеяться, что эта традиция приживется и в приходе храма Рождества Христова. Это подтверждает мысль о том, что жизнь прихода, жизнь благочинного неотделимы друг от друга. Само слово «благочинный» в народе стало синонимом слова «благочестивый». Ибо от благочестия пастыря, от его христолюбия зависит и мирная богоугодная жизнь паствы.

Светлана Воронцова
«Православное Осколье» № 1 от 7 января 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 4 = 10