Жизнь — священный дар
Жизнь – это священный дар. Так вроде бы думают все – и верующие, и неверующие. А между тем это не «общечеловеческая» ценность, а христианская. И чем больше общество отходит от религиозной традиции, тем больше появляется людей, столкнувшихся с непробиваемой стеной бессмысленности бытия. Помните, как в знаменитой переписке А. С. Пушкина со святителем Филаретом Московским: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?..» Крайнее отрицание смысла жизни – это самоубийство. В христианской традиции – это единственный грех, который не прощается. Самоубийц не отпевают и не совершают о них церковного поминовения. Подростки – почти всегда максималисты. Иногда они сводят счеты с жизнью потому, что, как им кажется, ищут правды и не находят ее. О том, как вовремя увидеть склонность подростка к суициду и провести профилактику такого поведения, читателям «Православного Осколья» рассказывает педагог-психолог Людмила Водопьянова.
Суицид – это почти всегда снятие эмоционального напряжения, уход от сложной ситуации. Распространенные причины подростковых суицидов – несчастная любовь, конфликты со сверстниками или взрослыми, страх перед будущим, безнадежность и одиночество.
Принято обвинять интернет-ресурсы, группы в соцсетях, которые распространяют депрессивный или прямо суицидный контент. Важно помнить: никакие внешние факторы – люди, группы, информация – не подтолкнут подростка к суициду, если у него нет личностных или семейных проблем.
Если семья для ребенка – крепость, в которой он может пересидеть кризисную ситуацию, получить эмоциональный ресурс, то мысли о самоубийстве, если даже и возникнут, быстро уйдут. Если же такого ресурса в семье нет, может запуститься негативный механизм: ребенок решит, что таким, какой он есть, он никому не нужен, и ценность жизни для него снижается.
В этом возрасте самосознание только формируется. Ребенок пробует себя в разных социальных ролях, группах сверстников, видах деятельности, порой рискованных. Он становится дерзким, категоричным в суждениях, болезненно самолюбивым. И мысли о смерти связаны как раз с кризисом личностного развития.
Подростки особенно восприимчивы и внушаемы, легко впадают в депрессию и пугаются проблем, которые раньше еще не решали. Иногда во время критической ситуации подросток может выбрать добровольный уход из жизни как решение проблемы. Страх перед жизнью может стать сильнее страха перед смертью. При этом подростки недостаточно адекватно оценивают последствия своих действий. Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности. Порой суицид становится спонтанной реакцией на конфликтную ситуацию.
Чтобы снизить риск самоубийств у подростков, нужно принять их чувства, образ мыслей, привычки. «Принять» – это не значит «соглашаться» со всем, что говорит и делает подросток. Это значит дать право ребенку быть таким, какой он есть, право, которое он пытается отстаивать, становясь взрослым.
Если вы обнаружили у вашего чада склонность к депрессии и суицидным мыслям, воспользуйтесь этими советами, чтобы предотвратить трагедию.
Выслушивайте
«Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими фразами, типа: «Ну, все не так плохо»; «Тебе станет лучше»; «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.
Обсуждайте
Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о самоубийстве, это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийство, тогда как избегание этой темы при индивидуальном взаимодействии с ребенком увеличивает тревожность и недоверие к значимому взрослому.
Будьте внимательны к мелочам
… то есть к косвенным показателям предполагаемого самоубийства. Каждое шутливое упоминание (или угрозу) подростка о суициде следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать взрослого за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете подростка всерьез.
Задавайте скрытые вопросы
Это поможет установить контакт с ребенком, ему будет легче довериться вам и начать свободно говорить на сокровенные темы:
«Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…»;
«Большинство людей задумывается о самоубийстве…»;
«Ты хочешь себя убить… а я хочу, чтобы ты жил…».
Скажите, что проблемы – временные
Признайте, что его чувства очень сильны, а проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
Главным антисуицидальным фактором является присутствие в жизни подростка духовно близкого ему человека. Таким человеком не всегда становится родитель. Порой это бабушка или дедушка, старший брат или сестра, крестный… Главное, чтобы он был, этот взрослый наставник, принимающий подростка со всеми плюсами и минусами.
Согласно исследованиям Джона Боулби, люди всех возрастов наиболее счастливы и лучше всего могут развернуть свои таланты, когда уверены в том, что за их спиной есть кто-то, кому они доверяют и кто всегда придет им на помощь, если возникнут трудности. Поэтому самое лучшее, что может сделать взрослый, чтобы сократить все возможные риски суицидального поведения – быть в контакте с ребенком, делиться с ним своими чувствами, любить и поддерживать его без всяких условий.
Л. Н. Водопьянова, педагог-психолог ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»