Живая история Старого Оскола

01_hjgsd4t5yjeqsВ последние десятилетия постоянно ведутся споры о том, какой должна быть наша школа. О кризисе и реформах не рассуждает лишь ленивый. Но по сути перед нами встают все те же проблемы, что волновали российское общество  почти век тому назад.

Обер-прокурор Святейшего Синода князь Николай Жевахов некогда сказал: «Коренная реформа всякой школы сделалась кричащей необходимостью нашего времени. Но в чем бы она ни выразилась, она достигнет цели только тогда, когда, давая ученику знания, даст и ответ на вопрос, зачем ему эти знания нужны». А без православия ответить здесь невозможно. Без православия наша история искусственно обедняется, без православной культуры русской культуры просто нет. Поэтому любую добрую инициативу, которая должна обеспечить связь между школой и православием, надо приветствовать. Особенно если она сопровождается четким профессиональным и творческим подходом.

21 февраля на базе школы № 2 (при участии Старооскольского института развития образования) состоялся практико-ориентированный семинар для учителей, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Перед началом мероприятия все желающие могли ознакомиться с замечательной выставкой «Свет души нашей», подготовленной учениками школы. Это заранее стимулировало творческий потенциал и подталкивало к осознанию важности православного краеведения.

С напутствием к участникам семинара обратился протоиерей Василий Истомин, настоятель Свято-Ильинского храма. Он также напомнил всем присутствующим о приближении Великого поста – времени покаяния и особого молитвенного настроя.

Директор школы № 2 М. А. Поварова представила проект «Создание методического кейса пособий и разработок для эффективной работы педагогов по духовному краеведению с учащимися 1-9 классов». Выступление привлекло повышенное внимание.

Изюминкой теоретической части семинара стала презентация интерактивного пособия «Свет добра» (Е. М. Загуляева, Т. И. Федорова). Обращение к местному историческому и краеведческому материалу придало работе и дополнительную значимость, и неповторимый колорит. Храмы Старого Оскола, как и ныне действующие, так и уже ушедшие в прошлое, стали свидетельствами подлинной живой истории нашего города. Противостояние добра и зла в историческом процессе все равно заканчивается победой добра, ибо за ним всегда стоит Бог. Пока мы помним все – мы остаемся православным народом.

Для того чтобы лучше показать участникам принципы использования пособия, были предложены практические занятия, которые вызвали неподдельный интерес у прибывших для участия в семинаре.

Педагоги разделились на три группы по мини-темам. Первой группе выпало следующее задание: обратившись к интерактивному пособию, используя раздел «Храмы» и подраздел «Разрушенные храмы», разместить на современной карте центральной части города фотографии исчезнувших храмов и соотнести названия. Второй группе пришлось определять название соответствующего храма, выбрать нужную карту и соотнести все это с определенным подразделом интерактивного пособия, попутно восстанавливая хронологическую цепочку.

Третья группа получила, наверное, самый сложный вариант задания. В имеющийся текст необходимо было вставить пропущенные слова и даты, используя информацию, имеющуюся в подразделе «Разрушенные храмы». А затем провести виртуальную экскурсию, рассказывая о храмах, соблюдая временные и картографические рамки. Усилия всех групп в итоговом выступлении обобщила участник семинара – учитель Р. Е. Дорохина. Рассказ не был формальным. Каждый мог получить сведения и об истории, и об убранстве, и о святынях того или иного храма.

Отметим, что педагоги из разных школ города работали с увлечением и энтузиазмом. Поэтому и обзор-экскурсия, подготовленная ими, вышла гармоничной и чрезвычайно познавательной. Пособие «Свет добра» уже этим показало свою не только теоретическую, но и практическую значимость. Думается, что оно будет полезным для всех учителей Старого Оскола, преподающих историю, основы православной культуры, краеведение и другие дисциплины гуманитарного цикла.

В дальнейшем участники семинара, разбившись на два направления, ознакомились с фрагментами внеурочной деятельности: «История одного колокола» (учитель И. А. Емельянова) и «Сретенье Господне» (Л. И. Головенченкова), а также мастер-классом по теме «Художественное творчество как средство духовно-нравственного воспитания учащихся 1-4 классов» (Е. В. Болховская, И. Н. Швец). В программу семинара входила и литературно-музыкальная композиция «С добром всегда светла душа» (С. Н. Фролова, Т. В. Поправка).

Совершенно невозможно оставить в стороне и школьников, которые с энергией и увлеченностью помогали своим учителям в проведении семинара. Сотрудничество детей и педагогов школы № 2 нам видится вполне удачным и плодотворным.

Можно сказать, что организаторы семинара в полной мере руководствовались словами нашего великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871): «Для преподавания в школе преподавателю (нужно быть) всесторонне образованным христианином, имеющим призвание к педагогической деятельности и знакомым теоретически и еще больше практически с искусством воспитания».

Александр Веневцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

79 − 69 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ