Зеркало для России
28 (15) июня Православная Церковь чтит память великого сербского святого – благоверного князя и великомученика Лазаря. Из краткого Жития мы узнаем, что святой благоверный князь Сербский Лазарь жил в XIV веке, в то время, когда турки, завоевав соседние страны, готовились напасть и на Сербию.
«Святой Лазарь воспитывался при дворе святого короля Душана. Он был назначен правителем одной из сербских областей. В 1371 году святой Лазарь был провозглашен королем всей Сербии и много потрудился для облегчения положения страны. Он усмирил соседних князей, обижавших и грабивших сербское население, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы, поддерживал монастыри и благотворительные учреждения. В 1380 году святой построил монастырь Рованицу. Святой Лазарь исходатайствовал у Константинопольского Патриарха согласие на признание Архиепископа Сербского Патриархом. В течение 10 лет его правления Сербия находилась в покое.
Затем началась война с турками. Во время Косовской битвы раненый король был взят в плен и по повелению султана Баязета 15 июня 1389 года усечен мечом. Тело святого короля Лазаря было погребено в ближайшей церкви. В 1391 году его нетленные мощи были перенесены в Рованицкий монастырь. Монастырь был разрушен турками в 1683 году, и мощи короля Лазаря были перенесены в монастырь Новая Рованица на Фружской горе».
Можно, конечно, удовлетвориться сим небольшим текстом и успокоиться. Не так ли мы, грешные, по личной слабости и нелюбознательности читаем жития святых? А человек светский и вообще ограничится справкой из какой-нибудь электронной энциклопедии.
Но между тем у каждого из православных русских людей в тот или иной час происходит своя встреча с Сербией, которую ему посылает Бог. И здесь все верно, все правильно, все необходимо, ибо не было на планете Земля народа по судьбе своей и по вере своей столь схожего с русским. Сербия – это зеркало для России.
В школе из курса истории о сербском народе можно было узнать совершенно немного, разве что о Косовской битве, в коей и пал святой Лазарь. Но в советские годы его подвиг святости откровенно замалчивался.
У меня интерес к Сербии появился совершенно случайно, еще до прихода в Православие. Книги часто открывают двери в мир, о коем иногда и не ведаешь. Роман сербского писателя Симо Матавуля «Баконя фра Брне», написанный в конце XIX века, был взят в библиотеке лишь оттого, что не попалось более значимого литературного произведения. Но неожиданно чтение затянуло. Открылась живая жизнь Сербии, разделенной на две части: окатоличенную и православную. Матавуль чудесно описал быт католического монастыря и путь мальчика Бакони, захотевшего стать патером. И все события происходят на фоне взаимоотношений обыкновенных людей, деревенских праздников и будней. Незлобный юмор сербского писателя как-то сам собой тянет к любви к сербскому народу. И невольно вспыхивают параллели. Православный в католической Далмации имел прозвище «ркач», а католика уже православные дразнили «буневацом». Как же сие четко отсылает к русско-украинскому диалогу по типу «хохол» – «кацап». Даже в «дразнилках» проявляется нечто общее между нами и сербами…
Сербскохорватский язык имеет удел, тоже отчасти подобный языку русскому. Этнолекты языка: хорватский, сербский, черногорский и боснийский родились в результате насильственного разделения. В годы оккупации территории Сербии фактически единый этнос развалился. Те, кто приняли католицизм, стали хорватами (их языковая система насытилась германскими, латинскими и иными словами из лексиконов Западной Европы). Те, кто перешел в ислам ради разрешения заниматься торговлей и не платить повышенные налоги, превратились в боснийцев (и пошли заимствования из турецкого, арабского и персидского языков). Те, кто сохранил в себе Православие, остались сербами. Черногорский этнолект же начали выделять только в XX столетии, когда распалась Югославия. О, как же сие напоминает нынешнюю языковую и смысловую войну на Украине!..
С сербским народом Россию связывает и почитание общих святых. Равноапостольный император Константин Великий родился около 271 г. в городе Нише, находящемся сейчас на землях Сербии. Сонм сербских святых чрезвычайно приближен к Собору святых русских. Благоверные князья, чудотворцы, преподобные, мученики Сербии – как же от них исходит дух истинного Православия!
И сербам близки русские святые и праведники. Неслучайно в Белграде стоит Црква Светог Александра Невског – храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. И это далеко не единственная церковь, привязывающая Сербию к Руси.
Однако у Сербии выявляется и то, чего не имелось у нас – святая династия Неманичей, давшая миру целый ряд святых. Основателем ее был Стефан Неманя (Симеон) и его младший сын Савва (Растко), основавшие монастырь Хиландар на Афоне в XII веке.
Современный исследователь С.М. Чиркович сообщает: «Братья попросили Савву (Растко) перенести мощи Симеона в Сербию, тем более что в Хиландаре они начали в это время мироточить (источать миро, благовонное масло), что считалось знаком Божьей милости и святости. Мощи Немани-Симеона были с почестями встречены в Сербии и похоронены в монастыре Студеница, в давно приготовленной могиле. Признаки святости – мироточение – проявились и в Студенице, появился культ Симеона Мироточивого, который с тех пор будет считаться небесным защитником своих потомков, их посредником у Христа и Богородицы, молитвенником за весь свой род… Только с появлением культа Симеона Мироточивого стал в полной мере очевиден переломный характер эпохи правления Немани. Он явился родоначальником «святородной династии», или «династии святого происхождения», в которой и позднее появлялись новые святые. Ореол святости, окружавший всю династию в целом и отдельных ее представителей, способствовал тому, что на основе общехристианской традиции постепенно выстроилась особая сербская христианская традиция, а история сербов стала частью общехристианской сотериологии (истории спасения), хранимой и передаваемой Церковью во все времена, даже тогда, когда уже не существовало ни Сербского государства, ни сербской династии. С тех пор укоренилось убеждение, что история сербов началась со Стефана Немани».
Великомученик Лазарь Сербский не принадлежал к династии Неманичей, но женился на представительнице сего рода княжне Милице. Став правителем Сербии, Лазарь проявлял особое попечение о Хиландарском монастыре.
1389 год – роковое время для Сербии. Сербский народ хранит трогательное предание о святом князе Лазаре. Перед битвой на Косовом поле явился ему Ангел Господень и спросил князя: «О каком царстве помышляешь, Лазарь, земном или Небесном?». Помолившись, отвечал Лазарь Ангелу: «Царство земное – быстротечно и суетно. Царство же Небесное – непреходящее, длящееся от века и до века». Так боголюбивый князь Сербский избрал Царство Небесное и принял вместе со своим народом волю Божию. Поэтому неколебимо и твердо стоял он перед грозным врагом, ожидая мученической кончины за веру Христову, за отечество народа своего христианского.
Сербия даже под иноземным игом отстоит Православие и пронесет свою веру через все горести и испытания. Лазарь избрал второй путь. Не то ли свершилось с Русью, когда, не поддавшись католическим соблазнам, Александр Невский сохранил и Церковь нашу, и душу русского народа.
Святитель Николай Сербский (Велимирович) в эссе «Царев завет» (1933 г.) написал следующее: «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное».
Поражение в мире сем обернулось победой духовной. Поступок Лазаря Сербского – это неугасимый маяк святости, коий светит всем православным всегда и везде, помогая найти прямой путь среди бушующего моря греха и предательства. Мне великомученик Лазарь представляется нашим современником. Он где-то рядом с нами и молит Господа нашего Иисуса Христа и о Сербии, и о России.
«Красоту возжелав славы Божия, в земней Тому благоугодил еси и, порученный ти талант добре возделав, усугубил еси, о немже и подвизався до крове. Отонудуже и мзду болезней твоих, яко мученик, приял еси от Христа Бога: Егоже моли спастися поющим тя, Лазаре», – поется в тропаре святому благоверному князю Сербскому Лазарю.
Сербия – маленькое государство. Россия – огромная держава, раскинувшаяся от Охотского моря до Балтики. Но Сербия – наше зеркало. И, всматриваясь в него, хотелось бы видеть чистый лик, а не физиономию, искаженную грехом. Ежели будем сверять поступки свои с делами русских, сербских, да и всех православных святых, если будем верны Православию, то тогда и непостыдно будет взглянуть в сербское зеркало. А благоверные Лазарь Сербский и Александр Невский неизменно возносят молитвы и просят защиты для России и Сербии у Пресвятой Троицы.
Александр Гончаров,
к.ф.н., ст. преп. кафедры журналистики СОФ ВГУ