«Земля Санникова»: когда мир был большим

Человек XXI века живет комфортнее, но вот стал ли он счастливее? На этот вопрос утвердительно ответить однозначно нельзя, особенно если задуматься о том, что люди, в отличие от животных, погружены не только в материальную, но и духовную сферы. Господство желудка автоматически не означает обретение смысла существования, счастья, радости и любви. Даже у закоренелого прагматика и материалиста со временем неизбежно возникает подозрение, что, когда желудок берет верх над сердцем, от нормальной человеческой жизни отваливается целый пласт бытия, который и делает человека человеком. Образуется каверна, пустота, пропасть. И без заполнения ее все вокруг превращается  в  серость, скуку и душевную муку. Но если вера в Бога отвергнута, а религия осмеяна, надо находить какие-то иные способы «ремонта» своего бытия.

Кино явилось в XX столетии одним из заполнителей лакун в душах и разумах. А приключенческий фильм занял в нем свое важное место.

Сейчас обыватель может за семь часов перебраться за семь тысяч километров на самолете, попивая чаек с круассанами или подремывая в удобном кресле, а в былые времена это расстояние люди преодолевали годами, встречаясь с высотными перевалами, льдами, пустынями, хищниками или племенами, которые вели себя как плотоядные животные. Техника сузила и скомкала пространство, а приключенческая картина стала напоминанием о мире, когда-то казавшемся человеку большим и таинственным.

В 1973 году на советские экраны вышел фильм двух малоизвестных тогда режиссеров: Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова», снятый по мотивам одноименного научно-фантастического романа академика Владимира Афанасьевича Обручева,  выдающегося геолога и путешественника. В 1974 году кинокартину посмотрел  41 миллион зрителей. И это был выдающийся успех в советском кинопрокате, тем более что в дальнейшем фильм пользовался впечатляющей популярностью, его и на телевидении закрутили до дыр.

Сюжет «Земли Санникова» достаточно прост: экспедиция отправляется в Северный Ледовитый океан в поисках загадочного острова − Земли Санникова, находит его, там сталкивается с диким племенем онкилонов – аналогом северных народов России и американских индейцев одновременно, потом все разворачивается по законам жанра вестерна, появившегося в США, но расширившего свою географию за счет продукции самого Голливуда, но также и итальянских, немецких и советских кинематографистов. Советский вестерн получил негласное название «истерн». В фильме есть благородные герои, предатели, стрельба, экзотика и т. д.

Успех  картины во многом принес и сценарий, главным автором которого стал Марк Захаров. До этого сценаристом был Владислав Федосеев. Последний ориентировался на роман Обручева и написал текст, который при постановке вызывал определенные трудности (например, как снимать мамонтов и саблезубых тигров, использовать мультипликацию не хотелось).

Марка Захарова попросил переделать сценарий режиссер Мкртчян, ибо ему хотелось снять не что-то, подобное «Затерянному миру» (по А. Конан Дойлю), а схожее с очень популярным советским «истерном» «Белое солнце пустыни» (1970). Захаров все перелицевал так, что от романа Обручева остались рожки да ножки. Однако большинство зрителей на это не обратило внимания. Кстати, современные нам компьютерные технологии вполне могут позволить снять близко к содержанию произведения не только «Землю Санникова», но, на мой взгляд, и более интересный роман Обручева «Плутония». Но что-то российская киноиндустрия не спешит этого сделать.

Главного героя, руководителя экспедиции, ученого и ссыльнопоселенца Александра Ильина убедительно сыграл Вячеслав Дворжецкий, более известный по ролям в картинах: «Бег», «Солярис», «Капитан Немо». Сподвижников Ильина – офицера-авантюриста Крестовского и врача Губина – сыграли Олег Даль и Юрий Назаров. Роль с налетом негодяйства досталась знаменитейшему актеру Георгию Вицину. На экспедицию дал деньги золотопромышленник Трифон Степанович Перфильев (актер Николай Гриценко), понадеявшись, что на острове за Полярным кругом (скорее всего, теплом из-за деятельности вулкана) имеются приличные запасы золота. Так вот Вицин сыграл слугу Перфильева Игнатия, который в случае обнаружения «проклятого металла» должен был убить (отравить) всех остальных членов экспедиции, дабы об открытых золотых запасах не узнали конкуренты.

В опасное путешествие наши персонажи отправились по разным причинам, но если с Ильиным и Игнатием все понятно, то сложнее оказывается определить мотив Евгения Крестовского. Он раскрывается постепенно. Первоначально перед зрителем предстает этакий Печорин (как у М. Ю. Лермонтова), но бравирующий своим пренебрежением и к людям, и к смерти, и ко всему окружающему. Но уже в концовке фильма – это другой человек, позволяющий спастись Ильину и гибнущий сам «за други своя». Пустой человечек Крестовский оказывается настоящим человеком, который и ищет потерянный смысл жизни всеми путями. Он еще чем-то напоминает пушкинского Вальсингама из «Пира во время чумы»:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении чумы.

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья −

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и видеть мог.

Не случайно именно Крестовский исполняет песни в фильме «Земля Санникова» в сопровождении великолепной музыки композитора Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева. Из всех героев гуляка-забияка-авантюрист стоит ближе к Богу. Олег Даль это показал отлично.

«Земля Санникова» − фильм из золотого фонда советско-российского кино. Он учит тому, что совесть и честь выше оголтелого цинизма. Он дает понять, что человек обретает себя, только отказавшись от эгоизма ради других людей. Он раскрывает победу сердца над желудком.          

Несмотря на типичные атеистические штампы, которые нет-нет, да и проскакивают в картине: перед иконами крестится злодей-золотопромышленник, основным интриганом и властолюбцем является шаман, а два главных героя – Губин и Ильин – революционеры, кинолента «Земля Санникова» оказалась по внутреннему содержанию более близка к православному мировоззрению, чем к материалистическому.

И как мне думается, «Земля Санникова» вполне может быть дополнительной иллюстрацией к словам святителя Филарета Московского (Дроздова): «Мы отчасти познаем Бога, во-первых, через размышление о себе, во-вторых, через размышление о мире… По произведению угадывается художник, но всегда художник совершеннее своего дела. Итак, поскольку в человеке есть разум, есть доброта, то можно понять, что Бог, Творец его, премудр и благ. Поскольку в мире есть красота, то можно понять, что в Боге, Творце его, есть красота высочайшая. Поскольку Бог сотворил все, то можно узнать, что Он всемогущ. Замечаем по себе, что, сделав доброе дело, бываем спокойны, а сделав дурное, –неспокойны, даже если и стараемся успокоить себя и никто из других людей не беспокоит нас. Размышляя об этих внутренних состояниях, можем познавать правосудного Бога, Который тайно присутствует в сердце нашем и осуждает зло, а добро благословляет. Замечаем еще за собою, что желания наши не насыщаются ничем в мире, но всегда ищут нового. Если глубоко задуматься о том, что бы это такое было, чего всегда ищет наше сердце, но не находит во всем мире, то можно понять, что ищет оно Бога, и Бог есть единое истинное благо, которое может удовлетворить нас и сделать блаженными навеки. Видимый мир, если рассматривать его не только сам по себе, но и смотреть сквозь него, становится окном в невидимое».

Пересмотрите, друзья, этот фильм. И вы увидите большой мир и маленьких людей с большими душами, приметите отблески Божьего света за человеческим исканием неизведанных земель.  

 

Александр Гончаров

Изображения с сайта bidspirit.com

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 4

АРХИВ ГАЗЕТЫ