Здесь дышится и молится легко

Путь до села Знаменки неблизкий. Находится оно на самой границе с Воронежской областью. Отчасти по причине удаленности пустеет село с некогда богатой историей (отсюда родом писатель Филипп Наседкин и Герой Советского Союза летчик Николай Иванов, и, согласитесь, не всякая сельская территория может похвастаться наличием школы на 250 мест).
Правда, все же забытым его назвать нельзя. Два раза в год сюда стекаются жители самых разных городов и весей. Происходит это 22 мая – в день памяти Николая Чудотворца и 10 декабря – на праздник в честь Знамения Пресвятой Богородицы. 

Чужую машину, спускающуюся с пригорка к храму, знаменцы приметят сразу. Свои-то известны хорошо. Но привыкли: приехать подать записочку, заказать сорокоуст откуда угодно. Слава Богу, на малую родину потомков жителей некогда большого села тянет. Сюда нередко возвращаются и прибывшие когда-то впервые – настолько притягательное действие имеет местный храм. Здесь совершенно особая, благодатная атмосфера.

Храм, сохранившийся до наших дней, в следующем году отметит 140 лет со дня освящения. К сожалению, этот памятник архитектуры выглядит на свой почтенный возраст: облупившаяся штукатурка, покосившийся крест, местами протекающая крыша. Оттого удивительно увидеть в его притворе ангелов в небесно-голубых тонах: какими б разрушительными ни были условия, настенная живопись здесь сохранилась.

Приход в Знаменке небольшой. Но и в воскресный, и в будний день здесь исправно творится молитва. Каждый вторник нынешний настоятель, протоиерей Василий Яковлев служит панихиду и молебен. В день нашего приезда пришла в храм помянуть родителей и Нина Ивановна Голдобина. Ее мама, Анна Андреевна Шарикова, ушла из жизни в феврале этого года в возрасте 88 лет. Рассказ о местнойцеркви невозможен без упоминания ее имени. Бабу Нюру знали в родном селе как трудолюбивую женщину, любящую хозяйство и порядок. Но особенно значимо ее имя для истории храма. Сюда она приходила с самого детства и до последнего своего дня. Именно у нее хранились ключи от церковных врат на протяжении почти тридцати лет.

Твердую веру и верность Православию коренной жительнице села привил родной дедушка по материнской линии, Андрей Птахин. В 30-е годы прошлого столетия Знаменский храм был закрыт решением райсовета. Когда священника в селе уже не было, и в воскресный день Литургия не совершалась, Андрей Андреевич смиренно открывал тяжелые двери храма, зажигал свечи перед образами, кадил. Все это осталось в памяти маленькой Аннушки.

Этот рассказ подтверждают и документы, сохранившиеся в Воронежском государственном архиве. На август 1934 года «…приход церкви состоял из села Знаменское и близлежащих хуторов. В приходе – около 350 домохозяйств с населением до 3000 человек. Священника и псаломщика нет. Храм закрыт до уплаты общиной задолженности по госналогам – 1500 рублей. Церковный совет бездействует. По частным, непроверенным сведениям, ктитором в последнее время был гражданин Андриан Андреевич Птахин».

Еще до войны опустевшее помещение церкви стали использовать как зернохранилище. Но во время оккупации села – с июля 1942-го по январь 1943-го – знаменская церковь действовала. Интересно, что местный храм числился в списке сельских церквей, которые было разрешено открыть в 1944 году. Этот отчетный документ заместителя председателя исполкома Воронежского Совета депутатов трудящиеся направили в феврале указанного года уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Воронежской области. По каким-то причинам деятельность храма тогда не возобновили.

После очередного закрытия святыни иконы и утварь разобрали верующие жители по домам. Но лампадам у этих образов вновь зажечься было суждено нескоро: активисты парторганизации неустанно патрулировали дворы, пристыжая «мракобесов», а иногда и грозя оставить без работы. Святыни закапывали в огороде, прятали на чердаках.

Отцу Василию довелось как-то побеседовать со стариком, который участвовал в разрушении церкви в Знаменке. Рассказывал тот следующее: по возвращении в 50-е годы из армии его, убежденного комсомольца, вызвал секретарь парторганизации и дал задание: разобрать храм в Шаталовке. На это идейному парню выдали крупную сумму денег и бригаду в помощь. «Обезглавленный» усилиями крепких молодцов храм Рождества Пресвятой Богородицы вскоре превратился в обычное прямоугольное строение. Этим результатом работы секретарь остался доволен и направил бригаду с тем же заданием в Знаменку. Рабочие уже свалили колокольню и начали разбирать северный придел, когда увидели мчавшегося на машине секретаря парткома, который кричал: «Прекратите! Сталин запретил».

Жители Знаменки в этот раз свой храм отстояли, сообщив о попрании святого здания самому вождю. Правда, пакостить строители светлого коммунизма не перестали, еще не раз рапортуя в партию о ветхости постройки XIX века. До сих пор сохранились отверстия в кирпичной кладке стен – штробы, подготовленные для закладки взрывных шашек… Неразрушенное здание вновь стали использовать в колхозных нуждах: то как зерносклад, то устроив тракторную мастерскую, то мельницу.

В 90-е годы, когда своей веры можно было уже не скрывать, знаменцы обратились с прошением к архиепископу Курскому и Белгородскому Ювеналию (Тарасову) об открытии прихода и возвращении здания храма Русской Православной Церкви. Родной храм жители восстанавливали своими руками. Спонсоров для церкви из глубинки не нашлось. Сколько мусора предстояло им убрать, перестелить полы, отчистить от копоти стены (в советские годы внутри помещения был пожар)! Постепенно в храм начали возвращаться древние, намоленные иконы…

Часть забот по благоустройству родной церкви взяла на себя и внучка старосты Анна Шарикова. В 2012 году перед выборами в Совет депутатов Анна Андреевна писала в газету о работе однажды приехавших в Знаменку строителей: «Купол сбросили, крест сломали, крышу сняли и уехали. Вот стоит теперь брошенный, раскиданный. Внутри холод в любое время года, сырость. Дождь прошел — полный храм воды. Но людям надо где-то лоб перекрестить. Ходим сюда в валенках, в шубах, в платки кутаемся. Священник был – воспаление легких подхватил. Теперь другой приезжает из города, но только по праздникам». Павел Шишкин, будучи главой города, подарил храму газовые котлы. Но весь теплый воздух быстро уходил: крыши толком не было, а в окнах зияли щели.

В 2014 году по указу священноначалия на служение в Знаменку был направлен отец Василий Яковлев. Именно благодаря неустанному труду и заботе батюшки долгожданное восстановление храма началось. Стоит сказать, что отец Василий семнадцать с половиной лет был настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шаталовке. При нем храм был буквально заново отстроен. Будто сама Богородица вновь призвала батюшку восстанавливать свой приход. Немало организаций пришлось пройти с просьбой о помощи. На каждом сходе граждан, встрече с главой города или депутатом знаменцы в числе первых поднимали вопрос о ремонте любимого храма. Писали даже в Москву.

За последние годы удалось заменить окна, установить новые металлические двери, сделать ремонт в алтаре, обновить церковную утварь, приобрести газовый котел. В восстановленный храм стали приходить не только пожилые жители села. Потянулась молодежь со всего Старооскольского округа: здесь стали совершать Таинства Венчания и Крещения. Ведь для такого важного для души действа хочется выбрать особое, тихое и благодатное место. А здесь дышится и молится легко.

Когда-то рядом с деревянным храмом стояла кирпичная часовенка Николая Чудотворца 1790 года постройки. Местное предание гласит, что воздвигли ее в честь чудесного обретения в родниковом источнике близ села Потудань иконы Николая Мирликийского. С тех пор с этим образом ежегодно проходил крестный ход, который собирал жителей не только Знаменки, но и близлежащих деревень и хуторов. В советские годы об этом пришлось забыть. Правда, несмотря на все протесты парторганизации, тропки к святым источникам – а их в селе Знаменка целых три: в честь Николая Чудотворца, Серафима Саровского и Илии Пророка – никак не хотели зарастать. И теперь 22 мая знаменцы вновь идут торжественным шествием с молитвой к источнику. Примечательно, что на мероприятие приезжают жители с разных уголков Белгородской и Воронежской областей. Особенно чтят традицию казаки.

Знаменцы не опускают руки и во главе с протоиереем Василием Яковлевым продолжают свою работу по восстановлению родной святыни.

Светлана Юрьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 23 = 31

АРХИВ ГАЗЕТЫ