Заветы князя Владимира

01_gl_glsdjg039jldsgsh2Святой равноапостольный князь Владимир в Священной истории Русской Православной Церкви совершил великий подвиг – принял православную веру. Князь Владимир задал тон развития славян. Общество стало развиваться, реализуя себя в практических делах. Следуя заветам князя Владимира, начали развиваться архитектура, строились монастыри, появились первые рукописные книги, школы, система здравоохранения, иконопись, мозаика и фреска, живопись, ювелирное искусство, техника лицевого шитья, чеканка монет, была упорядочена система мер и весов, возделывались новые виды сельскохозяйственных культур…
1000 лет спустя мы теперь видим, что тон, заданный святым князем Владимиром, был услышан, и в результате мы сегодня являемся гражданами великого государства и членами самой большой по численности Русской Православной Церкви.

Настоятель Князь-Владимировского собора в Санкт-Петербурге,
профессор, протоиерей Владимир Сорокин

Появились новые города

00_kj78t32tyselrtwt234При святом князе Владимире территория Руси увеличилась с 0,8 до 1 миллиона кв. км, началось масштабное каменное строительство, были заложены города Владимир Волынский (988 г.), Владимир-на-Клязьме (900 г.), Переяславль (992 г.), Суздаль (999 г.), Василев (988 г.), Брянск (985 г.), Ярославль (1010 г.) и многие другие. При князе Владимире в 991 году был основан и город Белгород. На южных рубежах Древней Руси начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. Была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси. Эти события легли в основу сказаний о богатырях.
В народе князь Владимир за свою благотворительность и заботу о дружине и беднейшем населении Руси был прозван «Владимир Красное Солнышко».
Князь Владимир вел и активную внешнюю политику. За время его правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран – с Византией, Венгрией, Польшей, Чехией.

Началось строительство первых храмов

05_gkjfshyd7y38ythksgwПервая церковь была построена святым Владимиром в честь своего небесного покровителя – святого Василия – тотчас после крещения киевлян. Первой каменной церковью в Древнерусском государстве стала церковь в честь Пресвятой Богородицы (996 г.), получившая название Десятинной. Строили ее греческие мастера. По случаю победы над печенегами князем Владимиром была возведена в городе Василеве церковь во имя Преображения Господня. По свидетельству историков, при великом князе были построены и другие храмы: св. Василия в Вышгороде, св. вмч. Георгия в Киеве, Преображения Господня в Берестове, Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале.
Ныне в России действуют 33489 храмов, где хотя бы раз в месяц совершается Божественная литургия.

08_yuttgslkudf341krf023reefПоявились первые монастыри

Как свидетельствуют летописные источники, при святом князе Владимире на Руси стали упоминаться первые монастыри.
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, крестивший в Днепре киевлян, стал основателем Михайловского златоверхого монастыря в Киеве. Произошло это при сыне князя Владимира Ярославе Мудром.
Также при нем были основаны Свято-Юрьев монастырь на берегу реки Волхов близ Новгорода (1030 г.) и Новоторжский Борисоглебский монастырь (1038 г.).

06_xs2gfskht26tflahpfdsgПоложено начало иконописанию на Руси

Память и похвала князю русскому Владимиру Иакова Мниха: «Блаженный же князь Владимир, внук Ольги, крестился сам и детей своих, и всю землю Русскую крестил от конца и до конца, и города, и церкви пречестными иконами украсил».
Первые иконы на Руси были привезены святым князем из Корсуни для построенной им Десятинной церкви. К древнейшим из сохранившихся на сегодняшний день икон относятся «Святой великомученик Георгий Победоносец» (XI в., Успенский собор Московского Кремля), «святые апостолы Петр и Павел» и «Спас золотая риза» Софийского собора в Новгороде (XI в.)

Храмы стали украшать фресками и мозаикой

Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве

Фреска – живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. Мозаика – это формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Техника выполнения фресок и мозаики пришла на Русь из Византии. Впервые фрески и мозаичные панно были использованы для устроения Десятинной церкви.
Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (1037 г.). До сегодняшнего дня сохранились старинные фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге (XII в.), церкви Спаса на Нередице (1198 г.). Мозаика использовалась при украшении Михайловского златоверхого монастыря в Киеве.
Возрождением мозаичного искусства занимался Михаил Ломоносов. Новый расцвет мозаики пришелся на середину XIX века. В 1851 году открылась Мозаичная мастерская Императорской Академии Художеств. В этой мастерской были созданы мозаики Исаакиевского собора, собора Спаса-на-Крови, иконостаса собора Спаса-на-Водах, храма Христа Спасителя. И в настоящее время техника мозаики активно используется при украшении храмов.

Начало развиваться церковное пение

07_kfdsy64872ifwaЦерковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Святой князь Владимир после крещения в Корсуни привез с собой в Киев демественников (певцов) «от славян», присланных ему византийскими императором и патриархом. В XI веке греческие певцы-учителя вводят в обиход «изрядное осмогласие» (систему восьми греческих гласов, или напевов, положенных в основу богослужебного пения). Возникают школы пения в Смоленске, Новгороде, Владимире. Собор 1274 года постановил, чтобы церковное чтение и пение производилось людьми, особо для того посвященными.
Ноты древних певческих книг представляли собой особые знаки, позже называвшиеся «знаменами», «столпами» или «крюками» и ставившиеся над текстом без всяких линеек. Знаменный распев является самым древним из всех прочих церковных распевов.
В XVII веке в России получает распространение гармоническое, или партесное пение. В XVIII веке церковное пение попало под итальянское влияние, но в XIX веке с новой силой возродилось в выдающихся произведениях композиторов Бортнянского, Березовского, Веделя, Дегтярева, Турчанинова и других.

Первые рукописные книги

03_fkwy78y32.fgg34ttПервые книги на Руси были переводами с греческого языка. Создание славянской азбуки связано с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Книги на Руси были неотъемлемой частью богослужения и, в отличие от Западной Европы, были написаны на литературном варианте родного языка, позже получившего наименование церковно-славянского. Самыми древними книжными центрами Руси были Киев и Новгород. При Киево-Печерском монастыре был создан древнейший русский летописный свод. К образцам древнерусской письменности относятся «Слово о Законе и благодати» (между 1037 и 1050 гг.), Остромирово Евангелие (1056-1057 гг.), «Повесть временных лет» (1110-1112 гг.), «Слово о полку Игореве» (ок 1185 г.). Листы книг богато орнаментированы. В рукописных книгах буквицы часто украшались миниатюрами. В Изборнике 1076 г. говорилось: «Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника – без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так и у праведника – чтение книг».

Развитие живописи

09_gsdfjkly872tjyabfw23fКрещение Руси положило начало расцвета изобразительного искусства. Большую часть изображений Древней Руси составляли иконы и фрески строящихся храмов. Уникальным памятником светской живописи являются росписи стен двух башен Киевского Софийского собора. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. Среди фресок Софии – два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.
Искусство живописи начало активно развиваться на Руси в конце XVII-XVIII веков. Особое место в русском искусстве занимает живопись на библейские сюжеты. «Живопись имеет задачею не дублировать действительность, а дать наиболее глубокое постижение ее смысла… чистая живопись есть открытое настежь окно в реальность», – пишет протоиерей Павел Флоренский.

Развитие декоративно-прикладного и ювелирного искусства

10_gklsdu984y5ileght34gПосле принятия христианства на Руси особое развитие получили художественные ремесла, служившие потребностям как церковного, так и гражданского обихода.
Древнерусское лицевое шитье («живопись иглою») – вид декоративно-прикладного искусства, распространенный в эпоху Древней Руси и сформировавшийся под непосредственным влиянием Византии. Слово «лицевое» происходит от слова «лик». В основном это предметы церковного назначения: судари (покровцы – небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы, шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачение духовенства. В Древней Руси центрами лицевого шитья были Киев и Новгород. В XI веке в киевском Андреевском женском монастыре существовала мастерская шитья и тканья, где первые монахини из русских княжон занимались рукоделием.
На рубеже XV века возрожденным центром лицевого шитья становится Москва и подмосковные монастыри. Мастерские существовали не только в кремлевских соборах и крупных обителях. Они были также устроены практически во всех храмах Руси. В домах имелись особые комнаты, отведенные для женского рукоделия – «светлицы», где под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц.
При раскопках 1907-1909 гг. в Киеве близ Десятинной церкви были найдены остатки трех ювелирных мастерских. Золотых и серебряных дел мастера и ювелиры приготовляли ризы на иконы, раки, оклады Евангелия, кресты, образки, сосуды, архиерейские и княжеские шапки, венцы, диадемы, перстни и печати, гривны (христианский медальон) и многое другое. Ювелиры Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено в основном в крупных городах: Рязани, Киеве, Полоцке, Новгороде. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам.

Начало традиции церковной благотворительности

11_kjdsy678234tyksgdsВ Уставе князя Владмира (конец X-XI вв.) определены те категории жителей Древней Руси, которые находятся в ведении Церкви. Среди них, кроме священно- и церковнослужителей, «вдовица, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец». Под церковным покровительством также находятся монастыри, больницы, гостиницы, странноприимные дома.
«Сиротские» сады и поля – еще одна удивительная традиция. «Сиротские» поля и сады сажали для поддержки семей погибших воинов. Они кормили вдов, детей-сирот, сестер и матерей. В «Повести временных лет» о благотворительности князя Владимира говорится: «Устроит он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут дойти до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?»
На Церковь возлагались следующие благотворительные дела: «Нищих кормление и чад их; сиротам и убогим промышление; вдовам пособие; девицам потребы; обидным заступление; в напастях поможение; пленным искупление; в гладе прикормление; в худобе умирая – покровы и гробы».
Традиции, заложенные святым князем Владимиром, получили широкое развитие на Руси. В 1903 году существовало 18232 церковноприходских попечения, 231 монастырская или приходская больница, 997 богаделен. В 1929 году благотворительная деятельность религиозных объединений постановлением ВЦИК была запрещена. В настоящее время традиция церковной благотворительности возрождается. Сейчас в Русской Православной Церкви имеется более 3400 социальных учреждений, в том числе около 300 сестричеств милосердия, 65 детских домов, около 40 богаделен, 119 социальных гостиниц и временных приютов.

12_fdklu98y53jafg34edsfsПервые школы

Первое учебное заведение на Руси было создано князем Владимиром. В Книжном учении было около 3000 учеников, все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. Созданная в 1030 году Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались дети старост и священнослужителей.
Термин «школа» появился на Руси только в 1382 году. Обучение грамоте было одним из видов благотворения православных монастырей. С начала XVI века при монастырях появляются первые училища и школы. Они были доступны для детей и взрослых, для тех, кто жил при монастыре и для приходящих учеников.

13_svjkh87354yhkjsdghiwj345Основана система здравоохранения

Святой князь Владимир положил начало организованной системе здравоохранения. По византийской традиции, на Руси установилась связь церквей и монастырей с лечением. Устав великого князя определил правовое положение лечцов и медицинских учреждений, относя их к категории подлежащих церковному суду. Сводом юридических норм Киевской Руси утверждалось право медицинской помощи. Врачевание считалось почетным занятием. Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения. По примеру Византии при монастырях в Киевской Руси строились больницы. Среди русских святых известны имена преподобных Киево-Печерских отцов, почитаемых как безмездные целители: преп. Агапит, преп. Прохор Чудотворец, прп. Дамиан Целебник, прп. Ипатий Целебник.

Сребреник Владимира Святославича. Лицевая и оборотная стороны. Прорись А.Г. Силаева

Первые монеты

Князь Владимир начал чеканить первые русские монеты – златники. Чеканка монет явилась следствием оживления торговых отношений с Византией, которые привели к усвоению положений римско-византийского права. Златник князя Владимира весил около 4 граммов, от него произошла первая единица массы в русской системе мер – золотник – 4, 266 грамма.

 

 

14_hgdfiu63241jkasg435Новые сельскохозяйственные культуры

Гречневая крупа была завезена на Русь из Византии, поэтому ее и называли «гречневой» – греческой крупой. Или, по другой версии, ее изначально возделывали греческие монахи при монастырях.
На Руси гречневая каша стала вторым по значимости национальным блюдом. «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», – говорит русская пословица. На руси из гречихи всегда варили каши: с молоком – «пуховую», а с грибами и яйцами – «богатую». Гречку высоко ценил великий полководец Александр Суворов, он называл гречневую кашу «богатырской пищей» и впоследствии сделал ее «солдатской кашей».
Свекла также была завезена из Византии. Повсеместное распространение свекла, наряду с репой и капустой, получила в XIV веке. Ее не только варили, но и запекали в печи и подавали на десерт. Русские красавицы свеклой румянили щеки.

Появилось традиционное русское блюдо – кисель

15_jys723tgksdafasjf2983usdКисель, из которого в русских сказках были сделаны берега молочных рек, варили из овсяной муки. Муку заквашивали так же, как тесто, но в большом количестве воды. Кисель назывался так потому, что был кислый, заквашенный. Закисшую муку разбавляли водой и варили. При этом получалась плотная кисловатая масса, которую можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком, сметаной, медом и вареньем, которое готовили на меду.
В «Повести временных лет» рассказывается о том, как кисель спас от печенегов город Белгород. Согласно преданию, когда печенеги осадили Белгород, жителям пришла в голову смелая мысль – обмануть противников, устроив в колодцах кади с киселем, и внушить им таким образом мысль о том, что в колодцах города всегда есть сытная пища. Поступив таким образом, жители осажденного города пригласили к себе печенегов и угостили киселем из своих колодцев. И выдумка удалась – печенеги поверили, что им не удастся взять Белгород. «И, сварив кисель, ели князья печенежские и дивились. И, взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси», – говорится в «Повести».
Кисель упоминается и в знаменитом «Домострое», сборнике наставлений по ведению домашнего хозяйства, составленном в XVI веке по распоряжению Ивана IV. В крупных городах была даже такая профессия – «кисельщик». В современной Москве до сих пор сохранились названия «Большой Кисельный переулок», «Малый Кисельный переулок», «Кисельный тупик», где когда-то жили и работали кисельщики.

Из приложения к журналу
Санкт-Петербургской епархии «Вода живая»