Защитник веры
История неоспоримо свидетельствует, что во все дни и годы Господь посылает нам Своих святых, которые и необходимы для той или иной эпохи. Так Предвечный Творец поправляет процесс, после грехопадения стремящийся все дальше уйти от лица Божия.
И чем дальше история поворачивает во тьму, тем хуже приходится существовать человеку, живущему по вере и чести.
У православной писательницы Юлии Вознесенской (1940–2015) есть одна замечательная фраза: «В тяжелые времена негодяи живут лучше порядочных людей, но во времена очень тяжелые порядочные люди выживают легче негодяев». Почему же так происходит? Причина одна и та же, – хоть закопайся в лабиринтах Древнего мира, хоть пройдись по улицам и площадям современного города, – Пресвятая Троица забрасывает искры святости внутрь государства, общества, рода, племени. И вокруг них и собираются все те, кто жаждет истины, кто принимает Божий порядок, кто стремится в ограду Церкви Христовой…
Православие в Речи Посполитой
Первая половина XVII века была тяжелейшим временем для православия на землях Речи Посполитой. Православные христиане притеснялись и католической шляхтой, и католико-униатским клиром. Физический прямой гнет усиливался духовным. Издевательства над православными христианами стали обычным делом.
Информацию о том, что происходило тогда, сохранили архивные документы: «У нас отняты многие монастыри и церкви, иные доселе запечатаны, и нам не дозволялось молиться Богу даже в шалашах. Тех из нас, кто служил в ратуше, выгоняли из ратуш и лишали права быть их членами; изгоняли из ремесленных цехов и лишали права заниматься торговлей, а в королевских городах нам запрещено даже иметь оседлость. Вследствие таких стеснений по вере, многие младенцы умирали без крещения, а люди взрослые без церковного напутствия…
В Киеве церковь святой Софии и другие опустошены, равно как и Выдубицкий монастырь, находящийся во владении униатов. В Луцке церкви обращены в корчмы. В Холме, Львове и других местах запрещено ходить открыто со Святыми Тайнами к больным и провожать тела умерших христиан до могилы. В Вильне церкви обращены в корчмы, кухни, гостиницы; православных выгнали из магистрата и цехов, и людей невинных заключали в оковы, сажали в подземные тюрьмы ратуши…
В Минске церковный плац отдали под татарскую мечеть. В Полоцке принуждали к унии оковами, а других выгнали из города. В Турове насильно отобрали церкви с имуществами и православного владыку выгнали из города. В Пинске священников не униатов забивали в бочки и мучили».
После Брестской унии (1596) православное церковное управление оказалось дезорганизовано, а с получением духовного образования возникли такие проблемы, что казалось, их и разрешить невозможно. Разве что отдельные православные братства сумели достойно противостоять униатскому натиску.
В 1632 году, в период конвокационного сейма, после смерти польского короля Сигизмунда III из династии Ваза, православные Речи Посполитой нашли себе лидера. Им стал архимандрит Киево-Печерского монастыря Петр (Могила).
Польская монархия являлась выборной, предварительные условия правления как раз и выдвигались будущему королю на конвокационном сейме, для чего он, собственно, и созывался. Королевичу Владиславу требовалась поддержка при избрании на престол от всей шляхты, в том числе и православной. Ведомые архимандритом Петром православные христиане и сумели добиться облегчения своей жизни в Речи Посполитой.
Святой из рода господарей
Будущий светоч православия родился в старинной боярской семье 31 декабря 1596 года. Его отец Симеон в 1601–1607 годах правил в Валахии, а с 1607 по 1609 годы был господарем (князем) Молдавии. Симеон Могила потерпел поражение в борьбе за власть и вынужденно бежал на территорию Речи Посполитой.
Петр получил хорошее домашнее образование, а потом и во Львовском православном братстве. Семья обладала значительным состоянием, и умного юношу отправили обучаться за границу. Петр добрался аж до знаменитой Сорбонны (Парижского университета), где посещал лекции по разным предметам.
Вернувшись в Польшу, Петр Могила поступил на военную службу и принял участие в кровопролитном Хотинском сражении, длившемся со 2 сентября по 9 октября 1621 года. Польско-русско-литовская армия остановила огромную армию султана Османа II и не позволила Блистательной Порте покорить Речь Посполитую.
Однако уже в армии Петр Могила утвердился в мысли уйти в монастырь. Военная и придворная службы его не прельщали. В 1624 году он под влиянием митрополита Киевского Иова (Борецкого) присоединился к братии Киево-Печерского монастыря. А уже в 1627 году его избрали архимандритом.
Новый архимандрит рьяно взялся за работу. Для украшения храмов и пещер он использовал и свои средства. Ему удалось вернуть под управление Киево-Печерского монастыря Пустынно-Николаевский монастырь и основать Голосеевскую пустынь.
Огромную роль архимандрит Петр (Могила) отводил попечению о бедных и становлению духовного образования. Уровень преподавания в Киево-братском православном училище его не удовлетворял, а потому при Киево-Печерском монастыре он основал новое учебное заведение, которое в дальнейшем получило статус коллегии.
При слиянии же его с Киево-братским училищем возникла Киево-Могилянская духовная академия. Аналогов этому учебному заведению в Восточной Европе XVII века просто не существовало.
В дальнейшем выходцы Киево-Могилянской академии составили более половины из числа архиереев в Российской империи XVIII столетия. Стоит отметить, что в 1687 году первое высшее учебное заведение в Москве − Славяно-греко-латинская академия – было учреждено выдающимся церковным деятелем, богословом, духовным писателем и поэтом Симеоном Полоцким, который сам учился в Киево-Могилянской академии.
Архимандрит Петр (Могила) на сейме при избрании польского короля проявил великолепные дипломатические способности. Он добился того, что впервые (после Брестской унии) Православная Церковь получила признание королевской власти и официальный легальный статус. Однако король Владислав IV потребовал изменений в иерархии митрополии. Дело в том, что после ухода ко Господу владыки Иова (Борецкого) митрополитом был избран Исаия (Копинский). Его избрание в Речи Посполитой считали незаконным. В этом вопросе православным христианам пришлось уступить. Единственной приемлемой кандидатурой на Киевскую кафедру для короля являлся архимандрит Петр (Могила) в силу знатности рода.
В 1633 году в тогдашнем втором по значимости после Киева оплоте православия – Львове – Петр (Могила) был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого.
Митрополит Петр до своей праведной кончины в 1647 году активно защищал православие и добился возвращения от униатов Выдубицкого монастыря и Софийского собора. Он содействовал написанию и печати православных книг. Его трудами были исправлены «Служебник», «Цветная Триодь» и «Требник», что так было необходимо для богослужения.
При нем были обретены мощи святого равноапостольного князя Владимира (на месте раскопок Десятинной церкви) и прославлена святая Иулиания Ольшанская.
Для борьбы с ересями владыка подготовил духовный трактат, известный под названием «Литос, или Камень, брошенный с пращи истины Святой Православной Русской Церкви».
Труды митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) по достоинству оценили потомки. На плечах таких людей – святых, воинов и ученых мужей – и стоит Русь. А потому и неслучайно его изображение было помещено на памятнике «Тысячелетие России» (1862) в Великом Новгороде.
Святый владыко Петр, моли Бога о нас, грешных!
Александр Гончаров