Запах хлеба и икона с лилиями

18 февраля – празднование в честь Сицилийской, или Дивногорской (1092) иконы Божией Матери

Случилось так, что пригородный поезд до Алексеевки неожиданно застрял недалеко от остановочной площадки «143 км».
Раннее утро вставало над землей. В полупустом вагоне оказались открыты несколько окон, и через них просочился запах хлеба, неуловимо перепутанный с запахами степного разнотравья. А с левой стороны вагона стояли «дивы» – огромные меловые столбы, вознесенные над железной дорогой. Это и было известное не только в Воронежской области, но и по всей России Дивногорье.
Поезд чуток дернулся и лениво-лениво дотащился до посадочной площадки. Двери натужно зажужжали и впустили в вагон неприметного старичка с солдатским рюкзаком за плечами. Куцая седая бороденка дедушки выглядела воинственно, серые глаза лучились какой-то особой отрадой, а из-под расстегнутой рубашки в красную клетку выглядывал скромный православный крестик.
Свободных мест в вагоне имелось предостаточно, но дедуля почему-то отправился ко мне и, сбросив рюкзачок, расположился напротив у окна. Потом он хитро усмехнулся и спросил:
Что, брате, думаешь, чего это тут электричка застряла?
Я ответил:
Да, пытаюсь угадать.
Так секрета-то и нет. Путя ремонтируют.
Меня малость покоробило это словечко «путя». Но промолчать показалось невежливым делом:
Жаль. Но, надеюсь, скоро поедем.
Не переживай, брате. Ты у Дивногорья стоишь. Места тут намоленные. Монастырь в «дивах». И утро Божие просто на радость нам.
Далее разговор потек сам собою. Оказалось, что старичок побывал в местном Свято-Успенском монастыре. «Матерь Божия к своей иконе меня привела», – поведал он. Что самое интересное – больше неаккуратных или простонародных слов дедушка в речи не допускал. От него я и узнал, что главной святыней монастыря является икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская. Обретена она была на острове Сицилия, что находится у юго-западной окраины Апеннинского полуострова (Италия).
В 1091 году норманнский граф Роже I Боссо завершил отвоевание Сицилии у арабов. Население, в основном состоявшее из православных греков и мусульман, он не притеснял. Но именно при Роже Первом в Сицилии начали открываться латинские монастыри, преимущественно бенедиктинские и базилианские. Он сам основал не менее 10 монастырей. Православным было позволено следовать своим обрядам, но при условии подчинения приходов католическому епископу. Так что явление в 1092 году иконы Божией Матери Сицилийской послужило предзнаменованием ухода православных христиан с острова. Конечно, терять родную землю никому не хотелось (не стоит забывать, что еще с античных времен Южная Италия называлась Великой Грецией, в отличие от Греции коренной – Эллады). Православные уходили постепенно. И вот уже при византийском императоре Андронике I Комнине (1183-1185) иеросхимонахи Ксенофонт и Иоасаф, вышедшие с Сицилии и вывезшие с острова икону, отправились из Константинополя на север в поисках уединенного места для основания скита и проповеди среди язычников.
Река Дон была отлично известна византийским и итальянским купцам как важный торговый путь. Видимо, доплыв до устья реки Тихая Сосна и нынешнего Дивногорья, отцы Ксенофонт и Иоасаф решили здесь основать обитель.
Надо сказать, что рядом с территорией Дивногорского Свято-Успенского монастыря находится сейчас городище – остатки средневекового замка хазарского аристократа. Замок предположительно был разрушен в X веке. Он контролировал передвижение торговых караванов на северной границе Великой степи. Археологи находят при раскопках и византийские, и арабские, и кавказские изделия. Вероятно, первые пещеры в меловых горах выкопали еще язычники-аланы или булгары.
Так Сицилийская икона Богородицы прибыла на Донскую землю.
Монастырь после татаро-монгольского нашествия XIII века обезлюдел. Существуют сведения, что монастырь недолго функционировал в XV и даже XVI столетиях.
Официальной же датой основания почитается 1653 год, когда в Дивногорье пришли служилые люди из городов Коротояка и Острогожска. Вместе с ними добрались и малороссийские православные монахи. С 1666 по 1699 г. монастырь принадлежал Белгородской епархии, а затем его передали в ведение епархии Воронежской.
Монастырь в 1788 г. при Екатерине II был закрыт, но возобновлен в 1828 г.
Судьба Сицилийской (Дивногорской) иконы Божией Матери до XVII века оставалась неясной. По преданию, она сохранялась под спудом в одной из меловых пещер.
Возобновление почитания иконы приходится на 1831 год. В городе Коротояк вспыхнула холера. Пресвятая Богородица явилась во сне жительнице города Екатерине Коломенской и повелела сообщить духовенству, что необходимо взять Ее икону из Дивногорского монастыря и совершить молебен. Сицилийскую икону Божией Матери принесли в Коротояк, а затем и в город Острогожск. Крестные ходы и молебны перед иконой прекратили эпидемию. Население этих двух городов в 1847 и 1848 годах было избавлено от нового наступления холеры по заступничеству Пречистой Девы после совершения крестных ходов с чудотворной иконой…
Электричка постепенно набрала ход, и до остановки «Острогожск» оставалось каких-то десять минут. Старичок извлек из нагрудного кармана бумажную копию Дивногорской-Сицилийской иконы Богородицы и показал мне.
Икона явно была выполнена в смешанном западнохристианском-византийском стиле. Пресвятую Деву иконописец изобразил восседающей на облачном престоле с Богомладенцем, поддерживаемым Ее левой рукой. Божии ангелы застыли в умиленном поклонении Матери Божией. Дух Божий в образе голубином воспарил над головой Богородицы. И, конечно же, бросились в глаза белые лилии…
Старичок вышел в Острогожске. Я же отправился дальше. Как его зовут, тогда я не спросил. О чем и жалею до сих пор. А ежели припоминается иногда то летнее утро, так сразу же чудится запах свежего деревенского хлеба, разбавляемый духновением степной травы, и видятся нежные цветы с иконы Божией Матери Дивногорской-Сицилийской.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

64 − 56 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ