Залог Вечной Любви и Вечной Надежды

После грехопадения и изгнания прародителей Адама и Евы из рая постоянно жила надежда, отчетливо выраженная в Книге праведного Иова Многострадального: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27).
Но далеко не всех эта надежда окрыляла. За своими повседневными делами послепотопное человечество, в суете и мельтешении, забывало Творца. Оно строило свои вавилонские башни и поклонялось множеству божков и демонов чисто прагматически: «Даю жертву, чтобы ты дал мне что-нибудь по потребности и желаниям моим». Этих божков человек использовал ради своих земных целей. И даже придумал, что божки сотворили его самого, чтобы он приносил им жертвы, ибо от жертвенного дыма питались они. Но, ко всему прочему, демоны и божки требовали принесения жертв человеческих, жертв детских, да и иных, которые сложно терпеть чистому трепетному сердцу. А кто приносит эти жертвы: добрый или злой человек, гордый или смиренный, праведник или убийца – этим божествам было не важно. И в таких условиях набатом звучат слова из 50-го Псалма Давидова: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Однако многие ли слышали этот набат? Даже народ Ветхого Завета часто не желал обратить ухо свое к нему и воззваниям пророков. А в «цивилизованном мире» Древней Греции и Рима вообще предпочитали обращаться к божествам, опускавшимся до кровосмешения, оргий и людоедства.
Обыкновенный человек эпохи Античности жил мифами, а не изысканиями философов: Сократа, Платона, Сенеки и других. Философией интересовалась только узкая прослойка людей, понимавшая, что языческое человечество живет ущербно и пошло. Обывателя мучили проблемы комфорта, работа акведуков, подающих воду, своевременная чистка Большой клоаки, наличие благоустроенных терм, покупка и продажа хлеба, рабов, благовоний и т.д.
И если, по мысли поэта Евгения Аграновича,

От героев былых времен
Не осталось порой имен,
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой,

то смерть автоматически уравнивает и подонка, и честного, и совершившего подвиг, и предавшего «ближнего своего». Но разве могло это удовлетворить душу человеческую? Память – бронзовое зеркало, тускнеющее год от года. Она становится Вечной, если есть Вечность, есть Бог Живой, у которого все живы.
Болото язычества Воскресение Христово взорвало подобно бомбе. Христианство оказалось той новой кровью, которая оживотворило общество. Мученики Христовы, проповедуя Распятого и Воскресшего Бога, страдали, гибли и с улыбкой на устах уходили в Вечную Жизнь. Им были не страшны ни львы на аренах, ни побои, ни моральные издевательства. Сын Человеческий, Сын Божий, Спаситель – Господь наш Иисус Христос через Воскресение возродил человеческое в человеке, дал смысл существования государствам и народам. Церковь Христова объединила всех верных ради служения Истинному Богу, сокрушившему ад и смерть.
Пред Господом нет ни эллина, ни иудея, но каждый народ служит Ему в меру своих сил, пока любит Его, пока не отрекается от Него. И даже ушедший от Бога народ всегда может вернуться к нему как блудный сын из притчи. И Творец готов не просто принять его, но и вернуть самосознание его.
Федор Михайлович Достоевский еще в XIX столетии писал: «Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может… вникните в православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве по-настоящему даже и мистицизма нет вовсе, в нем одно человеколюбие, один Христов образ, – по крайней мере, это главное».
«Русский – значит православный!» – говаривали наши предки. Православие взрастило Россию. Оно научило русских любить Бога! И это помогало побеждать русским православным людям. «Не в силе Бог, а в правде», – знал святой благоверный князь Александр Невский и поражал врагов Руси. Под знаменем Спаса шел на Куликово поле благоверный великий князь Димитрий Донской в 1380 году. С Казанской иконой Божией Матери и верой во Господа Иисуса Христа ополчение освобождало Москву от польских захватчиков в 1612 году. И Голгофа, и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа тогда воспринимались русским народом не как нечто отдаленное от него во времени, но как факт жизни настоящей, как вершина всей мировой истории…
В Центральной России есть небольшой городок, возникший в советское время и носящий название в честь Коммунистического Интернационала молодежи (КИМ). Строили его ради обеспечения угольных шахт. И в этом городе никогда не было храма до конца 90-х гг. прошлого века. Под храм было передано здание бывшего магазина, над которым постепенно возвели купола.
В этом храме мне довелось встречать Пасху Господню в 2001 году. В этом новом храме, в здании, которое ранее использовалось для совсем нецерковных нужд, во время Пасхального богослужения царила такая же атмосфера, что характерна для русских старинных храмов. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» – все это радостно звучало под сводами бывшего магазина. Казалось, что сама Вечность прикоснулась в этот момент к земле, невзрачному зданию, к каждому молящемуся в храме. Над бывшим советским городом плыл тихий звон колоколов. Пасха Красная, Пасха Всечестная создавала в храме «красного» города ту атмосферу русскости, которую невозможно найти более нигде, кроме Дома Божия.
Пасха Христова – это залог Вечной Любви и Вечной Надежды. Потому и радуются «Празднику праздников» и праведные, и грешные, и постящиеся, и непостящиеся. Все они имеют возможность идти вослед за Богом к торжеству бессмертия.
«Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! – говорит нам Иоанн Златоуст. – Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчися (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55). Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе! Христос, воскресший из мертвых, стал начатком умерших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

60 + = 69

АРХИВ ГАЗЕТЫ