Залог нашего благоденствия
Дорогие читатели, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского мы предлагаем вам отправиться в прошлое. Путешествие во времени нам поможет совершить добрый друг нашей редакции, писатель и краевед монах Илия (Каунников). В № 17 «Курских епархиальных ведомостей» за 1878 год (Часть неофициальная, стр. 811-821) он обнаружил статью за авторством протоиерея Иоанна Успенского, служившего в ныне разрушенном Богоявленском соборе города Старый Оскол. Статья была написана по случаю дня памяти святого Александра Невского и тезоименитства императора Александра II Николаевича.
Описывая основные вехи жизни знаменитого прославленного полководца и правителя, отец Иоанн взывает следовать примеру святого подвижника, который как истинный христианин был верен не только Господу, но и своему земному отечеству. Как сказали бы мы сегодня, он был настоящим патриотом своей страны. И, несмотря на архаичный стиль изложения, мысли автора созвучны нашей современности и близки сегодняшнему читателю.
Статья публикуется в сокращении. Текст подготовил и отредактировал монах Илия (Каунников).
***
«Вси путие Господни милость и истина взыскающим завета Его и свидения Его» (Псал. 24:10).
Сими словами богодухновенный пророк и царь израильский Давид выражает различные действия Божественного Промысла, проявляемые Им в мире, в частной жизни каждого человека и в судьбах целых народов и государств. Испытывает ли какой-либо один человек или весь народ в государстве те или другие несчастья – в этом отпечатлевается правда и истина Господня. Наделяется ли кто какими-либо благами – в этом обнаруживается милость Господня. Вот сию-то истину святой царь-пророк, ясно усмотрев ее и убедившись в ней из бесчисленных опытов своей собственной жизни и судьбы царства своего, и исповедует, когда говорит: «Вси путие Господни милость и истина…» Потому-то он так часто и воспевает в своих псалмах то особенно милость Господню: «Милости Господни исполнь вся земля» (Пс. 32:5), то истину Божию или правду: «Правда Твоя, Господи, правда во век…» (Пс. 118:142), то вместе и то и другое в неразрывном их союзе между собою: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс. 84:11).
Если и мы, православные сограждане, с верой в Божественное провидение приникнем внимательно в нашу прошедшую жизнь и в судьбы возлюбленного отечества нашего, то не можем не усмотреть в них тех же Господних путей милости и истины, которые сретаются и в нашей жизни, и в истории нашего отечества.
Пути истины и правды – это те беды и напасти, которые Господь нередко попускал и посылал на нас, чтобы обратить нас от беззаконий наших к Его святой воле и укрепить в православной вере и христианском благочестии. Пути милости – это те благодеяния, которые Господь непрестанно являл нам по обращении к Нему, выводя нас рукою крепкой из среды бедственных обстоятельств и разных испытаний, посылая нам во время благопотребное мудрых царей и правителей, которые были видимыми Его орудиями, истинными ангелами-хранителями отечества, сохраняя в нас постоянно семя святое, которое, по слову пророка, есть стояние мира (Ис. 6:13).
Вот в настоящий день, слушатели благочестивые, мы светло совершаем празднество в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, воспоминая перенесение честных и многоцелебных мощей его из Владимира в царствующий град Петра I. Представим ту пору из давно минувших дней отечества нашего, когда жил святой князь Александр, и мы ясно увидим в событиях того времени поборающую по России десницу Божию, увидим истинно поучительное зрелище Господних путей правды и милости. Являя правду свою, Господь посетил тогда жезлом своим беззакония предков наших и ранами неправды их, наведши на них язык бесстуден – бесчеловечных и нечестивых монголов. В то же время с другой стороны соседние народы – шведы, ливонцы и литовцы – воспользовавшись неустройствами и слабостью порабощенной и угнетенной России, постоянно делали разорительные набеги на ее пределы. Среди сих-то грозных путей правды Божией, в те дни всеобщих бедствий отечества, когда казалось для него все погибающим, как ангел-хранитель, как ангел-утешитель явился святой благоверный князь Александр, и Господь явил в нем милость Свою (Пс. 30:22) к России.
Правда, Александр не сверг тяготеющего над ней монгольского ига, ибо не пришло еще предназначенное к сему время, но спас ее от совершенной погибели и приготовил будущее ее избавление. Другие же враги, за победу над которыми он провозглашен Невским, сильно были поражены, так что впоследствии и не осмеливались нарушать при нем покой отечества нашего. Вместе с сим святому Александру предстояло врачевать и внутри раны отечества, собирать расточенных граждан, выкупать плененных, восстанавливать разрушенные города и села, храмы Божии и обители иноческие. И все эти предприятия он с самопожертвованием по милости Божией привел к желаемому концу. Зато в какой многосветлой славе воссияло имя его? При жизни все питали к нему любовь и преданность беспредельную, называли его отцом и спасителем отечества, а по кончине рыдали о нем безутешно и взывали: «Зайде солнце земли Русския». Но дивный во святых своих Бог и по кончине князя-праведника явил в нем на небе усердного предстателя и непрестанного молитвенника за земное отечество русское, прославив его нетлением честного тела, источающего чудеса для всех верных. Потому-то Святая Церковь наша постоянно ублажает его «яко заступника и утвердителя Российстей земли и чудес подателя обильнаго». Да, не напрасно и ныне притекают из разных концов России на поклонение к честным мощам святого благоверного князя Александра Невского. <…>
Пути Господни – милость и истина, по слову царя-пророка, только взыскающим завета Его и свидения Его. Что же мы должны делать, чтобы быть достойными благоволения Божиего? Чем оно приобретается и сохраняется? Отложив гордость, научимся сему у благочестивых предков наших, а особенно у ныне празднуемого святого благоверного князя Александра Невского. Чем они привлекали на себя Божию милость? Всецелой преданностью и усердием к святой вере, глубоким искренним благочестием, послушанием нашей Матери-Церкви Православной, также пламенной любовью к престолу и всеусердным служением отечеству. Вот вековые заветные добродетели русского народа и, вместе с тем, необходимые условия благоденствия нашего. И история действительно показывает, что когда они были у нас тверды и неколеблемы, тогда особенно ясно виднелись пути милости Божией в судьбах отечества нашего, тогда оно преимущественно благоденствовало, было сильно и страшно врагам. Когда же они ослабевали, тогда Господь, по непреложной своей правде, отнимал благодеющую свою десницу и на землю Русскую находили разные бедствия и несчастья. Отсюда видно, как высоко должны мы ценить наши основные начала народной жизни: религиозные, нравственные и общественные, опираясь на которые Россия просуществовала целое тысячелетие. Мы должны дорожить ими, как неоцененным сокровищем, как единственным залогом нашего благоденствия, и, следовательно, всеми мерами стараться сохранить их навсегда неизменными.
Потому, стремясь ныне подражать и заимствовать многое у просвещенных иноземных народов, опередивших нас преспеянием в жизни внешней, мы должны при сем всячески остерегаться, чтобы не навыкнуть их делам неверия, нечестия, буйству страстей, противлению властям предержащим, и не поработать истуканным их – безмерному корыстолюбию, роскоши, чувственности. Но пусть, при заимствовании доброго и полезного, неприкосновенными останутся у нас наши заветные от предков наследованные добродетели, нравы и обычаи, выросшие под влиянием веры православной и незаменимые никакой внешней образованностью.
Мы имеем в этом и надежного руководителя в лице ныне прославляемого угодника Божиего Древней Руси. Он, святой благоверный князь, с ранних лет усвоил себе христианские добродетели: частое хождение в храм Божий, прилежное чтение и изучение слова Божиего и писаний отеческих, дела человеколюбия и благотворительности. И потому на поприще общественной деятельности является со всеми высокими качествами истинного христианина и мудрого великого государя, всегда и везде храбрым и мужественным, но не на свою силу и искусство надеющимся, а на правоту дела и на помощь Всемогущего Бога, готовым на все пожертвования и на всякое личное унижение для блага своего народа и пользы Церкви. И в то же время не делающим ни малейшей уступки, когда может произойти от этого ущерб христианской истине или православию, которое он хранил как драгоценнейшее сокровище царства своего до готовности лучше умереть, чем показать из страха или из-за выгод хотя тень измены вере. Так, когда он вызван был в Орду изъявить покорность предводителю монголов Батыю и должен был, по обычаю, исполнить наперед языческие обряды – пройти сквозь разложенный огонь для засвидетельствования уважения к исповедуемой ханом языческой вере, – святой князь, твердо стоя за достоинство исповедуемой им Христовой веры, сказал: «Царю! Тебе поклонюсь, Бог бо почти тебе царством. Твари же не поклонюсь, яко вся создана суть человека ради. Богу единому, Ему же служу и Его же чту, Тому покланяюсь!» Такими неожиданными, исполненными кротости и сильной веры словами он смягчил грубое сердце Батыя: Христова вера не подвергнута уничижению и народ русский спасен от разграбления. Сам мужественный исповедник с миром отпущен был, одаренный многими подарками. О даруй, Господи, чтобы этот поучительный пример одушевлял всегда всех сынов отечества!
Возблагодарим же, благочестивые сыны благословенного отечества, возблагодарим Всевышнего, всегда от самых древних времен являющего в судьбах России пути своей неизреченной милости и истины, постоянно более и более возводящего ее через своих избранных на степень величия и славы. И, моля Господа, да не оставит Он нас своей милостью и в лета грядущие, поревнуем быть достойными благодеяний, изливаемых на нас свыше.