Загадка апостола Луки

Апостол Лука. Художник Валантен де Булонь, XVII век

Эпоха апостольской проповеди пришлась на время заката античной цивилизации. Нет, внешне все выглядело благополучно. Легионы диктовали римскую волю всему Средиземноморью и гарантировали Pax Romana даже в самых отдаленных уголках империи. По державе прокладывались дороги, некоторые из которых существуют и до сих пор, усмирялись бунты и отражались наскоки варварских племен, а все сокровища Ойкумены стекались в вечный город.

Распад Древнего мира

Однако в самом воздухе Поздней Античности носился запах какой-то прели. В Риме скапливались не только богатейшие люди империи, но и чернь, отвыкшая от военного дела, ремесла, обработки земли, торговли и привыкшая жить на подачки от правителей. А поэтому в столице государства образовалось своеобразное сосуществование новоявленных крезов, радующихся хиосскому вину и паштету из соловьиных языков, и нищеты, живущей за счет бесплатной раздачи хлеба, иногда мяса и пойла, схожего по вкусу с уксусом. Это разделение наслаивалось и на рабов. В Риме были рабы, не только сами имевшие рабов, но и часто обладавшие состояниями большими, чем у их хозяев. На свободу они не стремились до тех пор, пока Сенат не принял закон о вольноотпущенниках, предписывающий не брать с них налоги. Любопытно, что даже гордые патриции начали фиктивно самопродаваться в рабство, чтобы потом опять же самовыкупиться и ничего не отдавать в казну Рима.

Древний Рим. Арт. Изображение с сайта 2-kartinki.ru

Языческую религию в Древнем Риме скушало преклонение перед довольством и комфортом. Кое-как духовную жизнь поддерживала греческая культура и философия, но и они не спасали думающего человека в условиях замершего бытия империи, которое не могли взбудоражить ни гладиаторские бои, ни кровавые дворцовые перевороты и расправы с политическими противниками.

Христианство пришло своевременно, чтобы спасти Великий Рим от Великого Рима, чтобы люди вместо иллюзорного вечного города получили путь к настоящей вечной жизни. Апостолы как врачи пришли исцелить мир по воле Божией. Неслучайно один из них – евангелист Лука – знал лекарское искусство в совершенстве.

Евангелист и врач

Как ни странно, но о создателе третьего синоптического Евангелия, авторе Деяний святых апостолов – Луке – в Новом Завете говорится совсем мало. Мы знаем, что он был верным спутником первоверховного апостола Павла (2 Тим. 4:10), (Флм. 1:24), не принадлежал к числу «обрезанных», то есть христиан из иудеев, владел профессией врача (Кол. 4:14).

Лука не входил в число 12 ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа, но принадлежал к 70 «малым» апостолам, посланным на проповедь Сыном Божиим.

Местом рождения апостола Луки Священное Предание считает город Антиохию в римской Сирии, который по своему великолепию мог поспорить с самим Римом и Александрией. По происхождению Лука принадлежал к эллинам, но, скорее всего, он еще до встречи с Христом признавал Единого Бога. Учитывая, что греческий язык Евангелия от Луки безупречен, можно предположить у автора наличие хорошего классического образования и возможное знакомство с Септуагинтой – переводом на греческий язык Ветхого Завета в III веке до Р. Х. по приказу правителя эллинистического Египта Птолемея Филадельфа.

Евангелие от Луки, по мнению ученых, писалось намеренно для греков, желавших принять Благую Весть. Оно построено как послание к некоему Феофилу (имя эллинское). Цель его же сам Лука обозначил так: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:2–4).

Эта фраза служит для некоторых исследователей оправданием их мнения о том, что Лука лично с Христом не встречался. Но здесь апостол просто говорит, что он собрал многие сведения о земной жизни Господа. А ведь так и должно было происходить. Лука действует как типичный историк античного круга, изыскивая факты у тех людей, которых сам знал хорошо и доверял.

В Евангелии Лука вполне согласованно повторяет отдельные моменты жития Спасителя, однако дополняя сюжеты подробностями, которые в Евангелиях апостолов Матфея, Марка и Иоанна не встречаются.

У апостола Луки имеется рассказ о встрече с Воскресшим Господом нашим Иисусом Христом по дороге в Эммаус: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:13–19, 21–32).

Данный отрывок из Евангелия очень важен. Из собеседников Христа апостол называет Клеопу, умалчивая о втором. Так могло произойти лишь в одном случае, если этим вторым и был сам Лука. Явно здесь он не повторяет чужое повествование…

Иконописец

Священное Предание утверждает, что апостол Лука являлся и первым иконописцем. Он написал икону Пресвятой Богородицы и самого Спасителя, причем сама Божия Матерь одобрила ее, а также образ первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостол и евангелист Лука. Икона. Изображение с сайта ru.pinterest.com

Тому, что врач оказался еще и художником, удивляться не следует. Сами условия обучения лекарей в Древнем мире требовали и дара рисователя. Безусловно, в пользу того, что Лука был первым иконописцем, свидетельствует и его Евангелие, где он излагает факты, которые мог узнать только у Пречистой Девы (например, о посещении Пресвятой Богородицей семьи пророка Захарии). Как знать, не позировала ли Матерь Божия Луке по просьбе святых апостолов?!

Православный святой и писатель Симеон Метафраст (X век от Р. Х.) пользовался древними книгами жития апостола Луки, до нас не дошедшими. Он утверждал, что Лука учился в Египте. И это не надо подвергать сомнению – врачебное искусство там развивалось еще со времен фараонов. А историки полагают, что на христианскую иконопись повлиял так называемый файюмский портрет, под которым подразумевалось искусство создания погребального образа в технике энкаустики, развивавшееся в Файюмском оазисе античного Египта.

Будучи в Египте, Лука вполне мог побывать и даже учиться в Файюме, тогда процветавшем и многонаселенном. Впрочем, эти «портреты» археологи находят и в других частях и городах Египта. Симеон Метафраст охарактеризовал труд иконописца Луки так: «Всего отраднее то, что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, Которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени… И это он сделал не для себя только, но и для всех верных, любящих Христа».

Свою мученическую кончину за веру Христову апостол и евангелист Лука принял в возрасте 84 лет. Он был распят на масличном древе в Фивах (греческая область Беотия). Язычники искренне торжествовали, убив праведника. Но история посмеялась над ними. Мы читаем Евангелие от Луки, молимся перед святыми иконами, а в храмах звучат слова: «Истиннаго благочестия проповедника и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ