За детьми пойдут в храм и родители

В последнее время можно наблюдать примечательную тенденцию: все чаще в сельских школах можно встретить священников – настоятелей сельских храмов. Учителя православной культуры приглашают батюшек на уроки, чтобы ребятишки лучше познали основы своей православной веры, глубже прочувствовали ее значение для человека. Ведь российская культура, создававшаяся на христианских ценностях на протяжении тысячелетней истории, вмещает не только замечательное храмовое зодчество, школу древнерусской иконописи, богослужебные песнопения. Она отражает мироощущение человека, его устремление к познанию Божественных истин. И кто, как не священник, может лучше рассказать об истории становления православия на Руси, о святых угодниках, церковных таинствах.

Подобную практику общения с учащимися я наблюдала у иерея Василия Химина, настоятеля храма преподобного Сергия в селе Роговатое. Несколько раз в неделю он встречается с учениками школы, в которой сам учился. Батюшку приглашают на общешкольные мероприятия, классные часы и родительские собрания.
Чуть больше года служит настоятелем в храме безсребреников Космы и Дамиана в селе Городище иерей Игорь Боев. За это время он хорошо познакомился с коллективом Городищенской школы. По воскресным дням сельскую детвору трудно собрать на занятия при храме, поэтому отец Игорь приходит в сельскую школу среди недели, чтобы пообщаться с ребятами и учителями. Праздничные концерты, посвященные православным торжествам, проходят в просторном актовом зале. Сюда собираются учащиеся, педагоги, родители, жители села.
Педагогическую стезю с этого года осваивает и настоятель Христорождественского храма в селе Солдатском протоиерей Алексий Михелев. На уроки батюшка ходит по расписанию, программу по православной культуре изучает досконально. Опыт преподавательской деятельности у отца Алексия имеется: два года после окончания Курского педагогического университета он читал лекции по церковному праву в Курской духовной семинарии, несколько лет занимался с ребятишками в воскресной школе. Но светские учреждения, естественно, отличаются и своим характером, и требованиями к преподаванию.
– Уроки православной культуры, как правило, стоят последними в расписании, а к этому времени ребятишки уже подуставшие, – рассказывает отец Алексий о своем опыте общения с учащимися. – Хотя в своем большинстве предмет они воспринимают хорошо, слушают с интересом. Мы часто с учителем православной культуры Оксаной Александровной Жесько проводим уроки-экскурсии. Приглашаю детей в храм – он же буквально в двух шагах от школы – и наглядно рассказываю, как устроен Дом Божий, о его внутреннем убранстве, беседуем с ребятами о церковных Таинствах, о Спасителе Иисусе Христе и святых угодниках, чьи иконы ученики видят на иконостасе и на стенах храма. Такие уроки – самые запоминающиеся.
Чтобы у учеников всегда были наглядные пособия по предмету, батюшка обустроил в классе мини-музей. Принес богослужебные Евангелия на церковнославянском языке, кадило, венчальные венцы, подрясник, ризу, камилавку. Ребята поначалу даже боялись дотрагиваться до старинных книг. А когда полистали, то оказалось, что читать на церковном языке совсем нетрудно.
Оксана Александровна Жесько признается, что, несмотря на шестилетний опыт преподавания православной культуры, общение с настоятелем храма значительно обогатило ее знаниями, а у учащихся появился более живой интерес к предмету. На смену традиционным формам урока приходят занятия в виде игры, сценической постановки, викторины. Но, безусловно, самыми яркими впечатлениями у ребят и педагогов остаются паломнические поездки, которые организовал отец Алексий. Сначала все классы побывали в городских храмах, а затем солдатские школьники отправились в Большегнеушевский Казанский женский монастырь Курской епархии. Три дня ребята жили по монастырскому уставу, ходили на службы, трудились на послушаниях, приобретая важный опыт духовной жизни. В ближайших планах у настоятеля храма и педагогов – поездка в Валуйский и Задонский монастыри.
– Если сегодня не вести детей в храм, завтра на месте церквей будут мечети. Таковы перспективы, – полагает отец Алексий. – В первую очередь ребят надо настроить на церковную жизнь, дети должны осознать, что она им необходима. Это называется воцерковление. За детьми пойдут в храм и родители.
Сельские храмы ныне уступают городским по наполненности, а когда-то они еле вмещали молящихся. И дело не в том, что горожане более религиозны. Просто жизнь в селе угасает, отсутствие работы и благоустроенного быта заставляет молодежь перебираться в более комфортные городские условия. Те, кто когда-то были верными прихожанами, умирают, а на их место никто не приходит. Среднее поколение сельчан с трудом изживает из себя последствия многолетней атеистической пропаганды. Сорокалетние жители редко заходят в храм, может, какая нужда приведет, или болезнь… Поэтому надежда на подрастающее поколение. Вот и стараются сельские батюшки вкупе с городскими взрыхлить почву и насадить благодатные семена, пока есть такая возможность. А взращивать, по слову апостола Павла, все равно будет Бог.
Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

53 − = 50