Взгляд святых на жизненные испытания
Сейчас, когда СМИ каждый день приносят тревожные вести, нам легко потерять покой. Искать утешение священнослужители предлагают в трудах и житийных описаниях святых подвижников, особенно тех, кто пострадал в годы гонений на Церковь. Почему же для нас так важен опыт святых мучеников и исповедников? Они уже прошли тем путем, по которому сейчас шествуем мы. Поэтому особенно важно внимательно относиться к их наставлениям.
В нескольких статьях мы попытаемся ответить словами святых на те вопросы, которые сегодня встают перед каждым из нас. Как относиться к житейским испытаниям? Как хранить верность Церкви, несмотря на весь негатив, который ежедневно выплескивают на нас масс-медиа? Что делать с ложным представлением о Церкви, которое уже сформировалось у многих людей под влиянием антицерковной пропаганды?
Священномученик Онуфрий, архиепископ Старооскольский, размышляя об испытаниях, которые выпадают на долю христианина, писал:
«Между Царством Божиим на земле и царством сатаны – постоянная борьба. Царство Божие на земле – Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1 Кор. 15:24–27). Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их… Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога!»
Размышляя о христианской борьбе со злом, святитель говорил:
«Для христианина вся жизнь земная есть борьба с грехом, именно борьба, а не подчинение греху. С помощью Божией благодати ученик Христов побеждает грех. А если случится ему поскользнуться в этой работе, – по преданию или самонадеянности, – он спешит к таинству Покаяния и в нем очищается от грехов своих… А у безбожника нет борьбы с грехом; невер отдается в полное подчинение греху, он раб греха… В безбожии именно рабство духовное, а в христианской вере – свобода духовная».
О ссорах и распрях владыка писал:
«Ссора бывает и между братьями, и между самыми близкими. А как избавиться от ссоры? Взаимной уступкой друг другу. Кроткие и смиренные наследуют землю. Кто ссорится, тот мучит и себя, и других, а снисходительный к другим всем дорог, с ним легко, и ему отрадно… В одном лишь не может быть у нас уступки – в вопросах веры. Как бы ни сердился наш ближний или родной, сделать послабление в вере мы не можем, ибо это значит изменить истине, перестать быть православным, то есть учеником Христовым. Кротость и здесь должна быть, но уступок – нет».
Святитель Онуфрий трезво оценивал духовно нравственное состояние современного ему общества:
«Люди упорно не слушают Божиего гласа. Все дальше и дальше мчатся они от Бога, а куда – сами не знают. Так знайте: если не остановитесь и не покаетесь, не обратитесь к милующему Богу – то погибнете во всех своих начинаниях. Так вагон, идущий с горы с неудержимой быстротою, – не имея руководителя, он стремится, сам не зная куда, пока не ударится в первую попавшуюся ему на пути преграду и не разобьется на части. Опомнитесь же все, забывшие Бога, пока каждый из вас еще не умер! Вразуми, Господи, всех несчастных, заблудших; поставь их на путь истины, для их же собственного блага и радости их и нашей!»
О важности следования евангельским истинам святитель Онуфрий писал следующее:
«Почему так часто и при всяком случае нужно верующим в Бога поучаться в законе Божием самим и другим возвещать о нем? Потому что в слове Божием указаны нам пути жизни земной и вечной. Важнее всего иметь идеал, знать смысл жизни: высокий, всеобъемлющий, разумный. А таков смысл жизни, указанный словом Божиим, – жить здесь, на земле, не так, как хочется нашему естественному, греховному человеку, а по заповедям Божиим: любить Бога и ближнего, быть честным, добрым, трудолюбивым, воздержанным, чистым и прочее – готовиться к вечной блаженной жизни загробной в Царстве Христовом, которому не будет конца. Правда, мы можем далеко уйти от пути Божиего – можем погрязнуть в преступлениях; но, если у нас есть истинный смысл жизни, если мы знаем путь Господень, – мы можем вернуться к нему. А если мы не знаем вовсе истинного смысла жизни, то в тоске и отчаянии легко решиться и на самое убийство, примеры чего очень часты у людей неверующих, не имеющих христианского идеала жизни».
Словам святителя Онуфрия вторят труды замечательного подвижника Русской Церкви – преподобного Германа (Гомзина), игумена Зосимовского. Его обитель была закрыта вскоре после его кончины, а именно из Зосимовой пустыни на собор 1917–1918 гг. пришел иеросхимонах Алексий, который вытянул жребий патриаршего избрания святителя Тихона.
Игумен Герман писал об испытаниях, выпадающих на долю христиан, без тени смущения и пессимизма.
«Что теперь кругом делается?! Трудно вам жить среди такого развращенного мира. Меня все спрашивают: “Конец ли это мира?” Что можем мы на это ответить? Спаситель сказал: О дне сем и часе никто не знает, ни Ангелы на небеси; а только Отец ваш Небесный. Я думаю, что это еще не конец! Но сердце Божие к нам теперь близко. Не до конца прогневается Господь. Он милостиво хранит нашу обитель под покровом Матери Божией. И опять будет мир и тишина. Господь нас помилует за веру нашу – все-таки еще многие веруют и многие молятся еще на Руси.
Молитва – это главное в жизни. Если чувствуете лень, нерадение, как вы говорите, что же делать? Таков уж есть человек! А вы молитесь Богу в полном внимании, просто, как дети, говорите слова молитвы Самому Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Господь Сам знает, что вы – грешная. Так и молитесь: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. Так легче, короче и лучше будет внимание удерживать на словах. Вот так и молитесь. Да укрепит вас Господь Бог».
Претерпевая разного рода испытания, человек может ошибочно решить: счастье заключается в спокойствии, а обретение спокойствия – и есть цель его жизни.
Пример митрополита Антония Сурожского показывает нам, что, найдя желанное спокойствие, человек, наоборот, может впасть в уныние. Получив наконец свое собственное жилье в Париже, юный Андрей Блюм осознал, что утратил ощущение полноты жизни и сам ее смысл.
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, так размышлял об этом феномене человеческого мышления:
«Некоторые думают, во сколько раз охотнее и усерднее я служил бы Господу моему, если бы жизненный путь мой был легче, если мой жизненный путь не был бы так густо усеян острыми камнями. Когда ты так говоришь, ты, очевидно, сам еще не знаешь, кто ты и что ты, что тебе полезно и что вредно, что тебе нужно и что не нужно.
Справедливо говорят, что человек хуже всего переносит свое благополучие. Дни счастья, дни удач, когда все случается так, как хочется, о, сколько раз эти дни становились гибельною сетью для души человеческой. Сколько непотребства нарастает на сердце человеческом, как ржа на клинке, когда он лежит без боевого употребления, или как зарастает сад, если по нему не погуляет нож садовника.
Все благородные силы христианской души, христианского характера наилучшим образом могут проявиться и развиться именно во время горя, бед, страданий. Все чудеса благодати Господней наилучшим образом проявляются в жизни именно тогда, когда воды скорбей и бед достигают до души нашей и мы вынуждены сознать свое ничтожество и немощь и отнести всю силу и значение к могуществу Божию.
“Я должен пройти школу крестную, я должен пострадать со Христом, чтобы с Ним и воскреснуть”.
Или ты скажешь, когда Господь посылает тебя в школу крестную, я не нуждаюсь в науке ее? Говори так: я нуждаюсь в этом, я должен пройти школу крестную, я должен пострадать со Христом, чтобы с Ним и воскреснуть. При посещениях Господних я должен мыслить и чувствовать себя так же, как дитя, наказуемое любящей десницей отцовской, как лоза виноградная под обчищающим ножом садовника, как железо под формирующим его молотом, как золото в очищающем его огне, как виноградная кисть под горячим лучом солнца. Это “я должен” Божественно, и я не могу отступить от него».
И эти слова очень значимы для нас с вами в эти дни. Следует обращаться к ним, когда тревоги затмевают сердце, размышлять над ними, и тогда вы сможете обрести истинное смирение и уже иначе принимать все испытания, что несет нам жизнь.
Протоиерей Максим Горожанкин