Взгляд через океан: О многострадальной Украине
В маленькой Новой Зеландии, где служит наш соотечественник священник Александр Скорик, как в зеркале, отразились проблемы российско-украинских отношений. Люди, которые раньше на приходе дружили, начали разделяться по национальному признаку. Отец Александр размышляет о причинах противостояния и пытается ответить на вопрос, как уйти от взаимной ненависти, обвинений и обид.
Сегодня любое, даже нейтральное высказывание на тему российско-украинского кризиса, даже призыв к миру в конечном итоге вызывает ожесточенные споры между сторонами конфликта. Мира в душе и без этого мало. Трещина раздора между нашими народами пролегла далеко за пределы стран исторической Руси. Вся абсурдность гражданской войны еще больше ощущается здесь, в тихой Новой Зеландии, за многие тысячи километров от Киева и Москвы.
Выходцы из бывшего Советского Союза приезжали сюда не только из-за более высокого материального уровня жизни. В лихие 90-е многие уехали, убегая от хаоса и нестроений, царивших тогда на постсоветском пространстве, а то и от межнациональных конфликтов, которых тоже было немало. И вот уже здесь мы разделяемся на «наших» и «не наших», ожесточаемся, «блокируем» друг друга и «удаляем из друзей», причем не только в соцсетях, но и в реальной жизни. По моим ощущениям, это происходит во многих странах мира, где есть более или менее многочисленные русские и украинские общины.
Самое печальное, что в это вовлечены и церковные люди, прихожане. Господь послал нам большое испытание, испытание нашей веры, любви и церковности, в самом глубоком смысле этого слова. И пока, к сожалению, это испытание мы не выдерживаем.
Почему? Потому что не были готовы, не успели опомниться. Кому когда могло прийти в голову или присниться в страшном сне, что братья славяне будут убивать друг друга? Очень умело нас стравили. Люди уже не хотят вспоминать, разбираться и осознавать, что многое из того, что было в начале украинского кризиса, было не чем иным, как хорошо спланированными провокациями, направленными на то, чтобы рассорить наши народы. Нужно было выбрать способы убийства, поражающие своей жестокостью («небесная сотня», «одесская Хатынь»), ведь простые уже не действуют. Чтобы уже наверняка, чтобы не оставалось места для прощения. И тот, кто это задумал, получил то, что хотел. Все происходящее сейчас – это уже цепная реакция: с каждым днем все больше и больше жертв и с одной, и с другой стороны.
Не собираюсь здесь анализировать политическую составляющую кризиса. Мои нижеследующие рассуждения также не относятся к тем, кто уже сейчас участвует в реальных боевых действиях и стреляет один в другого. Так как понимаю, что там, на передовой, где царит смерть, нужны совсем другие слова. Я просто хочу разобраться, как нам, детям одного Отца, чадам одной Церкви, несогласным в политических взглядах, жить вместе на бытовом уровне. Как с чистой совестью говорить друг другу: «Христос посреде нас!», внимать на литургии возгласу священника: «Возлюбим друг друга!» и в мире приносить Святое Возношение. Думаю, что в России тоже есть такая проблема, а тем более в Новой Зеландии, где Россия и Украина в миниатюре сосуществуют на одном маленьком пространстве.
Что же можно сделать, когда все уже зашло так далеко? Как себя вести православным христианам, которые всей душой, до боли, ощущают диссонанс между тем, к чему нас призывал Христос, и тем, что происходит между нами в связи с ситуацией в Украине?
Мне очень понравились слова отца Александра Шмемана о Церкви, которые я прочел как раз в тот период, когда размышлял о последних событиях и о том, как совместить все это с понятием Церкви как Тела Христова, то есть теснейшего единения верующих в союзе любви. Такие простые и такие глубокие слова: «Если мы хотим хотя бы отчасти, хоть немного вникнуть в эту сущность, ответить на вопрос: «Для чего Церковь?», то ответ этот только тут, только в словах Христовых: «Я пришел, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Иоан. 11:52). Итак, мы идем в Церковь, прежде всего, чтобы собраться, чтобы быть едино во Христе, чтобы явить самим себе и миру любовь Христову… Войдя в храм, мы пересекаем черту, отделяющую нашу старую, всегда старую жизнь, в которой царит борьба и разделение, и мы входим в новую жизнь, в которой все возвещает о любви и единстве, все призывает к ним, все являет их Божественную силу и красоту. Так, с этого собрания всех в одно место, всех во Христе начинается наше общее дело – Божественная литургия».
Итак, уже многое станет на свои места, многие ответы придут с понимаем этой истины – для чего Церковь.
Что еще можно предпринять? На мой взгляд, сегодня всем нужно быть осторожнее в словах, оценках и суждениях. Я понимаю, многие мне скажут, что это невозможно, и с одной, и с другой стороны мне представят убитых и искалеченных в этой бойне. И я ничего не смогу им ответить… Но я обращаюсь к тем, у кого остались еще силы быть более взвешенными, трезвыми и великодушными, несмотря на ужасы войны. Когда кто-то с ненавистью или презрением высказывается в адрес всей страны или национальности (относится и к русским, и к украинцам), для него это всегда некий собирательный образ государства и какие-то абстрактные люди. Но рядом может стоять кто-то, для кого это живые, дорогие сердцу люди, которые дали ему жизнь, с которыми он вместе рос, гулял на свадьбе или крестил детей. Все это только усугубляет раскол и ставит нас еще дальше друг от друга.
Всего лишь слова, но как написал недавно в своей статье А. Десницкий: «Прежде, чем просвистит пуля, будет сказано слово, и не одно».
Обращаюсь к тем, для кого слова Христа «Вы – соль земли» еще просвечивают сквозь накопившиеся обиды и горе. Сегодня, как никогда, нужна эта соль, предохраняющая землю от тлетворного духа злобы, вражды и ненависти. Если мы весь мир не можем сделать добрее, то хотя бы вблизи себя, среди тех людей, которым Бог судил быть рядом с нами, старайтесь насаждать свет и добро. Это будет нашей лептой, которую не отринет Господь.
Священник Александр Скорик,
клирик храма Христа Спасителя в Веллингтоне, помощник благочинного новозеландских приходов