Выбираем путь святого князя Владимира

Главное фото27 января в Старом Осколе состоялись XIII муниципальные Рождественские чтения

2015 год, по мнению аналитиков, станет переломным для всего мира. Действительно, начало января было отмечено печальными событиями: во Франции прогремели взрывы, обострилась ситуация в Сирии и Украине, потрясения произошли в экономике и культурной жизни. Поэтому сейчас те же аналитики призывают все цивилизованное общество крепко подумать – по тому ли пути оно следует?
Вселяет надежду, что для России этот год ознаменовался событием совсем иного рода – празднованием 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Земли русской. Открытие православной веры для языческого деспота стало перерождением в милостивого христианского правителя и поворотным моментом для целого государства.
Святейший Патриарх Кирилл в своем послании, посвященном юбилейному году, заметил: «…Люди же мудрые понимают, что их жизнь и добрые поступки могут стать частью Божия замысла о спасении мира. Вот почему они всегда помнят о вечном и простирают свой взор в историю, извлекая из нее уроки и ответы на важнейшие вопросы современности». Отрадно, что эти слова были услышаны не только духовенством и видными политическими деятелями, но, пожалуй, главными зиждителями нашего общества – педагогами. Череда конференций, посвященных наследию святого князя, уже открыла второе учебное полугодие. Традиционные «Рождественские чтения» прошли и в Старом Осколе на базе школы N 33.

Православная культура: творческий подход

Конечно же, главной темой форума стало формирование христианских ценностей у школьников. Свое видение ситуации представили на пленарном заседании специалисты Управления образования округа и священнослужители города.
Тревожную тенденцию отметил в своем докладе иерей Иоанн Дворядкин, клирик храма во имя преподобного Сергия Радонежского: шкалу ценностей современных подростков как будто перевернули вверх ногами. Такие понятия, как «вера в Бога», «долг и честь», «уважение к старшим» не стали для молодежи пережитком прошлого, но все-таки уступили первенство эгоистичным желаниям богатства, славы и успеха.
– Не в годы религиозных гонений, а сегодня, во время призрачной стабильности и благополучия, – подчеркнул отец Иоанн, – мы находимся перед реальным выбором сохранения заветов князя Владимира или отказа от них. Можно сказать, что сегодня мы вновь выбираем свой цивилизационный путь, который определяется духовно-нравственными ориентирами общества. И, к сожалению, нам все чаще предлагаются в красивой обертке абсолютно чужеродные ценности, которые не укоренены в христианской традиции.
DSC_0095_222Заставить подростков переосмыслить свой выбор может искусство, считает преподаватель музыкальной школы N 3 Анна Евгеньевна Чечнева. На пленарном заседании она рассказала об опыте организации концертов и вечеров, в которых органично сочетаются светское и духовное направление. Свои идеи и предложения высказали уже во время работы секций ее коллеги – учителя таких творческих предметов, как изобразительное искусство и музыка.
– Каждый учитель, независимо от своего предмета – ведет ли он православную культуру, русский язык или технологию – должен делать упор на духовно-нравственное воспитание молодежи, – высказал общую позицию учитель технологии школы N 5 Сергей Константинович Кривошеев. – Между прочим, технология – один из немногих предметов, когда можно буквально практически показать те самые «традиционные христианские ценности». Простой подарок для мамы, сделанный своими руками, становится символом сыновней любви, а значит – настоящим сокровищем.
Учитель начальных классов школы N 16 Татьяна Николаевна Ефременкова считает, что церковное искусство – это замечательное начало для знакомства с христианством:
– Дети очень хорошо реагируют и на духовную музыку, и на произведения художественного искусства, посвященные теме религии. Нам кажется, что в начальной школе – когда делается упор на православную культуру – детки должны увлекаться чем-то веселым, легкомысленным. Но они с удовольствием обсуждают тематические рассказы и притчи, слушают специфические музыкальные произведения и песнопения, рисуют на библейские темы.

Путешествие как форма урока

Несмотря на школьные успехи, российские преподаватели православной культуры все же решили сделать ставку на внеурочную деятельность. Об этом рассказала побывавшая на московских Рождественских чтениях Алла Николаевна Осокина, методист Старооскольского института усовершенствования учителей. Она отметила, что такая форма работы позволит педагогам чувствовать себя более свободно и подходить к занятиям нестандартно.
DSC_0018Одна из форм внеурочных занятий, которую очень любят и школьники, и их учителя – паломнические поездки по святым местам. Этой теме старооскольские педагоги также уделили особое внимание на чтениях. Очень вдохновенно о личном опыте таких просветительских путешествий рассказала коллегам учитель православной культуры 40-й школы Диана Геннадиевна Шпачук:
– Анализируя рассказы подростков, многие из которых теперь используют любую возможность, чтобы с пользой для души побывать в той или иной паломнической поездке, делаешь вывод, что, помимо интереснейшего знакомства с храмами, историей, святоотеческими книгами, жизнью монастыря, его уставом и трудниками, с самим человеком неминуемо что-то происходит.
Такое духовное путешествие, отмечают педагоги – это еще и возможность заниматься краеведением. Сотни храмов, святых источников и памятных мест рассеяны по просторам нашей области и ждут гостей, чтобы передать им свою историю.

«Мы с детьми обсуждали события во Франции…»

Помимо искусства и паломничества, педагоги затронули более серьезную тему – преподавание мировых религий в программе ОРКСЭ, в частности, ислама. И здесь нам снова придется вернуться к вышеупомянутой теме январской трагедии в Париже. Миллионы людей по всему миру единодушно заявили: «Мы – Шарли», то есть выступили за абсолютную свободу поругания святынь. Весь западный мир ополчился против религии как части культуры в принципе. Как отразилось это на детях? Готовы ли учителя к натиску волны несогласия со стороны школьников?
DSC_0110– Я преподаю ОРКСЭ в 5-х классах, и мы с детьми обсуждали события во Франции, – поделилась Лариса Николаевна Акинина, учитель истории и обществознания школы N 30. – Говорили о терроризме и его истоках. Негатива со стороны детей в отношении православия, ислама или других вероисповеданий я не почувствовала. Ребята адекватно оценивают ситуацию, понимают, что вред не от религии, а от людей. Почему так остро отреагировали на Западе? И сам теракт, и реакция на него – следствие глубокого кризиса традиционных ценностей. Когда подобные инциденты происходили у нас в стране, людей объединяли совсем другие миролюбивые идеи, они обращались к традиционному религиозному укладу.
– Пока негативной реакции со стороны белгородской молодежи не стоит опасаться, – согласилась с коллегой Лидия Ивановна Полупанова, учитель православной культуры школы N 24. – У нас за плечами десять лет занятий православной культуры и ОРКСЭ. Мы вовремя ухватились за идею преподавания таких предметов в школе, вовремя осознали, что азы религиозной грамотности нужно объяснять даже малышам. Этим мы успели отыграть себе немного времени. Конечно же, особенно повезло жителям Белгородчины, где духовно-нравственному воспитанию уделяют огромное внимание. Пусть пока не все идеально, много вопросов относительно программ и расписания занятий. Но мы, учителя, деятели культуры и политики, священнослужители, стараемся выстроить определенную систему защиты общества, чтобы аморальное влияние Запада не смогло просочиться сквозь наши духовные бреши.
Как выяснилось, сейчас педагогов волнует другая проблема: все больше за парты садятся дети последователей других религиозных направлений. Диалог таких детей с учителем зачастую превращается в бесконечный спор, а иногда приводит к серьезным конфликтам педагога и родителей. К сожалению, универсальной инструкции, как вести себя в таких случаях, нет, признаются сами учителя.
Однако в Старом Осколе уже есть примеры – пока единичные – того, как уроки православной культуры помогают детям протестантов и свидетелей Иеговы принять Святое Крещение и привести в храм всю свою семью. Это самые первые и самые ценные плоды соработничества Церкви и государства на ниве образования. Мы как будто вновь переживаем 988 год, выбирая вместе со святым равноапостольным князем Владимиром истинную веру. Господь укрепил нас, и путь выбран верно. Главное сейчас – не уклониться с этого пути, а продолжать двигаться вперед – решительно и твердо.

Юлия Кривоченко



   Рожественские чтения

      г.Старый Оскол
      27.01.2015


One thought on “Выбираем путь святого князя Владимира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

30 − = 23

АРХИВ ГАЗЕТЫ