«Вы приезжаете на Афон подзарядить духовные батареи»

Тема Афона в газете «Православное Осколье» появляется с приятной регулярностью: наставления афонских старцев, события, связанные с пребыванием в России афонских святынь, личные впечатления о посещении этого удивительного молитвенного острова… Недавно несколько экземпляров «Православного Осколья» были привезены в Ватопедский монастырь и переданы игумену Ефрему. Эту приятную для редакции митрополичьего центра миссию выполнил настоятель храма Рождества Христова в с. Солдатское протоиерей Алексий Михелёв, который накануне Великого Поста провел две недели в афонской обители. Это уже вторая паломническая поездка, которую батюшка совершил с благословения митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Кстати, библиотека Ватопедского монастыря является одной из самых уникальных хранилищ книжной мудрости, в ней находится 1700 рукописей, 600 Кодексов на пергаменте, 25 пергаментных свитков и более 10 000 печатных изданий. Отец Алексий в библиотеку не попал, зато увидел старинные подшивки газеты «Русский вестник» за 1910 год, где рассказывалось о подготовке прославления в лике святых святителя Иоасафа Белгородского. Батюшка хотел отксерокопировать эти материалы, но не оказалось на месте монаха Игнатия – архивариуса, распорядителя фонда. Без его благословения сделать это было невозможно. Так что теперь до следующего раза, если Господь сподобит.

Как признается отец Алексий, в первую поездку он ехал с романтически-идеалистическими представлениями о жизни в афонских обителях. Сказалось впечатление о монашеских подвигах из проштудированных книг. За неделю, конечно, понять и почувствовать, что такое Афон, сложно, зато фантазии выветриваются быстро, и будни монастыря оказываются глубже и содержательнее, чем их рисовало воображение. Батюшку, нацеленного на суровую аскезу, удивило, что бытовая жизнь ватопедских монахов налажена, здесь есть и электрический свет, и возможности для личной гигиены. Но этот комфорт, по мнению отца Алексия, служит не для расслабления и разленения, а направлен на поддержание организма, чтобы сохранялись силы для молитвы и долгих богослужений: молитвенные бдения порой длятся 16-18 часов. Паломнический корпус – конечно, не пятизвездочный отель, но все необходимые условия для проживания в нем присутствуют. Правда, в зимние месяцы года здесь топят печь, для этого пилят и возят дрова.
Особенно согревали сердце батюшки лики русских святых – праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Игнатия Брянчанинова и Иоасафа Белгородского, преподобного Серафима Саровского. Иконы висели на стенах коридоров и в кельях паломников, и тогда казалось, что находишься не на греческом полуострове, а в России, в одной из русских возрождающихся обителей. Вот только речь и особенности национальной кухни напоминали, что ты вдалеке от родины.
В преддверии Великого поста монастырская трапеза отличалась разнообразием блюд из морепродуктов: улитки, осьминоги, кальмары. Порубленного большими кусками огромного краба монахи вкушали вместе с панцирем, особо отмечая полезность его «кожных покровов». В изобилии на столах присутствовали молочные продукты, овощи и фрукты.
Монастырских послушаний во вторую поездку у отца Алексия прибавилось: с утра он поминал на проскомидии здравствующих и усопших, до полудня закручивал бутылки с оливковым маслом, которое шло на продажу, вечером разливал освященное масло от чудотворной иконы «Всецарица». Самое большое впечатление у батюшки оставили труды в костнице – здесь хранятся останки монахов, подвизавшихся в Ватопедской обители на протяжении веков. В помещении костницы проходил ремонт, и честные мощи насельники монастыря переносили под навес. Черепа и кости скелетов распределялись по разным местам. Одни главы были подписаны, другие – нет. Черепа усопших в основном светлые, но есть, и немало, желтоватого цвета. Такие медово-восковые черепа, по афонскому преданию, принадлежат людям, стяжавшим у Господа духовными подвигами особую милость. Для отца Алексия пребывание в этом месте стало удивительным откровением: «Здесь незримо, но ощутимо чувствуется связь с небом, Духом Святым. Ты прикасаешься к мощам отцов и знаешь, что они в Царствии Небесном». Как сказал игумен Ватопедского монастыря Ефрем, «афонская земля имеет особые свойства: наши останки будут либо благоухать, либо смердеть – все зависит от нашей жизни». Наверное, эти слова актуальны не только для святогорцев.
По признанию отца Алексия, второе посещение Афона дало больше понимания, в чем состоит суть духовной жизни, позволило ближе прикоснуться к святоотеческому преданию. «Вот он, Афон! Великое множество отцов подвизались, ходили, проливали здесь свои слезы покаяния. И ты сходишь с пристани, целуешь эту землю, берешь четки в 300 бусинок, сразу крутишь, читаешь, молишься, засыпаешь, тебя будят – просыпаешься, вываливаешься из стасидии – сил нет, но со службы не уходишь», – такую запись оставил своем дневнике отец Алексий уже после поездки.
Уникальность Ватопедского монастыря состоит в том, что в нем сохраняется преемственность старчества от Иосифа Исихаста к Иосифу Ватопедскому. Сейчас эту традицию продолжает геронда Ефрем.
– После вечерней трапезы старец Ефрем общается с паломниками, – рассказывает отец Алексий Михелев. – Игумен говорит: «Вы приезжаете на Афон подзарядить духовные батареи». С мирянами он много беседует о семье, семейных проблемах, многодетности. Семья – это основа государства, которую сейчас всячески хотят подорвать. В своих беседах отец Ефрем часто затрагивает тему отцовства. Отец – глава семьи и безусловный пример своим чадам. Если дети видят пьяного папу или просто злого, крикливого, то они это впитывают. На самом деле это простейшие истины, и об этом не раз писали как светские психологи и педагоги, так и священники. Немало вопросам семьи уделяли внимание в своих сочинениях святые отцы. Но читать – это одно. Прочел наш человек – и забыл. А люди ждут, по признанию самого геронды, слова живого. Поэтому нет ничего удивительного в поездках «за тридевять земель». Может быть, только благодаря словам геронды, сказанным после вечерней молитвы в древнем монастыре в тысячах километров от дома, эти истины доходят до сердец мирян и не теряют смысл.
– По мнению старца Ефрема, благотворно, если каждый мужчина хоть раз в жизни посетит Святую Гору. Бояться такого паломничества не нужно, – успокаивает отец Алексий. – Духовных и физических сил хватит каждому – ведь даже 75-летние старики приезжают и выстаивают все службы. Почему? Можно и в миру, и в других обителях подвизаться в духовной жизни. Но на Афоне, который находится под омофором Богоматери, духовное стяжание выкристаллизовывается, очищается от всего мирского и приближается к идеальному. Хотя и здесь возможно впасть в прелесть и заблуждения. От этого никто не застрахован, потому что на поле духовной брани не обойтись без потерь.
Ежедневно Ватопед принимает до 700 паломников, мирян, священников, монахов. У каждого свои цели, свои вопросы. Вот отец привез своего четырехлетнего сына в афонскую обитель. Ребенок болен тяжелой формой рака. За него молится вся братия, все желают ему выздоровления. Но отец Ефрем предупреждает: «Рак пополнил рай, вот и выбирай… Дите безгрешное придет в рай, хотя скорбь будет для родителей. Если поживет на земле, то неминуемо страсти, живущие в человеке, заявят о себе, и тогда спасение будет затруднительно. Конечно, мы должны просить Бога, но и стараться доверять Ему, учиться уповать на Него».
Финансовый кризис в Греции, безусловно, сказывается на Автономном монашеском государстве Святой Горы. Правительство Греции стремится обложить обители непосильными налогами. Монастыри отказываются пополнять государственную казну, зато занимаются огромной благотворительной деятельностью. К примеру, все собранные средства во время пребывания в России афонской святыни – Пояса Пресвятой Богородицы, были переданы в школы-интернаты и детские дома. Но старец Ефрем видит и духовные причины финансовых бед Афона: «Экономические проблемы начинаются тогда, когда сокращаются богослужения и монахи мало усердны на молитве».
Отец Алексий стал свидетелем приезда в Ватопедскую обитель схимонаха Иосифа Катунакского (монастырь Катунак находится в восточной части Афона). Он является учеником старца Ефрема Катунакского, одного из самого почитаемого духовников на Святой Горе. На встрече с насельниками монастыря старец Иосиф призывал их не гордиться годами жизни в монастыре, а преданно исполнять послушания до глубокой старости. Он учил видеть в человеке только хорошее, недостатки не замечать. Если же испытываешь неприязнь к кому-либо, советовал он, то нужно молиться за этого человека, и неприязнь уйдет.
Сегодня Афон доступен любому православному мужчине, посещают его и инославные, и даже иноверцы. Побывать на Святой Горе стремятся архиереи, монахи, священники и миряне. Священнослужители обычно принимают участие в Богослужениях. Удалось и отцу Алексию поучаствовать в соборном Богослужении в Ватопедском монастыре. Кстати, старец Ефрем хорошо знаком с митрополитом Белгородским Иоанном, в беседе с отцом Алексием он просил передать владыке, что очень любит его, всегда молится о нем и ждет в гости.
Конечно, об Афоне можно рассказывать бесконечно много, но главное, чему учит Святая Гора – это молитва, основа монашеского делания. «Благо молитва Иисусова, творимая и вслух, и в уме, посколько она любовь к Богу. Это общее дело у людей с ангелами. С помощью этой молитвы мы быстро достигаем их жизни. Ибо молитва Иисусова – источник всех благих дел и добродетелей, отгоняет от человека тьму страстей. Обрети ее, и будет душа твоя прежде смерти равна ангелам», – так сохранил в памяти отец Алексий наставления старца Ефрема.

Светлана Воронцова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 79 = 86