Вступление в брак: ответственность перед Богом и людьми

Беседовала Светлана Воронцова.

В дореволюционные годы Православная Церковь и государство представляли собой некий общий организм. И хотя Петр I, заменив патриаршество Синодом,  заметно уменьшил влияние Церкви на общественную жизнь, все-таки многие государственно-административные функции оставались неизменными, в том числе регистрация рождений и браков. В данном случае только венчание в храме свидетельствовало, что брак между молодыми установлен.
Большевистский декрет, отделив Церковь от государства, передал ведение актов гражданского состояния – регистрацию рождений и браков – государственным учреждениям – ЗАГСам. Нынешняя потребность в людях вернуться к истинным ценностям Православия порождает и трудные вопросы, особенно у молодых людей, желающих соединить себя брачными узами. На некоторые из них мы попросили ответить клирика Александро-Невского кафедрального собора иерея Максима Горожанкина.

– Венчание и регистрация брака – что общего и в чем различие? Что важнее? Почему сегодня без регистрации брака священник не венчает?
– Когда человек задумывается о браке и желает при этом венчаться, нередко у него возникает вопрос: как соотнести регистрацию брака в ЗАГСе и венчание в храме? Порой люди думают, что достаточно только повенчаться, засвидетельствовать свой союз перед Богом, а пресловутый штамп в паспорте совсем не нужен и является простой формальностью, не имеющей большого смысла. Когда человек приходит в храм, чтобы договориться о венчании, он с удивлением обнаруживает, что без штампа в паспорте его не повенчают. Нередко такая ситуация вызывает удивление и возмущение: что за формализм?
На самом деле Церковь смотрит на брак не просто как на романтику, а как на величайшую ответственность двух людей за жизнь друг друга. Настаивая на регистрации брака в ЗАГСе, Церковь напоминает людям об этой ответственности.
В настоящее время свидетельство о венчании не является государственным документом, который влек бы за собой какую-либо юридическую ответственность. Если брак не зарегистрирован, то при любом конфликте двое людей могут расстаться без последствий, поскольку перед лицом государства венчание ни к чему не обязывает. В начале 90-х годов в храмах не всегда требовали свидетельство о браке. Это приводило порой к плачевным последствиям: люди венчались со своими любовниками и любовницами, а законным мужьям и женам говорили: ты мне теперь никто. Естественно, при таком формальном подходе венчание как таинство не совершалось. Господь, видя лукавство людей, не давал Своей благодати на брак. А священникам потом долго приходилось объяснять законным мужьям и женам, почему их супруги венчаны с другими людьми. В связи с такими случаями в храмах и была введена практика венчания супругов при наличии свидетельства о браке.
Часто люди противопоставляют венчание и регистрацию брака. На самом деле это двуединый процесс. Регистрация брака – свидетельство человека перед обществом и государством об ответственности, которую он готов нести за семью, а венчание – это такое же свидетельство, но оно простирается гораздо шире общества и государства. Это ответственность перед Богом и Церковью и готовность строить православную семью как малую Церковь, цель которой – вечная жизнь со Христом.
– Бывают случаи, когда батюшка повенчал без свидетельства о браке, понадеялся на обещание молодых, но те не расписались, а потом и совсем разошлись. Что теперь делать? Необходимо  ли им брать разрешение на расторжение церковного брака?
– Безусловно, жаль, что люди вступают в брак и нарушают обещание, данное священнику. Грех обмана необходимо исповедовать. Если одна из сторон желает вступить вторично в церковный брак, необходимо подать прошение правящему архиерею о снятии церковного благословения с первого брака, заключенного таким способом.
– Возможен ли устойчивый брак верующего человека с неверующим?
– Бывает такая ситуация, что люди вступили в брак, возможно, что даже повенчались, а потом один из супругов реально воцерковился. Понял, что Церковь должна занимать центральное место в его жизни, и следовательно, в жизни его семьи. Здесь возникает вопрос: как человеку, понявшему ценность христианства, донести до со своей второй половины  важность этого открытия? Неслучайно апостол Павел сказал: «Неверующий муж освящается женой верующей».
Есть немало случаев, когда один из супругов, видя веру и, главное, плоды этой веры, становился верующим человеком. Всему свое время.
Если же молодые люди только познакомились и начинают выстраивать отношения, то сосуществование верующего и неверующего весьма проблематично. Как правило, после создания семьи возникают трудности в понимании  жизненных ценностей. Верующий постится, неверующий вообще не осознает, зачем это нужно. Верующий не может жить без воскресной литургии, а неверующему лучше поспать в выходной день. Отдельная тема – соблюдение постов, в том числе и супружеских.
Следующая проблемная страница – это рождение и воспитание детей в вере. Горький опыт показывает, что нередко происходит «ломка» религиозных ориентиров, поскольку неверие часто агрессивно. И ради спасения семьи верующие люди, как ни прискорбно об этом говорить, отходят от Церкви. Поэтому верующему человеку необходимо сразу же прояснить, каковы взгляды его избранника или избранницы на православную веру, дабы избежать того, о чем мы говорили выше. Часто верующий человек полагает, что сможет убедить, обратить, привести к вере своего неверующего возлюбленного. На все, конечно, воля Божия, но хватит ли сил и терпения?
– Перед таинством крещения сегодня проходят обязательные собеседования с родителями, крестными. Взрослый крещаемый должен пройти оглашение. Беседуют ли священники с парами, желающими повенчаться, и насколько пары готовы к венчанию? Каков их побудительный мотив?
– Собеседование проходит и с желающими повенчаться. Мода на венчание прошла. Если раньше больше привлекала красота обряда или человек воспринимал Таинство как гарантию нерушимости брака, то сегодня люди понимают: крепость семейного союза зависит во многом от них самих. Разговаривая с людьми, с радостью открываешь, что они знают о том, что венчанный брак имеет перспективу в жизнь вечную. Люди так и говорят: «Мы решили венчаться, потому что хотим и «там» быть вместе». 
– Когда лучше венчаться: в одно время с бракосочетанием или лучше пожить в браке и через какое-то время пойти под венец? Как лучше приготовиться к Таинству?
– Безусловно, вступать в брак нужно  с благословения Божия. Необходимо расписаться в ЗАГСе и в ближайшее время повенчаться. Лучший вариант: сегодня – регистрация, а завтра – венчание. Православная Церковь настаивает на том, чтобы отношения между молодоженами до совершения Таинства венчания были целомудренными. Тогда Господь за подвиг воздержания в полной мере подаст все то, о чем мы молимся во время совершения Таинства венчания. Венчание не нужно откладывать на год или какое-то время. Если есть сомнение в человеке и нет желания венчаться, то стоит серьезно подумать: нужно ли вообще вступать в брак? Если ты боишься связывать себя узами брака с человеком перед лицом Божиим, то это самый верный признак – не спешить с самым главным решением в твоей жизни. Люди думают, что Бог не видит штампа в паспорте, а вот венчание видит. Но Бог всеведущ. Регистрация брака и венчание по своей сути неотделимы друг от друга и должны совершаться одновременно. Перед Таинством венчания необходимо исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

One thought on “Вступление в брак: ответственность перед Богом и людьми

  • 15.04.2013 в 22:10
    Permalink

    Здравствуйте.Я бы вот хотела у вас узнать…Вот в последнее время думаю,что надо пойти и свой брак с мужем зарегистрировать перед Богом. Почти 2 года назад,я забеременела(жили с мужем отдельно от всех почти год,собирали деньги на свадьбу),потом я забеременела,и надо было быстренько играть свадьбу…И про церковь или мечеть,вообще забыли.Вот доченьке исполнился 1 годик.И я все чаще начала задумываться,о том что наш брак не до конца завершен(ну регистрация).Муж мусульманин,а я христианка.В церковь он не хочет идти.Но вот меня интересует,смогут ли нас обвенчать в мечети,когда уже есть штамп в паспорте и ребенок есть.У нас есть знакомые,где девушка мусульманка, а он христианин.И они венчались в мечети,так как в церкви было дорого.Он веру не менял.И еще вопрос.Я вот как слышала,что после такого брака,заключенного в мечети или церкви,нельзя разводится.Что берешь грех на душу.Но вот в жизни всякое бывает,не дай Бог,если будет измена,то можно расторгнуть такой брак?Ведь после предательства жить не возможно.Заранее спасибо)))

    Ответ

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ