Встреча в пути
В дни Рожественского поста особенно остро воспринимается необходимость хоть немного приблизиться к Тому, чье рождение дало человечеству надежду на спасение. Идя по предрождественскому пути, хочется услышать ответы на множество вопросов, возникающих именно сейчас, когда человек старается встретить праздник чуть более обновленным, возросшим духовно.
Кто же, как не духовный наставник способен дать ответы на самые насущные, а порой совершенно неожиданные вопросы? 13 декабря настоятель храма Рождества Христова протоиерей Алексий Бабанин, духовный наставник школы № 40, встретился с учащимися шестых и седьмых классов.
В начале беседы батюшка напомнил о цели христианской жизни – о поисках пути и приобретении Царства Небесного. Он говорил о том, что порой мы всю свою жизнь ищем счастья, вкладывая в это понятие множество самых разных своих представлений. Но, ведя жизнь, далекую от учения Христа, привыкая ко греху, мы уходим от этого счастья все дальше и дальше. Забывая о любви, добре, милосердии, человек подвергает себя порой всем соблазнам настоящего времени, отравляет себя ядом греха. Не все то, что привлекательно, является полезным. Отец Алексий сравнил соблазн с мухомором, красивым с виду, но несущим в себе смертельный яд. Но мухомор отравляет лишь физическую природу, а грех убивает нашу духовную сущность. И, прельстившись внешней обманчивой красотой, человек в конце концов так и не получает радости, так как от греха ее не бывает. Сразу после соблазна наступает горькое разочарование, а порой тоска, гнев, отчаянье, потеря надежды на спасение. А там и до самого страшного греха недалеко.
Человек свободен в своем выборе. Но что он выбирает? Над этим и нужно задумываться. И нужно знать, что хорошо тогда, когда в жизни человека есть место Богу, когда мы имеем любовь между собой. Тогда Бог даст все, чтоб помочь человеку победить пороки.
Ребята внимательно слушали, запоминая каждое слово. А потом начались вопросы, которые простыми никак не назовешь. Батюшка, порой не без толики юмора, делающей традиционно поучительно-назидательную встречу располагающей к доверительному общению, отвечал на каждый из них.
– Батюшка, наблюдая за развитием событий сегодняшнего дня, как Вы считаете, государство заодно с Церковью?
– Государство – это мы. Если мы не живем по законам государства, то мы его разрушаем. Да, Церковь отделена от государства, но это не мешает сотрудничеству. Правительство сейчас понимает: если не создать и не сохранить духовности человека, не получится сохранить и государство. Народ без Бога – толпа. (Тут нужно отметить, как дружно закивали ребята головами в ответ на эти слова. Совершенно очевидно, что вспомнили они строки стихотворения Романа Матюшина «Без Бога нация – толпа…», с которого много лет начинается наше знакомство с миром православной культуры). Правительство видит проблемы, которые возникают при потере духовности. Накапливается зло, растет количество греха, который разрушает, а не созидает. Все зависит от нас. Если будем созидать – жизнь продолжится, будет процветать и государство, если вести греховный образ жизни, то погибнем и мы, и государство. Правительство видит проблемы и создает законы, направленные на их решение. Наша же обязанность – эти законы исполнять. Несоблюдение равновесия приводит к катаклизмам в общественной жизни. К сожалению, чаще всего мы ждем, что кто-то все сделает за нас. И порой даже не задумываемся, что неисполнение той же пятой заповеди о почитании родителей тоже ведет к разрушению.
– Как вы думаете, научный прогресс, открытия влияют ли на духовную жизнь общества?
– Нельзя сказать однозначно. Все зависит от того, как человек относится к тем или иным вещам. От компьютера может быть и польза в поиске нужной информации, а может быть и вред, если человек слишком увлекается социальными сетями и бесполезно проводит за компьютером слишком много времени. К примеру, пчела садится не на каждый цветок, чтобы взять полезное. А мы без разбора смотрим телепередачи. Приобретая машину, один человек относится к ней как к средству передвижения, а другой лишь гонится за престижностью марки машины. Важно помнить, что то, что полезно – не грех, а прельщение является грехом. На сегодняшний день самый распространенный грех – зависть. И получается, что чем больше прогресс, тем больше зависти. А раньше жили и радовались малому. Сейчас, к сожалению, имея многое, радости такой люди не испытывают.
– Правильно ли, что ребенка крестят родители в детстве, лишая его возможности сделать выбор самостоятельно, когда он захочет сам?
– Такой ребенок до 18 лет живет без покоя, накапливая зло. А легко ли он придет потом к вере, и придет ли? И куда придет, не имея возможности духовно наблюдать за собой? Он позволит грехам укорениться, и путь осознания и спасения для него может быть слишком труден, если не закрыт вообще. Внимательный к своей душе человек знает, что всегда легче вырвать греховный сорняк. А когда грех пускает корни, заглушает радость и укрепляется в сердце, то побороть его становится гораздо труднее. Часто незнакомый с православным учением человек занимается самооправданием. Самооправдание – когда мы, далекие от Бога, успокаиваем себя, совершив что-либо. Но душа все же болит и мучается, не находя успокоения. Самостоятельно слишком долго можно идти. Можно видеть в вере одни негативы, которые выпячивает враг рода человеческого. А человек должен быть воином Христовым и не допускать невидимого врага, который его хочет погубить.
Ребенка крестят по вере родителей. Здесь, конечно, нужно сказать об ответственности крестных родителей, которые должны быть духовными руководителями ребенка при его воспитании. Они должны объяснить и показать своей жизнью, что Церковь и есть свобода, радость, полнота и обретение жизни.
– Можно ли как-то почувствовать умершего человека?
– Связь должна быть духовная. Молитвенная. Умерший человек в этом нуждается. Молясь за него, мы сами будем спокойнее, понимая, что исполняем то, что не сделали для человека при жизни. Молиться за умерших – наша обязанность, от исполнения которой и нам становится легче. Наша любовь помогает им там. Кстати, мы должны молиться не только за самых близких, но и за тех воинов, которые во все времена защищали наше Отечество.
– Как Вы думаете, выдержала бы земля, если б человек был бессмертен?
– Рассуждая о красоте Вселенной, о гармоничном ее устроении, можно быть уверенным, что Господь все устроил бы самым лучшим образом.
– Какая молитва сильнее – взрослая и ли детская?
– Трудно сказать. Пока не изобрели барометр молитвы. Ребенок просит чище, не как взрослый, поэтому считается, что детская молитва сильнее. Молясь, взрослый человек может иметь три степени молитвы: первая – машинально, вторая – понимая разумом, но без души, третья – когда и умом и сердцем. Вот именно третья и есть беседа с Богом. Дети чаще всего если молятся, то искренне, беседуя с Богом. Будьте как дети, говорит Господь, обращаясь ко взрослым. Замечали: дети поссорились и тут же играют, как ни в чем не бывало? А взрослые копят эти обиды в памяти. И это мешает им быть такими чистыми, как дети.
– Есть ли сейчас такие святые люди, например, как Сергий Радонежский? Можно ли с ними в жизни встретиться?
– Есть. Как их увидеть? Живи по заповедям, и Господь укажет такого человека. Это будет не тот человек, который «стоит и светится», а тот, чьи дела указывают, что он живет по-христиански. По делам их и узнаете их.
– Защитники Отечества наказываются ли Богом за убийства во время войны?
– Нет. Они выполняют свой священный долг. Сергий Радонежский благословил на битву Дмитрия Донского и даже дал в помощь монахов Пересвета и Ослябю, чтобы защитить землю от врага. Защита Отчества – подвиг и истинное служение христианина.
– В средневековой Европе были ученые-схоласты. Они все старались объяснить с точки зрения науки. Насколько разумны такие их высказывания, или все-таки вероучения необходимо просто принимать душой и сердцем?
– Наука много раз пыталась объяснить необъяснимое, но в результате оно так и оставалось неизведанным. Что-то возможно объяснить с точки зрения законов физики, химии, но далеко не все. Конечно, веру «просчитать» и научно объяснить нельзя. Она должна жить в сердце человека.
Множество вопросов сыпалось на отца Алексия, на которые он старался найти ответ, понятный школьникам. Два часа встречи пролетели незаметно. Батюшка должен был уходить, а вопросы еще остались. Но это не повод к огорчению, а повод к ожиданию радости от новой встречи.
Д.Г. Шпачук, А.В. Попадейкина,
учителя православной культуры школы № 40