«Всюду Бог, и в общении с Ним через священника нуждаются люди…» Схимитрополит Иувеналий (Тарасов)
Бабушкина молитва
Протоиерей Василий Рачок родился 12 июня 1958 года в селе Сокирница Хустского района Закарпатской области. Несмотря на усиленную атеистическую пропаганду и запущенную репрессивную машину, на Украине, тем более Западной, православные традиции сохранились. Семья Рачок хранила веру, особенно ее старшее поколение. Утром и вечером в доме звучала молитва. Отец Василий помнит, как его, пятилетнего ребенка, мама возила по монастырям. Именно в этот момент было брошено в благодатную землю зерно веры – оно проросло, окрепло и созрело.
Почти все детство отца Василия прошло с бабушкой Анной Васильевной. Родители вынуждены были уехать на заработки. Внук очень любил наблюдать, как молится бабушка, вслушивался в нежный напев, старался запомнить каждое словечко. До сих пор отец Василий с благоговением вспоминает бабушкины вечерние молитвы и удивляется тому, как незаметно для себя выучил их все, а ведь в пять лет грамоты еще не знал!
– Два или три раза я послушал, – рассказывает батюшка, – когда бабушка читала молитвы, а потом и говорю: «Бабушка, проверьте меня». Несколько раз повторил, потому что ошибки были – и все, запомнил. Так благодаря бабушкиной молитве выучил и «Отче наш», и «Богородице Дево, радуйся», и «Символ веры».
Окончив в 1976 году среднюю школу, Василий ушел в армию, где прослужил два года в инженерных войсках противовоздушной обороны. По возвращении встал вопрос о будущей профессии. Но оказалось, что Василий уже все обдумал: он решил посвятить свою жизнь пастырскому служению и попросил у родителей благословение на поступление в семинарию.
– Для родителей мое решение не было неожиданным, они только обрадовались, – рассказывает протоиерей Василий Рачок. – У нас в семье были священнослужители: мои братья, двоюродный и троюродный, – отец Василий Чепканич и отец Василий Кадар (ныне покойный). Я с ними поддерживал общение, вел переписку. Но прежде чем поступать, мне надо было подготовиться – дома такой возможности не было.
– Сегодня молодые люди имеют возможность наблюдать за деятельностью священника, – продолжает повествование отец Василий, – участвовать в службах, присутствовать на встречах со священником. А в годы моей юности был строгий контроль и множество всяких запретов. Мы понимали – единожды сделав выбор, назад пути нет.
Начало пути
В 1979 году в родном селе в храме Архангела Михаила Василий обвенчался с Василисой Васильевной Майор.
– С матушкой Василисой мы хорошо знали друг друга с детства, – рассказывает отец Василий. – Жили в одном селе, вместе выросли и более того были соседями. Перед свадьбой состоялся разговор, я сказал, что хочу посвятить свою жизнь служению Богу. Подумав, матушка согласилась, сказав, что жена должна настраиваться на то, чтобы всегда быть с мужем. Знаете, как говорится, «куда иголка, туда и нитка».
В том же году Василий Рачок приехал в Иркутскую епархию к двоюродному брату постигать нелегкую пастырскую науку. Около полугода молодой человек жил при храме и помогал в алтаре, готовился стать священником. 20 апреля 1980 года архиепископом Иркутским и Читинским Серапионом (Фадеевым) Василий был посвящен во диаконы, а на следующий день в сан пресвитера.
Вот что вспоминает о тех событиях отец Василий:
– Был апрель, я уже готовился поступать в семинарию и не успел. Как я узнал позже, владыке Серапиону сообщили, что в Улан-Удэ при Вознесенском храме есть ставленник. В Неделю святых жен-мироносиц владыка приехал с архимандритом Алексием (Кутеповым) (сегодня митрополит Тульский). И за воскресной Литургией 20 апреля меня рукоположили во диакона. Владыка принял решение остаться еще и на следующий день, чтобы совершить хиротонию во священника с назначением на должность клирика Вознесенского храма города Улан-Удэ. Лишь только после этих событий я поступил в Московскую Духовную семинарию. Так вообще редко бывает, – говорит батюшка. Но жизнь отца Василия по воле Божией была наполнена такими вот «исключениями из правил».
Через некоторое время матушка Василиса из отчего дома перебралась к отцу Василию в Улан-Удэ. С тех пор так и повелось в их семье – куда батюшка, туда и матушка – она всегда рядом с ним. Вознесенский храм в те годы был единственным храмом во всей Бурятии. В течение двух лет (с 1980 по 1982 годы) иерей Василий служил четвертым священником. Работы при храме хватало всем, службы проводились ежедневно: одни священники служили, другие исполняли требы, кто-то пел на клиросе.
Пастырское служение
В июле 1982 года – новое назначение – при иркутском Знаменском кафедральном соборе. Семья переезжает в Иркутск. Год спустя, 15 июня 1983 года иерей Василий получил первое в своей жизни назначение на место настоятеля Свято-Никольского храма поселка Листвянка Иркутской области. Это был небольшой приход из 15 человек. Но на Пасху в храме собиралось до 30 человек. Часто захаживали туристы-иностранцы, которые приезжали полюбоваться красотами рубежей государства Российского с обязательным отдыхом на берегах озера Байкал.
Два года спустя, в феврале 1985 года, вследствие перемещения архиереев и по личной просьбе батюшка переходит в Курскую епархию, получив место настоятеля Александро-Невской церкви города Старый Оскол.
Протоиерей Василий Рачок прослужил настоятелем Александро-Невского храма с 25 февраля 1985 года по 11 августа 1994 года. По сложившейся традиции отец Василий возглавил и Старооскольское благочиние, в состав которого в 1980-е годы входило четыре района – Старооскольский, Губкинский, Чернянский и Новооскольский.
Прихожанка Александро-Невского собора Ксения Васильевна Котенева рассказывала о первой встрече нового настоятеля: «Отец Василий запомнился как очень скромный батюшка. У входа в храм он сказал: «Здравствуйте, я приехал из Иркутска, буду вашим священником».
Протоиерей Василий Рачок так вспоминает свое знакомство с прихожанами накануне Великого Поста:
— Я приехал в Александро-Невский храм 25 февраля 1985 года. Это было Прощеное воскресение. Еще утром служил в Курске, а уже вечером прибыл в Старый Оскол к новому месту служения. К вечерней службе запоздал: из-за сильной гололедицы задержался в дороге. Вечернее богослужение провел второй священник, отец Валентин Гончаров. Первым встретил меня приходской староста Василий Константинович Яковлев (ныне клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шаталовка). Прихожане встречали на пороге храма. Я сразу прошел в храм, представился, люди подходили под благословение. Так и произошло мое знакомство с прихожанами.
С чувством благодарности отец Василий тепло отзывается о своих первых помощниках – старосте Василии Константиновиче Яковлеве, чтеце Владимире Митрофановиче Третьякове и псаломщице Анастасии Ивановне Иванниковой.
С самого начала у отца Василия сложились неплохие отношения с секретарем исполкома А.В. Строгановым, который был председателем «Комиссии по содействию религиозным организациям».
– В ту пору редко какой храм можно было ремонтировать, тем более реконструировать, – продолжает свой рассказ отец Василий. – У нас такая возможность благодаря содействию местных властей появилась. Конечно, все работы велись только за счет прихода, но уже то, что власти разрешали ремонт, благоустройство, переделку бывшей мельницы под дом причта, – это было большим плюсом. Над главным куполом установили барабан с маковкой, который был утрачен в годы войны. Заменили полы в храме, начали расчистку территории, устроили калитку и лестницу у центрального входа, подновили роспись храма, на стенах добавили орнамент, приобрели новые иконы, покрыли паркетом пол алтаря. Луковицы, шары и кресты были покрыты сусальным золотом, купола позолочены, да еще по ним были добавлены звезды.
«Эти годы я никогда не забуду»
С началом горбачевской «перестройки» происходит потепление отношений между Церковью и властью. В прессе появляются положительные отзывы о религии. Советское правительство признает право граждан свободно исповедовать свою веру. Государственная власть возвращает Русской Православной Церкви статус юридического лица, разрешает вести благотворительную и просветительскую деятельность, создавать фонды. Годы «перестройки» не только привели к «реабилитации» религии в общественном сознании, но и породили огромный всплеск интереса общества к Православию.
В 1990 году главой Старого Оскола становится Иван Афанасьевич Гусаров. По его инициативе каждый храм закрепляется за крупным промышленным предприятием. Шефство над Александро-Невским храмом взял Стойленский ГОК, генеральным директором которого в то время был Федор Иванович Клюка. При его участии благоустроена территория, оборудован центральный вход церковного дома и капитальная лестница, проведено наружное освещение. В озеленительных работах принимал участие трест «Зеленстрой».
– Должен сказать, – продолжает свой рассказ отец Василий, – что за годы моего служения в Александро-Невском храме многие люди стали мне близкими, дорогими. А с некоторыми обрел и родственную связь через крещение детей. Это радует мое сердце. Мы и теперь встречаемся с прихожанами и всегда вспоминаем и радости, и печали. Приятно сознавать, что годы служения не прошли зря. Эти годы я никогда не забуду. Мы, как могли, старались сохранить то, что оставили нам в наследство предки. Ныне я служу настоятелем другого храма. На моем прошении о переводе владыка Иувеналий написал: «Удовлетворяю Вашу просьбу с болью в сердце. Но всюду Бог, и в общении с Ним через священника нуждаются люди…».
В настоящее время отец Василий Рачок продолжает служение в селе Долгая Поляна. 18 июня 2012 года он назначен на должность благочинного 2-го Старооскольского округа Белгородской и Старооскольской епархии. Отец Василий с матушкой Василисой воспитали троих детей. Старший сын Павел с ноября 2007 года служит настоятелем при храме Архистратига Михаила села Котово Старооскольского района Белгородской области.
Светлана Шестакова
фото К. Алексеев, В.Смотров