Все едины перед Богом. Как раб стал другом своего господина

«Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце». С такими словами апостол Павел обращается к своему ученику Филимону в своем самом кратком послании. Послание это имело один частный повод, но именно оно открывает нам великого апостола не просто как учителя, но еще и как человека, которому небезразличен другой.

Этим человеком был беглый раб Онисим. От своего господина Филимона он убежал в Рим и там был арестован. В тюрьме в это время находился апостол Павел. В определенный момент они встречаются в темнице. Римский гражданин, блестяще образованный вчерашний фарисей Савл, который идет с проповедью Христа, воскресшего даже до края земли, и беглый раб Онисим. Павел не гнушается Онисима и, в отличие от многих своих современников, видит в нем не только раба.

Статус раба по представлению свободных граждан Римской империи был существенно ниже по отношению к ним. Рабов буквально считали людьми низшего сорта, недочеловеками. Но апостол Павел смотрит на Онисима иначе. Он знает, что вне зависимости от общественного положения и статуса, каждый человек призван Богом к вечной жизни. Апостол проповедует рабу Филимона Христа, и тот, уверовав, становится рабом Божиим, свободным во Христе Иисусе.

Филимона Павел убеждает принять Онисима «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного». Этот поступок был немыслим для обычного римского гражданина. Раба можно было отпустить на волю, но даже это было редкостью. Но считать раба своим братом мог только христианин. Апостол Павел крестил когда-то Филимона и теперь крестит Онисима. Последний возвращается домой. Он умрет в глубокой старости епископом города Эфес, к христианам которого в своих посланиях также обращался Павел.

Послания апостола читали вслух и передавали из общины в общину для назидания. Эти послания читали и потомки свидетелей этой истории…

В начале IV века в великом и славном городе Фессалоники живет благородный юноша Димитрий, у которого тоже есть рабы. Родители Димитрия – тайные христиане и своего сына воспитывают в христианской вере и благочестии. Конечно, они читали послания апостола Павла.

После смерти своего отца Димитрий наследует его должность и становится проконсулом, то есть губернатором области, в подчинении которого находится также местная армия. Но вместо поддержания имперского режима Димитрий открыто проповедует Христа и Его Любовь в своей провинции. Когда об этом узнает римский император Диоклетиан, он приказывает арестовать Димитрия. Император планомерно проводит политику гонений на христиан, и, конечно, губернатор-христианин ему не нужен.

Димитрий понимает, что скорее всего будет подвергнут пыткам и казни. Поэтому перед своим арестом он дает распоряжение своему рабу Луппу раздать все имущество. А сам «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому».

Лупп исполняет волю своего господина и присутствует при его страданиях и смерти. После казни великомученика Димитрия он заберет его плащ и перстень и от них будут совершаться великие чудеса. Автор жития пишет об этом так: «Лупп благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Узнав об этих обстоятельствах, суровый император Диоклетиан приказывает казнить верного слугу великомученика Димитрия Солунского…

И поныне на иконах и фресках святой мученик Лупп изображается в плаще своего господина и друга – великомученика Димитрия.

Так спустя столетия отозвалось благовестие апостола Павла в сердцах христиан. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, но все едины перед Его взором. Молитвами святого великомученика Димитрия и мученика Луппа, Боже, помилуй нас!

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 3 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ