Вперед в прошлое!
«Ответственное родительство», или как наилучшим образом подготовить лакея
Наступление ювенальной юстиции в России становится очевидным фактом. И если ранее она продвигалась более или менее открыто, то теперь ее пропихивают скрытым образом, дабы не вызывать серьезного отпора от родителей и общественных организаций, понимающих конечные цели ювенальщиков.
«Ответственное родительство» вместо мамы и папы
Безусловно, самым страшным и пагубным делом «ювеналки» является отъем детей у нормальных кровнородственных семей. И с этим все понятно, да и методы борьбы более или менее разработаны, как и возможность перенесения противостояния в публичную сферу. Но «ювеналка» этим не заканчивается. Она тихой сапой пробралась в образовательную систему, ведь контролируя ее, можно добиваться решения ювенальных задач даже без изъятия ребенка. И, кроме того, через образовательную систему осуществляется воздействие на родителей и подготовка общественного мнения к тем же самым изъятиям.
Сайты разных школ почти во всех регионах России пестрят использованием термина «ответственное родительство». Проводятся родительские собрания на тему «ответственного родительства», выставляются планы мероприятий такого же плана, рекламируются телефоны доверия для детей (дабы сообщали о насилии в семье).
И, кстати, часто «ответственное родительство» выступает наряду с «позитивным воспитанием». Оба термина позаимствованы из информационного набора западной ювенальной системы. В Европе, Канаде, США и Австралии они используются постоянно: responsible parenthood (ответственное родительство) и positive parenting (позитивное воспитание).
Удивительно, но мало кто замечает, что «ответственное родительство» пришло в ювенальную систему из… идеологии планирования семьи, внедренной в умы западных обывателей небезызвестной феминисткой Маргарет Зангер, основавшей «Американскую лигу контроля над рождаемостью» и «Международную ассоциацию планирования семьи». Зангер известна расистскими высказываниями и тем, что полагала бедных генетически хуже богатых. Отсюда возникла ее проповедь абортов («Самое милосердное, что большая семья может сделать для своего младенца – это убить его»). А «ответственное родительство» по Зангер – это прежде всего материальное обеспечение ребенка и научение единственного дитяти стремлению к достижению максимально комфортного уровня существования и ничего более. Мама и папа отменяются и замещаются на кровнородственный обслуживающий чадо персонал. Недаром теперь в ряде европейских стран предлагают именовать отца и мать – «родитель N 1» и «родитель N 2».
Маргарет Зангер приветствовала политику советской власти в области разрешения абортов, но после поездки по СССР в 1933-1934 гг. она осталась неудовлетворенной от малодоступности женщинам средств предотвращения беременности. Зангер понравились работы по контрацепции профессора Михаила Тушнова. Но в уже в 1934 году право на аборт в Советском Союзе было ограничено (но аборт полностью запрещен не был, вопреки общераспространенному мнению). Это расстроило Зангер…
В современной Российской Федерации, рассуждая об «ответственном родительстве», следует все-таки припоминать, кто его предложил впервые.
«Позитивное воспитание» же предполагает фактическую бесконтрольность учащегося со стороны родителей, отказ от «навязывания» религиозных и моральных воззрений родителей детям, отсутствие наказаний и продвижение идеологии успешности в карьере во взрослой жизни (с введением ранней профессиональной специализации). Школа же должна давать не знания, а вырабатывать навыки.
Школа новая – идеи дряхлые?
В последнее время в навязывании «школы навыков» в противовес «школе знаний» отличился руководитель Сбербанка Герман Греф. Он выступает по проблемам школы и на экономических форумах, и даже перед родителями. Что же хочет Греф? Предоставим слово ему: «Нужно уходить от напичкивания знаниями в школе, потому что сегодня носителями знаний, носителями информации являются компьютерные системы. Детям нужно давать навыки, которых мы почти не даем в школах…
Школа должна стать школой навыков. Знания нужно перенести в возможность получать их школьниками в ходе самоподготовки» (из речи председателя правления Сбербанка Г. Грефа на Петербургском международном экономическом форуме).
Однако тот, кто мало-мальски знает историю, сразу же обратит взгляд на Древнюю Индию. Там касты сформировались по двум признакам: этническому и профессиональному. Соответственно, и люди из низших каст обучались исключительно профессиональным навыкам. Индия из-за этого застыла в своем социальном и технологическом развитии на уровне эпохи династии Маурьев (317-180 годы до н. э.). И такой вошла в XVIII век, когда подверглась жесточайшей эксплуатации со стороны Ост-Индийской компании. Знает ли об этом Герман Греф – человек, получивший юридическое образование и не имевший навыков работы в экономике, но до сих пор работающий на экономической и финансовой стезе? И, кроме того, не заканчивавший педагогического института, но пропагандирующий некую новую школу. Навыков-то нет…
Греф является рупором вполне определенных сил, которым выгодна и ювенальная юстиция, и «сексуальное просвещение», и «школа навыков».
Да здравствует лакей!
Эра капитализма заканчивается. Капитализм мировой элите стал ненужным и исчезает подобно миражу в пустыне. И спешит войти в реку истории старый, но вряд ли добрый строй, где останутся только господа и слуги.
Слуги очень выгодны. Они полностью завязаны на привычках и похотях господ. Они удовлетворяют их. Они живут за счет них. Слуга может быть весьма умным – вспомним Фигаро Бомарше. Театралы обычно знают «Женитьбу Фигаро», но ведь Бомарше написал три пьесы. В первой Фигаро – молодой человек, успешно делающий карьеру и дурачащий всех вокруг. Во второй тот же, но повзрослевший Фигаро успешно манипулирует аристократом для достижения своих целей. А вот в третьей пьесе наш герой превращается в верного слугу. Эволюция Фигаро завершилась, он понял, что без сиятельного графа Альмавива нет и благосостояния Фигаро…
Американец Джефф Фоукс недавно выпустил книгу «Экономика прислуги: американская элита решила распрощаться со средним классом». Фоукс прогнозирует перетекание среднего класса в сферу прислуги. И он прав. Средний класс убивается точно так же, как и пролетариат. Средний класс с его претензиями на какие-то права должен быть размыт и уже размывается. В соответствии с теорией управления Гарольда Дж. Ливитта меньшая часть среднего управленческого звена («офисный планктон») перейдет на более серьезный уровень, а большей же части предопределен путь вниз – в прислугу (раз рабочего класса в наличии не имеется).
Прислуга хороша для управления. Она атомизирована и раздроблена по положению (приближенности) и жалованию. Она не может объединиться. Она полностью зависит от хозяина. И случись какая политическая буря, она выступит проводником интересов хозяина (ее воля подчинена хозяйской). Прислугу легко выставить на улицу и лишить куска хлеба и права нового найма у другого господина (для сего просто надо иметь телефон). Следует учесть и опыт Великой Французской революции конца XVIII века, когда с бегством из Парижа аристократии стали умирать от голода дворецкие, лакеи, служанки, парикмахеры и белошвейки (их работа зависела от наличия элементарного заказа или приказа господина). И, кстати, в одном из первых вариантов Конституции революционной Франции тем, кто находится в услужении, запрещалось принимать участие в выборах.
Прислуге знания не нужны
Современная прислуга более разнообразна, чем в XVIII столетии. Она включает в себя не только дворецких, поваров, конюхов, белошвеек, но и «гордых» артистов (поющих песни о любви и централе на «кооперативниках»), музыкантов, художников, дизайнеров, имиджмейкеров, копирайтеров, диджеев, составителей букетов, оформителей ландшафтов и прочих. «Новая» прислуга, претендуя на креативность своего труда, все равно остается прислугой, ибо всецело зависит от благожелательности хозяина. Хоть эта прислуга и кичится личными талантами и иногда даже подтрунивает над работодателями, в реальности она исполняет роль, мало отличимую от обязанностей холопа, выносящего за господином ночной горшок. Достаточно сказать: «Пшел вон!» – прислужник оказывается у разбитого корыта.
При этом «качественная» прислуга не должна иметь своего мировоззрения, дабы, не дай Бог, не задуматься о том, что можно занять хозяйское место (помечтать можно – слугам разрешено мечтать). А мы удивляемся, почему в мире деградирует образование, уничтожается история как предмет преподавания (замещается баснями и анекдотами), почему специализация вытесняет универсализм из высших учебных заведений. Изумление проходит, если понять, что прислуга не должна охватывать всех мировоззренческих проблем в целом (это удел только хозяев), она обязана жить сказками и страшными рассказцами, но не гордиться своими предками (ибо хозяину это не придется по нраву).
Ох, не прав, не прав был Николай Бердяев, писавший о вхождении мира в Новое Средневековье! Я бы возликовал, если бы увидел восхождение феодализма – там все же имелось цельное мировоззрение, крестьяне, общины и гильдии (не позволявшие до конца разорить ремесленника), да и феодалы сидели на земле, а не оперировали виртуальными деньгами. Но Средневековье мы проехали. Надвигается что-то из Классического Востока или Древней Индии (с ее кастовой шеренгой).
Из средних веков до нас дошли легенды о храбром разбойнике Робине Гуде, грабившем богатых и раздававшем все бедным. Из Вавилонии, Ассирии или Шумера к нам подобных легенд не дошло. И дело совсем не в удаленности времен. Под Ниневией, Уром или Уруком не водились благородные разбойники – Робины Гуды или Дубровские. Они и не могли там появиться – мировоззрение не позволяло…
Прогрессивность явно оборачивается глубокой Древностью с ее дохристианским отношением к личности. Так что ювенальная юстиция и «школа навыков» не случайны. Они являются средствами процесса расчеловечивания.
Александр Веневцев