Вознесенский храм Старого Оскола отмечает 140-летие

Храм Вознесения Господня. Фото Игоря Монакова

1 мая один из старейших храмов города отмечает солидный юбилей. О том, что пережил старец-храм за годы своего бытия, рассказываем в нашей статье.

Казацкая слобода – один из самых старых районов Старого Оскола. В XVI веке для защиты границ государства строились острожки – сторожевые станицы. Оскол был порубежной крепостью, и служба считалась ответственным делом, поэтому поручалась храбрым людям – казакам. Спектр их воинских обязанностей был широк: станичная, сторожевая, посольская и караульная службы, передача срочных сообщений, сопровождение важных грузов. Воеводы наделяли служилых землей и жалованием. Дворы казаков были устроены «на посаде в большом остроге» в северо-западном подгорном участке города. Они постепенно заселяли места вверх по течению реки Осколец, на правом и частично левом берегах. Слобода существует более 400 лет, название превратилось в топоним и до сих пор не вышло из употребления.

Вознесенский храм расположен на холме. Закладка происходила в 1870 году главным мастером – крестьянином Сергеем Ефимовичем Симоновым. Храм трехпрестольный: главный престол – в честь Вознесения Господня – и два придельных алтаря: правый – в честь Архангела Михаила; левый – в честь великомученика и целителя Пантелеимона. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства храм был освящен 1 мая 1882 года.

О первом настоятеле сведения немногочисленны. Не сохранилось его имя, но известно, что к 1887 году он уже 11 лет служил приходским священником.

С 14 июля 1889 г. настоятелем состоял священник Феодор Мильский. При нем организованы: библиотека, 2 земские школы – мужская и женская. В начале ХХ века нес послушание настоятеля священник Феодор Косминский. В это время в слободе открылась церковно-приходская школа, начальное обучение в которой могли получить дети из крестьянских семей. (Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор – в нем находилась школа № 10). Псаломщиком при храме числился Феодор Чекрыгин.  

Дорога к разрушенному храму. 1970 год. Фото из архива «Православное Осколье»

С 1903 г. обязанности диакона при храме исполнял Андрей Федоровский. В 1905 г. он состоит учителем местной церковно-приходской школы. А 7 декабря 1919 г. диакон Андрей рукоположен в сан священника и назначен в Вознесенскую церковь. Курским епархиальным управлением 30 октября 1922 г. по прошению и желанию прихожан он утвержден штатным священником.

К началу 1930-х годов от подрыва христианского уклада жизни советская власть перешла к яростному уничтожению православной веры в народе и самих храмов. После запрета звонить в колокола последовало их изъятие. Местные жители вспоминают, как во время коллективизации в 1929-1930 гг. сбрасывали колокола. Набатный колокол упал на паперть и разбил ступени крыльца.

В 1938 г., в связи с арестом отца Андрея Федоровского, церковь считалась бездействующей. Здание церкви властью использовалось под ссыпку зерна. Заявления группы верующих Вознесенской церкви о неправомочных действиях со стороны местной власти дошли до Верховного Совета РСФСР. 11 октября 1938 г. Старооскольский районный исполком постановил: «Обязать управляющего конторой “Заготзерно” в месячный срок освободить здание церкви из-под зерна, предоставить церковь верующим».

В справке райисполкома о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь Казацкой слободы того же с/совета на сентябрь 1940 года является бездействующей.

В Государственном архиве Курской области найдено заявление ктитора Вознесенской церкви П. Н. Константиновой с просьбой о разрешении регистрации священника. Исполком райсовета 23 ноября 1940 г. отписал, что ктитору П. Н. Константиновой разъяснено о нецелесообразности регистрации Андрея Федоровского служителем культа «как злостного неплательщика» и предложено ей подыскать другого священника, который будет зарегистрирован.

Покосившийся крест. Фото из архива «Православное Осколье»

С 3 июля 1942 г. по 5 февраля 1943 г. Старооскольский край находился в зоне немецко-фашистской оккупации. Немалая роль в планах захватчиков отводилась вопросу возрождения религиозной жизни как важной части общей колонизации занятых земель. Для возрождения храмов и совершения служб создавались благоприятные условия. При этом немцы не оказывали помощи, и храмы существовали исключительно на добровольные пожертвования верующих. В июле 1942 г. группа прихожан обратилась к священнику Александру Иваницкому с просьбой о том, чтобы он принял на себя обязанности настоятеля. С этого времени в Вознесенском храме стали совершаться регулярные службы. Псаломщиком числился Константин Есипов, а позже, с 27 сентября 1945 г., он был зарегистрирован уже в качестве священника Вознесенской церкви.

С установлением «нового порядка» в пригородных слободах под открытым небом появились лагеря для военнопленных. Был такой лагерь и у стен храма слободы Казацкой, а ее жители стали свидетелями зверств, которые совершались оккупантами в самом здании.

В 1944 г. религиозная община Вознесенского храма проходит регистрацию. Церковная жизнь оживает, и храм возрождается. В начале 1950-х годов отремонтирована крыша и деревянные полы, прошпаклеваны стены и потолки, выложена печь. Под куполом появилась люстра, в алтаре – семисвечник, хоругви. На окнах были восстановлены решетки. Снова зазвучал колокольный звон, разливавшийся на всю округу. Приходская жизнь потекла своим чередом.

В октябре 1960 г. советской властью предпринята очередная попытка закрыть Вознесенскую церковь.

Из жалобы Церковного совета на закрытие храма, хранящейся в архиве г. Курска: «…Вознесенская церковь служила без перерыва, никогда никому не передавалась, только перед войной, в 1941 г., Церковный совет по просьбе администрации Старооскольской конторы “Заготзерно” предоставил половину здания церкви под ссыпку зерна, временно, ввиду недостатка помещения у “Заготзерно”, а во второй половине здания продолжалась служба».

И все же 10 ноября 1961 г. религиозную общину с регистрационного учета сняли. Здание церкви было предписано переоборудовать под мастерские политехнического обучения.

Внутри храма. 1970 год. Фото из архива «Православное Осколье»

Но этим планам не суждено было сбыться. Местные жители вспоминали, чтобы снять крест с центрального купола, зацепили его тросом и тянули трактором. Сорвать не удалось, только погнули. Остальные святыни сожгли на колхозном дворе, а в церкви некоторое время находился товарный склад. После его ликвидации здание оказалось бесхозным, подверглось разграблению, а потом и разрушению. Около тридцати лет храм стоял в запустении.

В 1987 г. городская «общественность» приняла решение реставрировать «памятник архитектуры» и открыть в нем музей этнографии.

Из письма Старооскольского Совета народных депутатов: «…средства на реставрацию данного памятника уже поступают от старооскольцев–атеистов на счет “Память” в отделении Жилсоцбанка». Однако депутатами было принято решение «храм оставить храмом».

И по милости Божией, благодаря ходатайству архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) в 1988 г. церковь открыли и передали в ведение религиозной общины.

Храм находился в плачевном состоянии. Полы, окна, крыша были разрушены. И тем не менее начались богослужения и работы по восстановлению храма. Вместо утраченных кованых декоративных решеток ограды, расхищенных в 1970-е годы, установлены новые. Появился резной деревянный иконостас, росписью украсили стены.

Вознесенский храм. Фото Илги Голдаревой

29 августа 1988 г. на разбитой паперти прошло первое богослужение, его возглавил владыка Ювеналий (Тарасов), а спустя месяц, 28 сентября, храм был освящен.

Восстановительные работы шли в течение 14 лет. В 2011 году были установлены новые купола, где центральный и четыре маленьких – отливают синевой. А купол на колокольне сияет золотом.

В настоящее время храм полностью восстановлен.

Светлана Шестакова, директор дома-музея святителя Онуфрия (Гагалюка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

57 − = 51

АРХИВ ГАЗЕТЫ