Воздержание ради послушания

o_ser_shumskihНастоятель храма во имя прп. Сергия Радонежского протоиерей Сергий Шумских:

– Когда для тебя становится важным ориентиром святоотеческое мнение, понимаешь – прежде чем не победишь чрево свое, с другими страстями даже не пытайся бороться.
Можно отказаться от какого-то рода пищи. А когда откажешься опытно – почувствуешь, что тебе начинают открываться страсти, грехи. До этого момента ты не видишь своей души, абсолютно ее не знаешь, она для тебя закрыта.
Какой-то человек даже не хочет знать свою душу – для него уже все решено, он сам себя как будто бы знает. Но когда он начинает читать Священное Писание, где говорится о познании самого себя, когда обращает внимание на святоотеческие творения, которые говорят о том, что мы действительно не знаем свою душу – а ее нужно узнать, увидеть без прикрас – человек поступает по совету тех людей, кто прошел путем воздержания.
Самое простое душеполезное чтение – так оно и называется – «Душеполезные поучения аввы Дорофея» начинается с повествования о блаженном авве Досифее. Там духовник первым делом приучал его к посту, к воздержанию. Он спрашивал его: сколько тебе нужно хлеба, чтобы насытиться? Досифей отвечал. Духовник говорил: теперь, в очередной раз садясь за стол, убери небольшую часть. Через время ученику хватало этой пищи. «Теперь еще немножечко убери». И так он от большой порции дошел до самого малого – и этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы он добросовестно трудился, выполняя свои послушания; это не мешало ему молиться, и человек потихонечку приучил себя к воздержанию ради послушания своему опытному духовному наставнику.
В современной жизни люди больше умирают уже не от голода, как было когда-то; они умирают от переедания, от того, что они что попало вкушают и безмерно насыщают себя разными яствами, напитками – и от этого потихонечку разрушается их тело.
Даже с медицинской точки зрения человеку необходимо иметь воздержание – поститься. Если уж для того, чтобы заниматься просто умственным трудом, человеку требуется мерность, то тем более для духовных размышлений, для постижения Божественных тайн, для того, чтобы человеку открывался духовный мир, необходимо воздержание.
Воздержание не является самоцелью. Весь этот комплекс – кроме поста, сюда необходимо добавить и молитву, и труд, и преодоление всякой лености – это все в совокупности в человеке рождает плоды духа. Как пишет апостол Павел в послании к Галатам, «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». В этом послании апостол Павел жестко противопоставляет действия благодати, действия Духа Святого законническому, фарисейскому отношению.
Понятно, что пост – никакая не диета. Всякую правильную, святую и праведную вещь можно извратить и сделать себе в ущерб, сделать из этого страсть. Например, даже пение в церковном хоре иногда у человека выражается в пристрастии к музицированию. Он забывает, что он поет, зачем он это делает. Как и в любой области жизни.
Как человеку, который не задумывался о необходимости поста, помочь начать поститься?
Человек должен быть приучен к послушанию, чтобы поститься ради послушания кому-то, чему-то высокому – мнению Церкви, мнению святоотеческому, того духовно опытного человека, которому доверяешь.
Иногда человеку нужно какое-то потрясение. В современной жизни этих потрясений слишком много – они бывают и от болезней, и от скорбей, и от всевозможных трудностей.
Скажу мысль одного из Оптинских старцев: Господь так любит человека, что если кто сам не научается посту, то Господь поставляет человека в такую ситуацию, где он вынужден поститься. Не дай Бог до этого доходить, когда мы будем вынуждены. Важно, чтобы мы по доброй совести, по своему внутреннему желанию совершали течение поста. Хотелось бы, чтобы каждый для себя как можно раньше уяснил, что поститься нужно. А с другой стороны, получив радость от несения поста, человек, воодушевившись, сказал бы: теперь я буду поститься постоянно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 6

АРХИВ ГАЗЕТЫ