Воссоздать образ прошлого
В июне стали известны результаты очередного конкурса Фонда президентских грантов, который поддерживает независимые проекты, направленные на развитие гражданского общества. В Старооскольском городском округе сразу четыре некоммерческие организации получили гранты на реализацию своих идей. Среди победителей – сотрудники дома-музея святителя Онуфрия (Гагалюка) (МРО ПП Ильинского храма города Старый Оскол). Совместно с педагогами детской художественной школы они планируют воплотить в жизнь масштабный проект «Хранители», посвященный утраченным храмам Старого Оскола. Его главная цель – научить юное поколение бережному отношению к прошлому родного города. Для этого ребятам придется пройти краткий курс церковного зодчества и создать настоящий шедевр.
О том, как родилась идея проекта и каких итогов ожидают его организаторы, рассказывают руководитель проекта, директор дома-музея святителя Онуфрия (Гагалюка) Светлана Шестакова и директор МБУ ДО «Детская художественная школа» Ольга Гладких.
Дружба двух организаций началась в 2020 году: тогда ученики художественной школы приняли участие в творческом конкурсе «Ручейки памяти», который инициировала директор дома-музея на улице Пролетарской Светлана Шестакова.
– В судейской комиссии конкурса принимала участие наш преподаватель Нелли Михайловна Геращенко. Она была в восторге от атмосферы домика, истории этого места и рекомендовала нам всем там непременно побывать, – вспоминает директор художественной школы Ольга Гладких. – Вскоре после этого Светлана Владимировна пришла к нам в школу и сама пригласила на экскурсию. Конечно, мы не могли отказаться. Это было очень увлекательно.
Вслед за педагогами в музей потянулись и ученики: детей впечатлила обстановка дома начала XX века, поразила история жизни и кончины святителя Онуфрия.
– Мы, взрослые, и дети, наши ученики, буквально погрузились в другую эпоху. Это вдохновило многих взять в руки краски и карандаши. Ребята создавали работы, посвященные новомученикам Белгородским, приходили сюда на пленэры. Мы посмотрели на прошлое нашего города с другой стороны, прониклись идеей духовного наследия. Так постепенно родилась идея нашего проекта «Хранители», – отмечает Ольга Витальевна.
Педагоги решили, что могут помочь сотрудникам музея в непростом деле сохранения исторической памяти. А главное – привлечь к этому детей и подростков. Конечно же, реализовать эту идею было решено с помощью кистей и красок.
По задумке авторов проекта, ученики художественной школы от 13 до 17 лет должны запечатлеть на бумаге разрушенные храмы Старого Оскола. Лучшие работы примут участие в передвижной выставке по учебным заведениям, общественным организациям и предприятиям городского округа. Для наглядности рядом с картинами будут размещены копии оригинальных снимков утраченных святынь. Средства гранта помогут организовать передвижную экспозицию. Подытожит проект выпуск памятного альманаха, который также будет издан за счет грантовых средств.
Но прежде, чем юные художники приступят к созданию картин, им предстоит серьезная подготовка.
– В первую очередь детям нужно проникнуться атмосферой того времени, когда старинные храмы, которые ныне утрачены, еще действовали, – рассказывает директор дома-музея Светлана Шестакова. – Поэтому все участники проекта побывают у нас в гостях на Пролетарской. Они узнают не только об истории самих храмов, но также познакомятся с жизнью и бытом людей прошлого. Думаю, для многих будет открытием, что в их городе когда-то жил самый настоящий святой. Жил относительно недавно. Тем более владыка Онуфрий непосредственно связан с теми храмами, которые должны запечатлеть в своих работах участники проекта. И, конечно, его кончина связана с трагическим концом этих храмов.
После посещения музея ребят ждет лекторий. Сотрудники краеведческого музея и художественной школы познакомят юных графиков и живописцев с особенностями храмовой архитектуры.
– Все это в комплексе поможет детям воплотить в цвете изображения храмов, – подчеркивает директор художественной школы Ольга Гладких. – Понимаете, мы ведь знаем эти храмы только по статичным черно-белым кадрам, на которых почти нет людей. Тем более некоторые церкви сфотографированы только с определенного ракурса, и простому обывателю трудно представить, как выглядела каждая из них в целом. Дети должны как бы вдохнуть в них жизнь заново, представить, как это было раньше. Поэтому им предстоит большая работа: понять не только форму, объем, но и вписать здания в определенное окружение – с людьми, дорогами, природой.
По словам Ольги Витальевны, от ребят ждут не только классических городских пейзажей. Организаторы проекта надеются увидеть в их работах творческое осмысление прошлого, поэтому детям предоставляется полная свобода творчества в выборе композиции, сюжета, жанра и стиля.
– Важно, чтобы ребята не просто изобразили храмы, но и воссоздали некий цельный образ ушедшего столетия, которое уже невозможно вернуть, но можно ощутить, – добавляет Светлана Шестакова.
Когда работы юных мастеров отправятся в путешествие по учебным заведениям города, их непременно будут сопровождать кураторы. Они познакомят посетителей передвижной выставки с историей и особенностями архитектуры разрушенных храмов.
Во время реализации проекта особое внимание будет уделено духовному значению утраченных святынь. Поэтому художников ждет беседа с куратором дома-музея святителя Онуфрия (Гагалюка) иереем Виктором Тишиным. Планируется, что батюшка также примет участие в открытии передвижной экспозиции.
– Самое главное – коснуться сердец наших детей, осветить их души этим благодатным светом, – подчеркивает Ольга Витальевна. – Они должны понимать, что там, где были разрушенные храмы, по сей день незримо присутствуют ангелы. Это навсегда остается тем местом, где пребывает благодать Божия. Понимаете, это уже совсем другое осознание истории.
– Мы ждем, что дети, подростки и взрослые – те, кто будут рисовать храмы, и те, кто придут на выставку, – узнают много нового об истории родного края, – подытожила директор дома-музея Светлана Шестакова. – Как писал наш выдающийся историк Василий Ключевский: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Полученное знание действительно может перевернуть привычное представление о знакомом месте. Я сама помню, как в детстве с непониманием относилась к Старому Осколу. Этот город мне казался серым, скучным, унылым. А когда я по роду занятий стала заниматься краеведением и узнала о том, какие здесь жили люди, какие были производства и предприятия, и, конечно, как тут развивалась церковная жизнь, – прониклась. Я поняла Оскол и полюбила его всей душой. Когда знаешь, что за каждым уступом и за каждым обломком старой стены кроется такое великое прошлое, уже невозможно выбросить из своего сердце это место. И такой же эмоциональной отдачи хочется ждать от участников нашего проекта.
Юлия Зиновьева