Воспитание сердца

01_tjy78tygjy7ytutНыне мы не можем представить себе, что ребятишки раньше не ходили в детские садики. Просто их не было. Но в современном мире именно с детского сада начинается та часть воспитательного и образовательного процесса, которая выходит за пределы семьи.
С детского сада ребенок приучается жить в обществе, и от того, как поставлено воспитание здесь, зависит многое в становлении маленького человека как личности. А поэтому очень важно не только знать, как воспитывают детей, но и кто занимается воспитанием в детском саду.
Когда-то святитель Иоанн Златоуст сказал следующее: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и радуются люди». И в этой фразе раскрывается все огромнейшее значение воспитателя во все времена и все эпохи.
30 мая  в Тамбове состоялось подведение итогов VI ежегодного межрегионального конкурса на звание «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей  и молодежи «Вифлеемская звезда». В конкурсе приняли участие 34 учреждения из 12 регионов Центрального Федерального округа. Cреди пяти победителей конкурса – детский сад №19 «Родничок» из Старого Оскола. Диплом из рук представителя президента Российской Федерации в ЦФО получила Яна Барабанова…
В «Родничке» уже не первый год реализуется проект воспитания и обучения детей, где связываются воедино и русская история, и народные традиции, и православная культура. Он включил в себя и компьютерные игры для детей, и особые задания для родителей, слайды, книжки и т. д. Работники детского сада творчески подходят к самому проекту и непосредственной работе с детьми. Личности людей, занятых в нем, тоже имеют значение.
Например, Яна Михайловна (учитель-логопед) с увлечением разрабатывала компьютерные игры по православной тематике для детей и дополнительные материалы к ним. Она не только учитель, но и многодетная мама. Поэтому, конечно, и сам проект для нее важен и в первом, и во втором случаях. Тот, кто воспитывает своих собственных детей и знает не понаслышке об их интересах и запросах, гораздо лучше ориентируется и в разработках для других ребят.
Сама Яна (во крещении Анна) Барабанова призналась, что к Православию и Церкви ее привел отец.
— Мой папа Михаил Антонович Дуб приехал в Старый Оскол из Львовской области, — рассказывает она. — Михаил Антонович работал водителем-дальнобойщиком. Свободного времени у него было не так уж и много, но он его всегда уделял мне. В 90-е годы мы  с папой посещали православные храмы. Причем, если случалось проезжать или проходить мимо разрушенных храмов, то он обязательно останавливался и рассказывал о них, что ведал сам. Михаил Антонович любил богослужения в Александро-Невском кафедральном соборе.
Яна Михайловна успешно окончила Старооскольский педагогический колледж по специальности воспитателя с дополнительной специализацией хореографа. А потом, уже сама будучи мамой, получила высшее образование в Елецком государственном педагогическом университете.
А мама Яна Барабанова счастливая. Она воспитывает трех девочек: Есению (во крещении – Злату) (10 лет) и пятилетних двойняшек: Софию и Стефанию (Стефаниду). Именами девочки обязаны папе – Сергею Максимовичу. Кстати, когда Яна Михайловна начала создавать православные компьютерные игры и работать с другими материалами, то приходилось делить один домашний компьютер с мужем, который от этого не был в восторге. Но когда Сергей Максимович увидел, чем занимается его супруга, то признал это делом достойным. И проблема благополучно разрешилась. Он же помог создать и переносной стенд в виде силуэта храма, где разместились и игра – путешествие по храмам, и книжечки с правилами поведения в храмах для мальчиков и девочек, притчи и многое другое.
Мы задали вопрос Яне Михайловне о том, как же ее дети реагируют на то, чем она занимается. Яна ответила: «Моим детям нравятся игры. А еще они видят, что мама счастлива от своей работы, и сами тоже радуются».
Так что в проекте детского сада занята счастливая мама, которая любит детей и свою семью. Думается, что такой проект может подарить минутки радости всем детям (и, наверняка их родителям), которые посещают детский садик «Родничок». Ведь им гарантировано нескучное и доброе воспитание. А новые увлекательные знания о Православии, родном крае, истории и культуре России очень хороши для осознания самих себя. Кроме того, образовательно-воспитательный комплекс учит любви к Отчизне и православному духовному наследию.
У Яны Михайловны имеется задумка о расширении проекта с помощью подготовки видеороликов. Она даже немножко приоткрыла сценарий: «Я иду с детьми в храм. И у них возникают вопросы, а я не могу ответить… Вот на каждый такой вопрос и будут подготовлены видеоответы».
Что же, эту идею стоит только приветствовать. Православное видео для детей необходимо. И ведь опять все задумывается как некая игра. Играя, ребенок лучше усваивает то, что ему пытается дать педагог или воспитатель. Играя, ребенок взрослеет. Великий русский педагог К.Д. Ушинский недаром писал, что «игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».
Если отвлечься от условностей, то детский сад – это отнюдь не только подготовка к школе, но и первая ступенька школы. У Ушинского есть весьма примечательные строки: «Всякая школа, позабывшая слова Спасителя: Не хлебом единым жив будеши (Мф. 4,4) и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончена эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего значения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги».
Надо сказать, что Православие является творческой основой теории Константина Ушинского: «Наша святая вера хороша… Она удовлетворяет человеческой натуре, открывает ей бесконечность, а не эгоистическую деятельность; дает терпимость, не признает ничьей власти над совестью (человека), не допускает произвола, хранит исторические предания, признает свободу воли».
А в «Родничке» отлично понимают, что и компьютерная техника, и воспитательные технологии не являются самоцелью. Главное – развитие сердца и ума ребенка. В этом и состоит искусство воспитания.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

55 − 53 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ