«Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я»
Человеческий род от времен грехопадения неоднократно сталкивался с эпидемиями болезней, которые опустошали целые страны и многотысячные города.
В XX веке стало считаться, что наконец-то удалось справиться с основными инфекционными заболеваниями, такими, как чума, оспа и холера. Возникла вера во всесильную науку, которая в состоянии справиться со всем, что угрожает человечеству.
Конечно, смертоносные болезни окончательно не исчезли, но они остались в местах, где не удалось внедрить достижения современной медицины и создать условия для элементарных санитарно-гигиенических условий. И из старой пословицы «На Бога надейся, а сам не плошай» фактически осталась в умах вторая часть – «не плошай». «Цивилизованный» мир потребления, комфорта и довольствия стал постепенно забывать «на Бога надейся». Пандемия COVID-19 всколыхнула человечество XXI века, и куда-то испарилась мысль о победе науки над всем и вся. Но человеку очень сложно вернуться к вере предков. Мешают «современные» предрассудки и приверженность к грубому материализму.
Однако в былые времена, когда люди не знали многих нынешних лекарств, и в особенности антибиотиков, их вера позволяла не впадать в панику, как нынешним материалистам. И, как известно, Господь наш Иисус Христос помогал христианам по вере их. В Священном Предании накоплены сотни фактов, свидетельствующих о том, как Бог через святых Его и святые иконы давал верным возможность преодолеть и мор, и войну, и климатические аномалии. Обо всем рассказать сложно, приведем лишь некоторые примеры.
Священномученик Харлампий, епископ Магнезийский пострадал в 202 году за веру Христову. Его пытались неоднократно заставить отречься от Христа, пытали с невиданной жестокостью, но Господь помогал святому. Святитель Харлампий творил чудеса, исцеляя бесноватых и больных. По воле Божией колебалась земля, и император-язычник, считая все происходившее колдовством, приказал отрубить святому голову. Перед смертью святой удостоился видения Спасителя и упросил Бога даровать тому месту, где будут находиться его мощи, защиту от мора и войны. И неоднократно в христианской истории это подтверждалось.
Святитель Серапион, архиепископ Новгородский, живший на рубеже XV-XVI веков, прославился не только своей святостью, но и чудесами. В 1508 году на Новгород надвинулся мор (предположительно чума). За одну осень умерло более 15 тысяч человек. Святитель Серапион организовал крестный ход около города и приказал поставить за один день храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Святой молился день и ночь, и по его молитвам были исцелены сразу три человека: слепой, расслабленный и бесноватый. Как только это чудо произошло, мор в Новгороде прекратился.
Всем православным христианам известен святитель Григорий Палама. Правда, о нем вспоминают в связи с богословием, приверженностью к исихазму и учению об умной молитве. Но нельзя не вспомнить о его чуде в 1348 году на острове Лемнос. В городе Лемнос вспыхнула эпидемия. Врачи отказывались лечить больных, так как сами боялись заразиться, и люди отправились за помощью к святому Григорию Паламе, который в это время проживал на острове. Святитель поспешил на помощь. Он пришел в город, вывел здоровых людей за городские стены и начал вместе с ними молиться, прося Бога остановить эпидемию. По молитвам святителя Григория Паламы свершилось чудо – болезнь оставила город Лемнос.
В русской истории мы видим чудеса, свершившиеся во время эпидемий по воле Божией через иконы Пресвятой Богородицы. В XVIII веке в России свирепствовала чума. Добралась она в 1771 году и до города Владимира. Ни власти, ни местные медики справиться с эпидемией не могли, тогда православный народ попросил принести в город Боголюбскую икону Божией Матери. Это вызвало недовольство у властей, так как в XVIII веке многие образованные по европейским стандартам чиновники уже начали считать, что поклонение святым иконам является признаком скудоумия и недоразвитости. Но православные христиане добились принесения иконы. Перед иконой совершались молебны, по Владимиру пошли крестные ходы. Из заболевших умерло только три человека, а затем чума вообще покинула славный город Владимир.
В XIX веке небольшие русские города Коротояк и Острогожск оказались в зоне заражения холерой. В Успенском Дивногорском монастыре находилась Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери. В 1831 году икона была принесена в Коротояк, и больше холерой в городке никто не заболел, а затем, после молебнов пред этой иконой Божией Матери, холера ушла и из Острогожска.
Повторное спасение Коротояка и Острогожска от холеры в 1847-1848 годах произошло после крестных ходов с Дивногорской-Сицилийской иконой Богородицы вокруг этих городов.
Список с древней иконы Божией Матери Иерусалимской в 1866 году прославился тем, что после крестного хода с нею жители подмосковных сел Ногатино, Новинки, Дьяково избавились от холеры. Другой список Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы из села Бронницы связан с чудесными исцелениями от чумы в 1771 году и холеры в 1848, 1864 и 1866 годах. В 1866 году в городе Подольске эту икону встречали больше тысячи человек. Никто из встречавших не заболел, и во всем городе холера стремительно завершилась.
Святитель Филарет (Дроздов) был свидетелем чудесных избавлений народа от эпидемий в XIX веке. В слове, которое он произнес к собравшимся в храме москвичам в 1847 году, святитель Филарет сказал следующее: «Неленостны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, и к недопущению вредоносных влияний. Как можем требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя и предаемся действию разрушительных сил малодушием и недостатком надежды на Бога, неумеренностию и невоздержанием и другими небрежностями? Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением: и Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением».
Как мы видим, святой призывает доверять Богу, но и исполнять то, что необходимо для лечения и профилактики болезни. Митрополит Филарет говорит о том, что человек не должен склоняться перед болезнью, и с помощью Божией и посредством естественных средств преодолевать ее. Кроме того, святитель, точно так же, как и древние христианские подвижники, призывает людей вынести урок из эпидемии. Он утверждает, что время нашествия эпидемии – это время, когда люди должны обратиться к своей душе, к вечности, покаяться в грехах, смиряться и молиться. В XXI столетии как раз смирения не хватает людям, они часто думают только о самих себе и разучились молиться. Пандемия COVID-19 заставляет всех нас задуматься и о вере, и о ближних своих, и о своих грехах, и о покаянии, которое столь нам необходимо.
Святителю Филарету Московскому принадлежит молитва: «Господи! послушай земли, смиренно призывающей Твое пренебесное Имя, и отъими язву от России. Сохрани град сей и верою живущих в нем. Благослови плодоносящих и добродеющих во святых храмах Твоих! Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! Аминь».
Александр Гончаров