Вокруг Распятия Христова: эпоха и люди

В те времена, когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле, был распят и воскрес, все огромные территории вокруг Средиземного моря подчинила себе могущественная Римская империя.
Римские легионы оказывались непобедимы и подчиняли Риму страны одну за другой. Палестину, находившуюся на перекрестке военных дорог и торговых путей, никак не могла миновать подобная участь. Языческий Рим приобрел несколько провинций на Ближнем Востоке, чтобы потом принять христианство и стать христианской империей. Но в 33 году все только начиналось. И многим предстоял выбор: пойти за Христом или же отвернуться от Него.

Судьбы учеников Господа – святых апостолов, как и Пречистой Девы Марии, достаточно хорошо известны из Святого Писания и Святого Предания. Но в Евангелиях встречаются и другие люди, которые отдали свои жизни либо в руки Бога, либо предпочли действовать по своему разумению и страстям своим, не приняв проповеди Господа.
Палестина после сокрушения ее независимости Римом являла собою постоянно бурлящий котел мятежей и раздоров. Иудеи ждали Мессию, который должен стать царем и полководцем и сокрушить всех их врагов. Центром тогдашних революционных настроений являлся святой город – Иерусалим. Здесь и унижения, переносимые от захватчиков, чувствовались гораздо ярче, и гнев против римлян пылал нешуточный.
В Палестине имелись три религиозно-политические партии: фарисеи, саддукеи и зилоты. Религиозное движение ессеев политикой не занималось. Поэтому его можно не учитывать.
Фарисеи принадлежали к числу лиц, стремившихся в наибольшей степени следовать ветхозаветному закону и чтивших Танах (еврейскую Библию – прим. ред.) полностью. Саддукеи же отличались тем, что признавали лишь Тору (часть Танах, совокупность иудейских трелигиозных законов – прим. ред.), отрицали бессмертие души и воскрешение мертвых, не признавали существования ангелов и злых духов, причем они верили в господство человеческой воли. Об этом хорошо рассказывает иудейский историк Иосиф Флавий. Зилоты (зелоты) же – это религиозно-националистическое течение, которое сейчас бы признали террористическим. Крайним крылом зилотов были сикарии («кинжальщики»), практиковавшие убийства неугодных.

Анна и Каиафа

Римские власти часто вмешивались и в религиозные дела Иерусалимского храма и Синедриона. Прокуратор Валерий Грат сместил с должности первосвященника Анну (Ананию, Анана) в 15 или 16 году от Рождества Христова. А первосвященник Иосиф Каиафа был назначен около 18 года при участии римлян, но потом его тоже отправили в отставку в 36 или 37 году. Застрельщики судилища над Господом нашим Иисусом Христом Анна и Каиафа, таким образом, зависели от чужеземных властителей, хотя и тайно ненавидели их. Анна и Каиафа принадлежали к саддукеям.
В Евангелиях Анна именуется первосвященником, хотя формально им не считается. Это объясняется достаточно просто. Иудеи думали, что он потерял сан первосвященника незаконно, а потому и почитали его. Кроме того, Анна принадлежал к влиятельной священнической фамилии. Не менее восьми родственников, в том числе и сыновья его, и зять (Каиафа), и внук Матфий в разные годы становились первосвященниками.
Далеко не случайно апостол и евангелист Лука ставит Анну перед Каиафой (Лк. 3,2). Анна, даже находясь в тени официальной религиозной политики, очень активно влияет на нее. Известно, что семья Анны контролировала торговлю жертвенными животными и казну храма. Влияние Анны не ушло, а постоянно возрастало после отставки. Поэтому-то и Господа Иисуса Христа на допрос отправляют в его дом (Ин. 18, 13-24). Поэтому-то и в суде над апостолами Петром и Иоанном он принимает участие (Деян. 4, 5-7).
Судя по всему, Каиафа, официальный первосвященник, во всем следует своему тестю и добивается осуждения Сына Божьего под влиянием старшего родственника.
Гонители Господа получили по заслугам. Археологи нашли гробницу Каиафы в 1990 году. В ней обнаружились останки более 60 человек. Это захоронение связано с голодом, приключившимся после засух 41-48 гг. от Р. Х. Голод не минул и религиозную аристократию Иерусалима. Все говорит о том, что тогда же умер и Иосиф Каиафа. Отказавшийся от духовной пищи погиб от нехватки пищи обыкновенной.
Судьба семьи Анны была не менее трагичной. В период антиримского восстания 66-71 гг. от Р. Х., описанного Иосифом Флавием, зилоты убили первосвященника Анана (Ананию, Анну) за попытку договориться с Римом. Возможно, это был сам Анна, или его сын Анна-младший. Во всяком случае, после подавления восстания и разрушения Иерусалима Титом Флавием Веспасианом семья Анны в исторических документах более не встречается. Род полностью исчез в горниле войны.

Понтий Пилат и Клавдия Прокула

Прокуратор (или префект) Иудеи, Самарии и Идумеи Понтий Пилат (26-36 гг. от Р. Х.) происходил из сословия всадников, которое при императорах после Октавиана Августа сравнялось по влиянию с традиционной римской аристократией. Пилат женился на Клавдии Прокуле (Прокле), принадлежащей к древнему патрицианскому роду Клавдиев и вошедшему в правящую династию Юлиев-Клавдиев.
Римляне, приходя в другие земли, старались при сохранении местных обычаев все-таки обустраивать порядок по своим лекалам. Прокуратор Понтий Пилат постоянно провоцировал иудеев, скорее всего, даже и не думая об этом. Он решил внести священные римские знамена и изображения императора в Иерусалим – это вызвало волнения в народе вплоть до кровавых стычек. Пилат, зная нужду города в воде, забрал деньги из храмовой казны для постройки акведука, дабы напоить Иерусалим чистой прохладной водой, но он совершенно не учел религиозную сторону такого решения. Иудеи ответили бунтом.
Понтий Пилат представлял собою типичного римского политика, делающего административную карьеру. Его мало интересовали заботы завоеванной земли. Прежде всего он блюл интересы Рима. Суд над Господом нашим Иисусом Христом это показывает в полном объеме. Пилат не хочет излишних возмущений, но в то же время отнюдь не собирается потакать иудеям. Прокуратор старается поступать целесообразно.
В римском праве не предполагались амнистии в честь каких-либо местных празднований. Вопрошая у народа о том, кого отпустить: Иисуса Христа или Варавву, Пилат лишь следует традиции, сложившейся на Востоке. Когда Понтий Пилат «умывает руки», то проявляет обычное равнодушие.
Пилат после своего десятилетнего управления Иудеей совершил разумное (с его точки зрения) деяние: он приказал разогнать толпу самаритян, собравшуюся на горе Гаризим в поисках священных сосудов, якобы спрятанных там еще пророком Моисеем. Людей избивали и убивали. Захваченных же в плен, не долго думая, казнили. По жалобе самаритянских старейшин Пилата отозвали в Рим, посчитав его поступок излишним и провоцирующим беспорядки.
Затем Пилат был сослан на свою родину – в Галлию, где покончил жизнь самоубийством.
Жена Понтия Пилата, Клавдия Прокула, во время суда над Сыном Божиим отправила слугу к мужу с просьбой пощадить Иисуса Христа: «…не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27, 19). Из Предания известно, что Клавдия Прокула приняла христианство и мученическую смерть за Господа. «Дивное дело! Судимый Пилатом устрашал его жену! Не сам Пилат видит сон, но жена его… Сон этот был делом промышления Божия, не для того, впрочем, чтоб вследствие его освобожден был Христос, но чтоб спаслась та жена», – так пишет Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский.
Место и время мученического подвига святой Клавдии Прокулы (Проклы) точно не установлено, вероятно, это была Галлия, куда она удалилась вслед за мужем.

Симон Киринейский

Скорбный путь Господа нашего Иисуса Христа до Голгофы знаменовался встречами с двумя людьми. Когда Сын Человеческий упал под тяжестью креста, несомого на плечах Его, охрана заставила нести крест Симона из Кирены – уроженца африканского города, где проживала большая иудейская община.
Симон приехал в Иерусалим ради посещения Иерусалимского храма и иудейского праздника Пейсах, сопровождаемого обильными жертвоприношениями. Находясь в гуще народа, он решил посмотреть на шествие приговоренных к позорной смерти и саму казнь. В городе скопилось много приезжих, и Симон вынужденно нашел приют вне стен Иерусалима. Он шел через поле, был замечен стражей и определен как иноземец.
В Ветхом Завете говорится: «…проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор. 21, 23). Таким образом, Симона из Кирены принудили нести крест из-за отказа горожан, считавших это за позор и глумление над собой.
У апостола и евангелиста Марка мы читаем: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15, 21).
По сведениям, сохранившимся в Предании, Симон Киринейский поселился с семьей в Риме. Симон Киринейский почитается святым в ряде православных Церквей.
Александра и Руфа евангелист Марк упоминает неслучайно. Апостол Руф принадлежал к числу 70 апостолов, последовавших за Христом. Священномученик Александр (старший брат апостола Руфа) пострадал за веру в африканском городе Карфагене.

Святая Вероника

На Руси чтили святую праведную Веронику Кровоточивую (об этом имеются сведения, относящиеся к XI веку) в соответствии с древним христианским обычаем. Именно об исцелении этой женщины Господом от двадцатилетнего кровотечения повествует апостол и евангелист Матфей (Мф. 9, 20-22).
Во время крестного пути Христос, обессилев, падает. Святая Вероника устремляется к Нему, пробравшись через толпу зевак, пытается напоить Его водой и утирает кровь и пот с лица полотенцем, или платом. Образ Господа навсегда отпечатывается на плате. Охранники отталкивают праведницу от Иисуса Христа. Толпа оттесняет ее от Сына Божьего…
О дальнейшей жизни святой Вероники в Предании сохранилось следующее: она вернулась в город Кесарию Филиппову и там до скончания дней молилась Богу, помогая бедным, проповедуя Христа Распятого и сохраняя чудесный плат.
Если обратиться к книге «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» (изданной Московской Сретенским монастырем), можно обнаружить информацию о том, что праведная Вероника пред своим домом повелела поставить статую Богочеловека, у подножия которой росло растение, неизменно даровавшее исцеление от болезней искренне верующим во Господа Иисуса Христа.

Праведные Никодим и Иосиф Аримафейский

Фарисеи Иосиф из Аримафеи и Никодим принадлежали к тайным последователям Господа нашего Иисуса Христа. В Священном Писании и Предании о них говорится не так уж и много. Например, Иосиф Аримафейский был чрезвычайно богат, а Никодим принадлежал к числу учеников прославленного законоучителя Гамалиила. Оба по меркам того времени были хорошо образованны и входили в состав Иерусалимского синедриона.
Никодим и Иосиф перестали скрывать свою приверженность Христу после Распятия Господа на Голгофе. Евангелист Иоанн свидетельствует: «…Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 38-42).
Праведный Никодим участвовал в погребении первомученика Стефана, архидиакона, казненного иудеями, вместе с Гамалиилом и сыном последнего – Авивом. За проповедь христианства Никодим был изгнан иудеями из Иерусалима. О дальнейшем житии праведного Никодима из подлинных источников особо ничего не известно. Похоронен был этот ученик Христов у гробницы первомученика Стефана.
Праведного Иосифа Аримафейского изгнали, как и Никодима. Этот святой отправился с проповедью по землям Римской империи и доплыл до далеких от Палестины Британских островов. Древние английские предания гласят, что христианство на территории Британии распространилось не позднее, чем в эпоху святых апостолов. Холм в Гластонбери (на юго-западе Англии) – это священное место, где праведный Иосиф Аримафейский (ок. 63 г. по Р. Х.), проповедовавший язычникам, воткнул свой посох в землю, и из него произрос терновник (чудесно подтвердивший всякому Истину Господа нашего Иисуса Христа).

Святой мученик Лонгин Сотник

Со святым Лонгином мы впервые встречаемся на евангельских страницах: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54). Античные и средневековые христианские писатели сообщают, что его полное имя выглядит так – Гай Кассий Лонгин. Принадлежал святой к далеко не бедной семье, его отец имел поместье в Каппадокии. Сам Лонгин, безусловно, считался в римской армии отличным воином, ибо достиг должности центуриона, то есть сотника. Лонгин мог бы продолжать свою обыденную, славную и обеспеченную жизнь. Но воздействие смерти Христовой и произошедших при этом чудес на центуриона было настолько сильно, что он признал распятого Сыном Божиим.
Святой Лонгин и его солдаты были назначены Пилатом в стражу у Гроба Господня. Иудеи наняли стражу, объясняя это тем, что ученики Иисуса Христа могут выкрасть тело и объявить о воскресении Спасителя.
Господь воскрес. Логин еще больше уверовал во Христа. Старейшины иудейские даже деньги предлагали римским солдатам, дабы они подтвердили их ложь о краже из гробницы. Но святой Лонгин отказался.
Дальше Лонгин бросает воинскую службу и с друзьями Исавром и Афродисием отправляется проповедовать Бога Живого в Каппадокию. Их проповедь оказалась успешной. По просьбе иудейских старейшин Понтий Пилат направил специальный отряд, чтобы разобраться с бывшими легионерами.
Святой Лонгин, Исавр и Афродисий сами явились к воинам. Лонгин пригласил посланцев Пилата в свой дом, где те, не ведая ничего о хозяине, проговорились о цели своего прихода в Каппадокию. Святой Лонгин назвался им, ничего не скрывая. Воины предложили ему и его товарищам бежать. На что получили отказ.
Святые Лонгин, Исавр и Афродисий приняли мученичество во имя Христово и были обезглавлены. Они ушли ко Пресвятой Троице, в Вечную Жизнь. После Воскресения Богочеловека каждый волен попрать смертию смерть, как поется во дни Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже…».

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

62 − = 56

АРХИВ ГАЗЕТЫ