«Воюют по любви к своим»

В Священном Писании Ветхого и Нового Завета можно найти немало мест, повествующих о войнах и воинах. Повествуется в Библии также о духовной подготовке воинов перед боем. Она заключается в правильном устремлении мыслей к Богу и в усиленной молитве перед битвой. Писание также учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства. Русские святые относились с уважением к высочайшим проявлениям воинского служения, которые становились известны особенно во время больших войн.

Священномученик Иоанн Восторгов (расстрелянный в 1918 г.) во время войны с Японией говорил о необходимости «проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным, и прийти к ним с посильной помощью». Святые отцы также подчеркивали, что отказ от веры приводит к поражению даже при численном и прочем превосходстве над противником.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так объяснял духовные причины поражения в русско-японской войне: «Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога и упадка нравственности… от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира! Война вызвана безбожием и безнравственностию русского всесословного мира, и войною дается ему горький урок». Так писал он, видя начинавшуюся смуту 1905 года, вылившуюся в первую русскую революцию.

Святитель Тихон Задонский, разбирая тяжелый вопрос о том, можно ли подчиняться заведомо преступным приказам, предписывающим, например, убийство мирных, безоружных людей, убийство пленных и другие нарушения заповедей Божиих, пишет: «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам. Так поступали мученики святые… если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушайся. Если грозит за это наказанием, – не бойся».
Филарет Московский, вспоминая о событиях войны 1812 года, писал, что вера дала силы мужественно сражаться даже неопытным новобранцам, а возмущения святотатствами французов придали русским воинам решимости: «Когда против чрезмерного числа вражеских полчищ правительство принуждено было поставить неискушенных в брани граждан, вера запечатлела их своим знамением, утвердила своим благословением, и эти не-
опытные ратники подкрепили, обрадовали, удивили старых воинов».

«На воинах часто Бог являл видимое благословение и в Ветхом, и в Новом Завете.

А у нас сколько князей

прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской

Лавре в пещерах есть мощи воинов.

Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским…»

Святитель Феофан Затворник говорил: «На воинах часто Бог являл видимое благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?» Святитель очень похвально отзывался о воинской службе, считая, что «военный путь самый хороший – чистый, честный, самоотверженный».

Если обратиться к Священному Писанию и Священному Преданию Церкви, то на материале творений святых отцов можно выявить подлинно православное отношение к воинской службе.

Слова Священного Писания и наставления святых отцов всегда актуальны и могут служить руководством для людей, так или иначе соприкасающихся с воинской службой. Любой христианин с юных лет должен знать жития святых православных воинов, которые в непростые периоды истории нашего Отечества с молитвой и оружием в руках смогли отстоять его целостность и независимость.

Мы обязаны помнить тех великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их великое дело – служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерями которой мы являемся.

Иерей Вадим Багнетов,

Тамара Акиньшина,
belpravda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 15 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ