Внимание, отпуск: не расслабляться!

Пляж в Фар-Рокуэй. Художник Э. Г. Потхаст, конец XIX в.

Чем отличаются друг от друга христианин и нехристианин, думаю, понятно каждому. Несмотря на множество расхождений, нас многое объединяет. И сейчас я говорю не только о хорошем. Есть то, что обе группы делает жертвами в той или иной степени. Речь идет о стереотипном мышлении. Согласитесь, в отношении Православия, жизни в Церкви существует очень много ложных стереотипов.

В идеале это должно подталкивать нас к духовному поиску, к слому шаблонов и открытию новых горизонтов. У тех, кто ведет упорядоченную духовную жизнь, в принципе так и происходит. Однако новоначальные нередко сокрушаются, оказавшись в неловкой ситуации именно по причине «а я думал, что так можно…». Но они пытаются искать истину, хоть порой и не совсем верными путями. Те же, кто находится в «зоне отрицания», только погружаются в сомнения и укрепляются в своих негативных представлениях. Они самолюбиво твердят: «А я говорил, а я так и знал, да все там такие…»

Конечно, стереотипы затрагивают не только вопросы религии, но и другие сферы жизни. Но в любом случае они мешают увидеть истину обеим сторонам. Они показывают лишь «свою правду» каждой.

Я не имею никакого желания говорить о том, кто лучше, а кто хуже. Просто предлагаю читателям развеять некоторые сомнения. Относительно того, что касается богослужения, поведения в храме, участия в Таинствах и вообще внутрицерковного обихода, написано и сказано много и довольно подробно – как у отцов Церкви, так и у современных проповедников. Поэтому поговорим мы больше о так называемой «бытовухе», нежели о духовных вершинах. Ведь именно в этой сфере у православных чаще всего возникает вопрос: «А можно ли?..».

Отмечу, что многие из нас большую часть своего времени проводят  на  работе, дома с семьей или в других местах. В храме мы бываем гораздо реже, но это не является обвинением, а просто говорит о том, что жизнь христианина не ограничивается только церковными службами, постами и молениями. Темп жизни современного человека, трафик больших городов, стрессовые ситуации на рабочих местах, недопонимания внутри своей семьи изматывают нас и выбивают из колеи. Подчас это приводит к различным физическим и душевным заболеваниям, и что самое страшное, создает пропасть в общении и видении Бога между близкими людьми.

В силу нашей слабой человеческой природы, мы нуждаемся в обычном, примитивном отдыхе, причем это касается всех категорий и возрастов. Каким же образом должен организовать свой покой христианин? Чем вообще может или должен отличаться отдых верующих от отдыха тех, кто к Церкви отношения не имеет?

Пикник. Художник Джессика Данн

«Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе» (Пс. 138:3), – в этом отрывке из псалма мы видим, что автор в первую очередь указывает нам на то, что Бог рядом с нами. И чем бы мы не занимались, Ему всегда известны наши намерения. Но такое внимание – не по причине узурпированного отношения к нам, а исключительно по причине любви. Бог любит нас не за хорошее поведение, а потому что мы это мы и есть. Таким образом, планируя свой отдых – отпуск, выходные или каникулы – мы должны понимать, что можем на время отступить от наших  прямых  обязанностей на занимаемых должностях, но вот от Бога отдохнуть невозможно. Не потому что нельзя, а потому что христианство –это не работа, а образ жизни.

Представьте себе, если бы Бог вдруг захотел взять отпуск и перестал бы нас любить недели на две. Наши молитвенные прошения на это время просто писались бы на некий «автоответчик» из-за недоступности абонента. Что было бы с нами тогда? Представить страшно.

 Парадоксально, но именно мы нередко позволяем себе такое поведение по отношению к Отцу: во время отдыха мы будто «отключаем» функцию христианина, что ставит под сомнения в целом нашу принадлежность ко Христу. Вспомните, кто пускался во все тяжкие после трудных рабочих будней и до утра кутил на курортах летом? Отдых не возбраняется, просто помните о своем лице и о том, что всегда предстоите перед Богом.

Часто верующие смущаются роскоши, стесняются изысков. Поэтому по поводу всего, что касается комфортабельных отелей, курортов, вип-поездок за рубеж и в целом дорогих развлечений и отдыха, стоит обратиться за ответом к апостолу Павлу. Он пишет в своем Послании к Коринфянам следующие слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23). Когда мы уезжаем в отпуск, то перед отъездом идем в храм за благословением. Вы помните, какие слова произносит священник? Он не благословляет вас ни на отдых в пятизвездочном отеле, ни на размещение в палаточном лагере, ни на пешее паломничество в горные скиты. Священник благословляет на то, чтобы Дух Святой пребывал с вами во время вашего путешествия и оберегал вас, если есть на то Его воля. Богу все равно, в каких внешних условиях мы находимся, главное – какие мы внутри.

Для кого-то отпуск является моментом долгожданного события, а для кого-то же становится каторгой. Особенно последнее касается тех, кто путешествует большими компаниями или семьями с детьми. В таком случае это замечательная возможность вспомнить о христианских заповедях и проявить не только рассудительность, но и любовь и заботу о ближнем своем.  Вот вам и духовное  упражнение. Разделите обязанности, договоритесь заранее о том, кто в какое время следит за детьми. А если дети находятся в том возрасте, когда можно договориться, то примените свои родительские «хитрости», чтобы во время отпуска были довольны и вы, и ваши дети, и окружающие.

Урок по плаванью. Художник Э. Г. Потхаст, конец XIX в.

Когда мы говорим об отдыхе в компании друзей на лоне природы или на даче у родных, непременно всплывает еще одна тема, которая беспокоит верующих – кухня. Есть ли скоромное в пост, если позвали в гости? Как накрыть постный стол для всех? Об этом нередко спрашивают у священника прихожане. Но свои гастрономические предпочтения необходимо обсуждать в первую очередь не со священником, а с теми, с кем вы планируете разделить свою трапезу. И если уже намечено приготовление того же шашлыка, лучшим вариантом будет услышать не только зов своих желаний, но и предпочтения друзей. Что касается употребления алкогольных напитков, отмечу, что в первую очередь во всем должна быть мера. Помните об этом, чтобы потом самим не оказаться в неловкой ситуации, «и не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18).

Разобью еще один стереотип – архипастыри и священнослужители тоже отдыхают. Каждый проводит это время, посвящая его своим увлечениям, или занимается восстановлением своего здоровья. Священники стараются это время максимально уделить семье, выбирая отдых по интересам домочадцев. Я со своей семьей, например, стараюсь путешествовать: открываем для себя новые места нашей страны и мира, расширяем вместе свой кругозор.

Итак,  главное  во время отдыха – сохранять в себе образ Божий, уважать границы другого человека, соблюдать правила этикета и заботиться об окружающей среде. Целью любой нашей передышки является восполнение физических и моральных сил, ведь благодаря этому мы сможем полноценно функционировать. Время отпуска действительно должно пройти с пользой для самого отдыхающего, чтобы восстановить в нем все его ресурсы, и что немаловажно, послужить поводом для переосмысления самого себя. Какие мы вне привычного круга и рутины? Что увидит в нас Господь, когда мы расслаблены и не обременены заботами? Понять это можно и нужно не только во время церковных постов. Для этого хватит и маленького отпуска, который действительно может изменить и нашу с вами жизнь.

Искренне желаю всем с пользой провести свои дни отдыха и набраться сил для новых открытий и совершенствования в себе христианского духа.

Священник Андрей Коровин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 1 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ