Виктор Вербкин: Важная миссия прессы – хранить «межу, проведенную отцами нашими»

2013 год для отечественной прессы начнется с юбилейной даты: 13 января, в День российской печати, она отметит свое 310-летие. Эта дата берет свое начало с момента издания первой российской газеты «Ведомости», основанной Петром I. Так что повод поговорить о том, как обстоят дела на поприще современной прессы и какое место в ней занимают православные издания, даже очень весомый. Сегодня наш собеседник – лауреат Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле», член Союза журналистов России Виктор Алексеевич Вербкин. Ныне он является директором газеты «Оскольский край» – одного из молодых местных изданий, которое все более уверенно занимает свое место в информационном пространстве нашего округа.
После окончания журфака МГУ в 1977 году Виктор Алексеевич работал в системе ТАСС – в Киргизии, позднее – пресс-секретарем первого Президента этой республики Аскара Акаева, после распада СССР вернулся на родную Белгородчину, в Старом Осколе трудился в газете «Зори», возглавлял редакцию «Электростали» и телекомпанию ОАО «РТТ» – 9 канал, руководил пресс-службой администрации города. Несмотря на солидный журналистский стаж, у него не случилось, как часто это бывает, профессионального выгорания. Обладая разносторонними познаниями, он по-прежнему полон идей и планов. В кругу журналистов Виктор Алексеевич известен требовательностью к коллегам и скрупулезностью в работе с фактами. С его участием подготовлено и издано несколько фотокниг: «Старый Оскол», «Православные храмы земли Оскольской», «Под защитой иконы Пресвятой Богородицы» и другие. В последнее время Виктор Алексеевич увлекся краеведением, историей своей малой родины, его интересует тема духовного возрождения русского народа. Два года назад в газете «Оскольский край» появилась постоянная рубрика «Лампада», материалы которой посвящены истории местных храмов, строительству новых, православным традициям оскольчан.

– Какое место в Вашей жизни занимает вера, Церковь?
– Крещен с детства. Но, как говорится, невоцерковлен. Родную сестру отца тетю Машу, которая была глубоко верующей, называли в нашем селе «монашкой», хотя она не была в постриге. Ее небольшая изба, в одну комнату, была заставлена старинными изданиями Библии, отдельными томиками Евангелия, другими религиозными книгами. Я бегал подростком к тете Маше, читал у нее эти книги. До сих пор ощущаю их аромат, помню их старые тяжелые обложки. Было, конечно, много икон. С детства выучил молитву «Отче наш». В нашем доме тоже были святые образы, папа всегда крестился на них перед едой. Две иконы – Богородицы и святого Николая Угодника – до сих пор храню в родительском доме. Хотя, конечно, меня не заставляли креститься и молиться, религиозно не воспитывали. Когда был студентом МГУ, то прочитал особенно много книг по религиозной тематике, у меня есть неплохое собрание альбомов, книг по древнерусской иконографии – Феофана Грека, Андрея Рублева, других мастеров иконописи. В Загорске, ныне Сергиевом Посаде, я проходил свою первую студенческую практику в местной газете и практически каждый день бывал в Троице-Сергиевой Лавре, на службах слушал молитвы. Но это нельзя рассматривать как мою тягу к вере, интерес был не религиозный, а скорее эстетический, гуманитарный.
– А сегодня Вы в церкви такой же сторонний наблюдатель?
– Естественно, я меняюсь, не очень быстро, но сегодня у меня несколько другое восприятие и понимание. Порой думаю: а почему я должен принять то, чему учит православная вера, поверить в это всецело? И сам себе отвечаю: это все-таки тысячелетняя история моей страны, это не возникло сегодня или вчера. Моя нация, к которой я принадлежу, прошла свою историю с этим огромным миром православной веры. Мне близки многие строки Библии, из Ветхого и Нового Заветов. Эта книга – тот собеседник, у которого ты можешь найти объяснение всей своей скоротечной жизни, оценки, имеющие вечную ценность. Читая Библию, нахожу пронзительные формулы нашего бытия. И все-таки думаю, что процесс возвращения к вере даже для нашего народа, исторически укоренного в православии, не будет массовым и быстрым.
– Церковная тематика продолжает быть востребованной, светские издания все чаще обращаются к ней. Как Вы думаете, с чем это связано?
– В советский период церковная тема если и присутствовала в печати, то крайне однобоко. Сегодня религия и Церковь вновь стали в нашей стране активными и полноправными субъектами общественного бытия. Появление религиозной журналистики – это результат тех типологических, социальных и идеологических изменений в обществе, к которым привела перестройка. Ярким примером является и наш город. Настоятелю Александро-Невского собора отцу Алексию Зорину удалось верно почувствовать нарождающиеся потребности людей. Он начал успешно развивать информационную службу прихода, которая представлена сегодня газетой и сайтом. И это достойно высокой оценки как новое явление в старооскольской прессе.
Конечно, для местной светской журналистики религиозная тема – до сих пор terra incognita, непознанная сфера. Мы в городских изданиях, на мой взгляд, в основном не идем дальше простого описания праздничных дат, икон, констатации тех или иных событий церковной жизни. А надо бы уже смотреть глубже, выходить на серьезный диалог, дискуссию с читателем о значении религии в жизни человека и общества, раскрывая в этих процессах и гармонию, и противоречия. Это непростая, в чем-то даже неподъемная на нынешнем этапе профессиональная задача для нашей прессы. Это замечание, естественно, отношу и к «Оскольскому краю».
– Как полагает журналист Александр Щипков, много лет занимающийся религиозной тематикой, формально религиозная журналистика ничем не отличается от журналистики как таковой. Одни и те же профессиональные и этические принципы работы. Однако, по его мнению, есть одно существенное отличие: глубина мысли и, соответственно, результат журналистского труда пропорциональны личному религиозному опыту журналиста. Не имея такого опыта, писать о религии чрезвычайно сложно, почти невозможно. Наверное, поэтому корреспонденты светских изданий ограничиваются лишь отражением каких-либо событий, связанных с церковной жизнью.
А каков вообще уровень современных СМИ, насколько они изменились за прошедшие 20 лет, какие вы видите в ней плюсы и минусы?
– За годы, когда открылись шлюзы реформ, в мире отечественных СМИ, как мы все видим, практически все перевернулось. Вместо монопартийности – многопартийность изданий. Плюрализм форм собственности в медиасфере – частная, государственная, муниципальная, общественная… Пришли новые издательские технологии, изменились способы верстки, дизайн, появилась многоцветность изданий. Журналисты стали обращаться к темам, которые считались ранее запретными, в том числе стали писать и о церковной жизни.
За минувшие 20 лет в Старом Осколе, по моим подсчетам, в свет вышло более 150 газет и журналов – общественно-политических, развлекательных, рекламных, корпоративных, для детей, любителей кошек и кроссвордов, предпринимателей, домохозяек и т.д. Но в силу экономических трудностей, неумения верно оценить информационные запросы аудитории и нехватки профессиональных кадров большинство изданий оказалось недолговечным.
Надо отметить и еще один плюс нового времени: исчезла иерархия СМИ. Местные газеты в правовом отношении ныне стоят наравне с региональными и федеральными. С точки зрения творческой какие-то федеральные издания выше, интереснее, содержательнее местных, но не всегда и не все. Сохраняются и у нас традиции хорошей журналистики. На мой взгляд, яркие кадры собраны в пресс-центре ОЭМК, есть способные журналисты на 9 канале, в газете «Православное Осколье». Но проблема в том, что все это не создает общего уровня мастерства. Сегодня кадровая катастрофа настигает все сферы жизни. Не случайно губернатор Евгений Савченко недавно сказал, что мы погружаемся в мрачное состояние непрофессионализма. Однако в моем понимании решение проблемы кадров – не вопрос создания очередного департамента или управления, это проблема нашей общей культуры. Деградирует культурная ткань нации – а вслед и одновременно деградируют кадры.
Применительно к местным СМИ – это ужасно, когда в редакцию приходят люди, которые, к примеру, открыто заявляют, что им ни к чему знание русского языка. И при этом не стыдятся именовать себя журналистами.
Формирование культуры невозможно без правильного взвешивания, что есть профессионализм, а что есть халтура, работа для галочки. Как сказано в Библии, «неверные весы – мерзость перед Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч. 11,1). Надо иметь верные весы для оценки и ими руководствоваться. Если человек умеет работать профессионально, то он должен чувствовать, что это востребовано обществом, тогда это будет движение вперед. А когда у нас неверные весы, то, безусловно, ничего путного не получится.
– Какая журналистика востребована сегодня обществом, и отвечает ли она запросам читателей и зрителей?
– Может показаться – та, которая удовлетворяет самые низменные вкусы масс. Но это заблуждение. И слава Богу, что таких изданий «в чистом виде» в Старом Осколе давно уже нет.
В первую очередь пресса должна выполнять высокую социальную миссию – служение общественным интересам, а не рынку. Увы, сегодня очевиден процесс коммерциализации СМИ, они заполнены платными, заказными публикациями, зачастую далекими от интересов массовой аудитории. Мы получили пиарналистику – по терминологии профессора Короченского – вместо журналистики и потеряли доверие читателя. Он почувствовал подмену и все более перестает выписывать и читать газеты. И нет однозначного рецепта, как восстановить это доверие. Издавать газету, не имея денег, невозможно, в то же время сегодня маловероятно заработать эти деньги только на социальной роли прессы. Замкнутый круг. Ситуация подталкивает к парадоксальному выводу: без поддержки государства местная пресса, социально ответственная и ориентированная на широкую аудиторию, сегодня пока не может существовать. В связи с этим хотел бы отметить, что администрация Старого Оскола занимает именно такую продуманную позицию, старается помочь хотя бы тем газетам, соучредителем которых она выступает. При этом важно, чтобы власть понимала особенности функционирования прессы, в частности, объективную необходимость критических материалов, которые, разумеется, должны быть не эмоциональными выкриками, а взвешенным разбором проблемной ситуации.
– А как вы относитесь к тому шквалу критики, которая обрушилась на Русскую Православную Церковь в последнее время?
– Наша Церковь, как могу судить, никогда не существовала полностью в благоприятных условиях. Ни прежде, ни тем более ныне. В условиях глобальных информационных технологий, таких, как интернет, которые позволяют одномоментно высказать свое мнение огромной массе людей, даже несколько однотипных критических материалов или высказываний производят впечатление шквала. В то же время РПЦ, по крайней мере, ее священники объективно не должны давать повода для пересудов, как об этом заметил на днях Святейший Патриарх Кирилл.
С другой стороны, скажите: а что в последние годы из нашей национальной идентичности не подвергается поношению и оплевыванию? Мы гордились классической русской литературой, балетом, космическими, спортивными достижениями, армией, великими победами своих отцов и дедов, наконец, таким уникальным качеством нашего народа, как его соборность, и этот ряд можно продолжать – но все это стали развенчивать, превращать в пошлый анекдот. РПЦ сегодня – наиболее яркий выразитель нравственной основы общества. Наши противники обнаружили, что Православная Церковь становится авторитетным институтом, начинает занимать весомое место в обществе. Нападки на Церковь можно рассматривать как последний шанс для наших врагов в их усилиях расшатать теперь уже Российское государство.
У Соломона есть такие слова: «не передвигай межи давней, которую провели отцы твои». Нападки на РПЦ наших доморощенных либералов – попытка передвинуть эту межу. Православная Церковь – та межа, которую провели наши отцы, которая упорядочивает нашу жизнь, направляет ее, придает ей стабильность и соразмерность. Если наши враги эту «Брестскую крепость» возьмут, то не исключено – рухнет и нация, и будущее нашего народа.

Беседовала Светлана Воронцова

One thought on “Виктор Вербкин: Важная миссия прессы – хранить «межу, проведенную отцами нашими»

  • 14.01.2013 в 17:40
    Permalink

    Каждый должен заниматься своим делом: власть – управлять, ученые – заниматься наукой, журналисты – быть нервной системой общественного организма, прокуратура – охранять закон от покушений мошенников, а не от нищих врачей-учителей. Ну и так далее. Всему должно быть свое место и свой порядок. Как в советском мультике «Двенадцать месяцев»: хочу, чтоб после декабря наступал январь, а после зимы – лето, а не наоборот, как сплошь и рядом в нашем государстве. Где вопрос о ядерном могильнике вместо народа решают имитацией референдума подневольные люди, привезенные для «одобрямса» на автобусах.
    И дальше по тексту читайте статью Олега Гладышева «Опиум для народа» растет в цене” в воронежской политгазете http://politgazetavrn.ru/ только все острее и больнее

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 16 = 20