Вера и культура: когда сходятся все линии

01_gl_svnik11 августа сблизились три события. В этот день, когда совершается празднование Рождества Николая Чудотворца, в далеком 1337 году возник духовный источник России – Троице-Сергиева Лавра. Кроме того, ровно 95 лет тому назад недалеко от главной русской обители был основан Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Святитель Николай Мирликийский и Русь

Николая Угодника очень любили и любят в нашей стране. Неисчислимые рассказы из его жития стали достоянием многих поколений православных людей. Молитвы возносятся святому ежечасно от Камчатки и до Балтийского моря. Сказания и притчи о сострадании святителя бедным и попавшим в беду христианам народ передавал на протяжении веков.
Вот типичный пример: «Два брата отправились из села своего Лютово на ярмарку. Ехали они почти три дня с ночевками и остановками. Путь до города оказался неблизким. Младший брат Иван постоянно молился святителю Николаю и надеялся на заступничество его перед Господом Иисусом Христом в дороге. Старший же Аким, считая себя человеком разумным и не отвлекающимся на «придумки попов», предпочитал, когда брат молится, подтрунивать над ним и насмехаться. Неожиданно пошли сильные дожди. Шлях захлестнули потоки мутной воды, и крестьяне застряли в непролазной грязи. Казалось бы, подтолкни телегу, так и выедешь на сухое место. Но, как ни старались братья, вытащить обе телеги не могли. Не хватало усилий еще одного мужчины. И вот Иван вновь вознес мысли к Николаю Чудотворцу, ходатайствуя о помощи. И вдруг на дороге объявился сухонький старичок с белой бородою и котомкой странника на плечах. Несмотря на то, что дедушка не виделся таким уж и крепкоруким, он сперва помог вытащить телегу младшему, а затем и старшему брату. Когда они добрались до пригородного хутора, старец распрощался и собрался уходить, отказавшись от всякого вознаграждения за подмогу. Тогда Иван обратился с просьбой: «Назови хотя бы имя, чтобы я знал за кого молить Господа!» Седобородый улыбнулся и сказал: «Николай я! Из славных Мир Ликийских». Аким со страхом молвил: «Но лишь Иван взывал к тебе, отче. А я хулил и похохатывал. Мне же зачем помог?» На что старец ответствовал: «По молитвам брата твоего и тебе воздалось!» А затем исчез…
И с тех пор не было в Лютово более усердного прихожанина, чем Аким. А перед иконой святителя Николая Чудотворца он неизменно молился с особым усердием и слезами».
Мне это повествование в детстве сказывала мама, которой поведала его бабушка. Вот так, пусть и на бытовом уровне, русский народ чтил Николая Угодника.
Но вот того же нельзя зафиксировать в российской элите. После западнических «реформ» Петра I и установления неусыпного контроля государственной власти над Церковью правящие слои посчитали, что, мол, и святых в Православии излишек, и земель у монастырей избыток, и Церковь – оплот мракобесия. И в XVIII веке, при Екатерине Второй, Рождество святителя Николая исключили из списка общецерковных празднований. А ведь известно, что именно святитель Николай издревле, еще с эпохи Византийской империи, признавался покровителем державности.
Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.
У нас празднование Рождества Николая Чудотворца известно по летописям с XIII века. Текст праздничной службы святому, составленный в Великом Новгороде и дошедший до нас, относится к XVII веку. Список, возможно, с данной рукописи обнаружился и в библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он датируется 1723 годом. В главном монастыре России сохраняли, что через некоторый промежуток времени подвергнется гонению со стороны «образованного» общества и «цивилизованного» государства…

Дар преподобного Сергия

XIV столетие оказалось лихой порою на Руси. Войны и мятежи кипели и растекались по всей территории. Ратовались князья промеж себя, татаро-монгольское иго давило на Землю Русскую, литовцы приходили с набегами, пожары и болезни мучили население. Не следует забывать, что тогда и разработанных человеком угодий имелось явно негусто. И поэтому основание любого монастыря было важным не только в плане духовного окормления округи, но и в ракурсе реального освоения природного пространства, преумножения пахотных площадей и физического выживания этноса.
В 1337 году Сергий и Стефан в чащобе, где скорее встретишь зверя, чем человека, основали скромную обитель, коей предстояло стать краеугольным камнем в строительстве и русского государства, и культуры. Ныне мы отмечаем это знаменательное событие 11 августа. Духовный центр, возникший под Радонежем, определил течение истории России на века вперед.
1380 год и Куликовскую битву невозможно оторвать от детища Сергия Радонежского. Святой благословил поход великого князя Димитрия Ивановича против Мамая. Монахи и богатыри Александр Пересвет и Родион Ослябя, сложившие головы за Родину на поле брани у Дона и Непрядвы, пришли из Троицкого монастыря в русское войско…
В 1422 году сербские монахи, прибывшие из Косово (захваченного турками), построили каменный Троицкий собор в монастыре. Так переплелись судьбы России и Сербии – православных стран.
В Смуту поляки шестнадцать месяцев (1608-1610 гг.) пытались захватить обитель, но монахи и воины доблестно выдержали осаду.
02_lavraА еще Лавра освятила творчество знаменитых духовных писателей, таких как Епифаний Премудрый, Максим Грек и Авраамий Палицын. И нет русской культуры без их творений. И нельзя от нее отделить и творчество иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного.
Троице-Сергиева Лавра – наш мост через бездны истории. Исключи сей дар преподобного Сергия Радонежского России, и мы обеднеем так, что имя своей нации не защитим. И потеряем все, накопленное предками на поприще Православия и культуры.

Абрамцево – источник вдохновения

03_abramcevoСейчас Троице-Сергиева Лавра окаймлена городом Сергиев Посад Московской области. Недалеко от него располагается Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
До XIX века село Абрамцево было помещичьим владением, особенно ничем непримечательным. Но в 1843 году усадьбу купил С.Т. Аксаков – писатель, мемуарист, литературный критик и отец философов-славянофилов Константина и Ивана Аксаковых.
Сергея Тимофеевича Аксакова мы в основном знаем по произведению «Детские годы Багрова-внука». Кстати, в 1858 году в приложении к этой автобиографии была напечатана впервые сказка «Аленький цветочек», которую в наше время по мультфильмам и книжкам дети узнавали раньше, чем о жизни самого Аксакова.
Абрамцево Сергей Аксаков обожал. Мне кажется, что оно грезилось писателю как некое подобие милого аленького цветочка, невероятным чудом возросшего посреди российских полей и лесов.
Укромный уголок Руси при С.Т. Аксакове посещали известнейшие люди и друзья: писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин и другие.
После смерти Сергея Тимофеевича Аксакова и кончины его старшего сына Константина Сергеевича усадьба пришла в упадок.
Возрождение Абрамцева началось после покупки поместья промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841–1918), выходцем из старинной купеческой семьи.
Жена Саввы Ивановича – Елизавета Григорьевна Мамонтова значительно преобразила жизнь крестьян Абрамцева. По ее инициативе были организованы и больница, и школа для них. А затем при школе намеренно сделали столярную мастерскую, дабы предотвратить уход молодых людей в города, где бывших крестьян ждала доля чернорабочих или низкооплачиваемых слуг.
Савва Иванович сам изрядно тяготел к искусствам: брал уроки оперного пения и пытался рисовать. Меценат поддерживал талантливых русских художников и артистов.
В Абрамцево работали над своими произведениями Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Василий Поленов, братья Васнецовы, Исаак Левитан, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Михаил Антокольский.
Абрамцевской атмосфере мы обязаны появлением картин Виктора Васнецова «Богатыри» и «Аленушка». И серовская «Девочка с персиками» была написана тут же. Репин оформил первый этюд к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в Абрамцево, а абрамцевскому православному храму досталась икона «Спас Нерукотворный» его работы.
Шедевром, вышедшим из-под кисти Репина, считается полотно «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Задумка произведения не исходила из абрамцевских размышлений художника, но отблеск духа Троице-Сергиевой Лавры исключать нельзя. А вот картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (из цикла, навеянного почитанием Сергия Радонежского) непосредственно создавалась в Абрамцево и окрестностях села…
Так в русской истории неразрывно соединяются Православие и русская культура – надежный оплот становления России.

Александр Гончаров,
к.ф.н., доцент кафедры журналистики СОФ ВГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 2 =