Великий пост: прожить и прочувствовать

Завершилась первая седмица Великого поста, и вновь возникают одни и те же повторяющиеся вопросы-претензии. Для чего нужен отказ от скоромной пищи, если можно просто быть хорошим человеком? Для чего эти ваши непонятные длинные службы? А можно просто верить «в душе» без всех этих сложностей? И так далее…

Чаще всего человек, который не желает себя ни в чем ограничивать, не хочет признаться в этом открыто и поэтому пытается все представить по-хитрому. Ведь даже если дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, это все равно не станет причиной, по которой человек вдруг поменяет свое мнение.

Но это не означает, что не нужно на вопросы отвечать, или, по крайней мере, пытаться это делать.

Ограничение в пище – первое, что обращает на себя внимание, когда заходит речь о посте. Зачем? Таким образом, как бы это ни звучало странно, человек проявляет свою человечность. Каждый из нас должен осознать, что он живет не для того, чтобы есть, но ест для того, чтобы жить.

Действительно, совершенно отказаться от пищи невозможно, иначе мы не сможем поддерживать свои жизненные силы, но подходить избирательно к вопросам еды – значит проявлять в себе качества человека как высшего творения Божиего. В этом одно из фундаментальных отличий нас от животного мира, в котором невозможно добровольное ограничение в пище, ведь главным определяющим фактором являются инстинкты, которым и подчиняются животные.

Совершенно очевидно, что вопросы поста, связанные с пищевыми ограничениями, должны решаться каждым верующим индивидуально. И то, что полезно и возможно для одного, будет неприемлемо для другого. Пост дан нам не для того, чтобы мы подорвали свое здоровье. Разумная рассудительность всегда подскажет каждому ту меру, которая будет посильной и не принесет непоправимого вреда.

Но вовсе отказаться от этого инструментария будет в корне неверно. Еда – это одна из фундаментальнейших ценностей человеческой жизни. И внося добровольные коррективы в свой привычный рацион, человек совершает в том числе и духовную работу над собой, осознавая, что еда не цель, но средство, с помощью которого можно достигать в том числе и духовных результатов.

Длинные непонятные службы? И без них будет сложно. Цель поста – это духовное пробуждение, изменение нашего греховно-привычного образа мыслей и действий. Богослужение дает верующим людям правильный настрой, без которого будет очень трудно справляться с собой.

Богослужение Великого поста – это стихия, попав во власть которой, ты ощущаешь всю неисчерпаемость смыслов, обитающих в этом пространстве молитвы. В этот процесс вовлечен весь человек, так как участвуют не только дух и разум, но и тело, которое чувствует утомление, но вместе с этим и обязательную духовную пользу, ведь только то, что мы приобретаем усилием, имеет настоящую ценность.

Да, современный человек не сможет исполнить всю полноту церковных предписаний относительно требований Церковного Устава.  Далеко не каждый имеет физическую возможность посещать 4-5-часовые службы первой седмицы Великого поста. Устав о поклонах, который до середины XVII столетия предписывал совершать по три земных поклона на каждый тропарь Великого канона святого Андрея Критского, не каждый сможет исполнить.

Но определенная мера и этого аскетического делания будет крайне полезна для каждого. Если посещать храм только по воскресным дням, то в богослужебном плане наступление поста можно и вовсе не заметить. Будничные службы имеют самое благотворное воздействие на каждого, кто с верой и доверием обращается к Богу в общей молитве.

Можно ли верить просто, «в душе»? Наверное, да. Но это «в душе» будет нашей самодеятельностью, не имеющей ничего общего с той древнейшей традицией Православия, которое на протяжении столетий сохраняет для каждого верующего драгоценное сокровище церковного Предания, обращаясь к которому, человек получает возможность стать причастником благодати Божией.

Великий пост нужно прожить, прочувствовать. И обязательно будет ответ от Бога. Каждый, кто встанет на этот путь, получит свою награду, потому что «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее» (Евр. 11:40).

Протоиерей Димитрий Карпенко
Фото Дмитрия Зиновьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 1 =