Великий пост – не забег на длинную дистанцию

Скромная трапеза. Художник Сергей Ходоренко-Затонский

Вступая в особое время Великого поста, каждый из нас попадает в атмосферу, которая может быть по-разному осмыслена и прожита на личном уровне. И чем дальше мы продвигаемся по этому пути, тем острее ощущаем. Пост воспринимается каждым из нас по-своему, и исходя из этого, можно выделить несколько уровней восприятия поста.

Самый явный и ощутимый след Четыредесятницы – буквально на поверхности нашей жизни – гастрономический. Когда человек слышит слово «пост», первое, что приходит на ум, это воздержание от скоромной пищи. В посту мы не едим мясо и молоко и в целом воздерживаемся от белковой пищи. Часто такое воздержание воспринимается как основное. Да и дается оно многим людям очень непросто. Действительно, нелегко на протяжении полутора месяцев отказывать себе в привычной пище.

Особенно тяжело тем, кто начинает поститься впервые: много искушений непременно будет связано с «запрещенной» пищей. Неопытный человек может срываться и нет-нет да и вкусить что-то непозволительное. Такие срывы приводят к грусти, а порой даже ввергают в отчаяние. Но это абсолютно неверный настрой.

Если вы оскоромились и съели что-то из того, что не положено есть в эти дни, это вовсе не повод прекращать пост и считать, что все пропало, а дальнейшие усилия лишены смысла. Покаявшись в своей слабости, можно и нужно продолжать соблюдать пост, понимая, что мы от природы слабы и можем не выдержать ограничений в пище. Но это точно не должно становиться поводом для отчаяния и тотального самобичевания.

Бог видит нас всецело и принимает нашу жертву, даже если мы где-то оступились. Не нужно воспринимать пост как бег на длинную дистанцию, а Пасху – как финиш. Мы постимся, ограничивая себя в пище, для того чтобы дать себе возможность сосредоточиться на чем-то более глобальном и глубоком, чем наше повседневное меню. И именно эта сосредоточенность является главной составляющей нашего пути.

Не случайно на первой неделе Великого поста читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, который полон образов из Священного Писания и обращен к душе человека. Порядок и гармония в душе, единение с Богом – это то главное, на что мы должны обратить наше внимание, совершая пост.

Натюрморт. Изображение с сайта forum.optina.ru

Если хотите, этот период – время задавать вопросы и получать ответы. Для чего я живу? Какие у меня отношения с Богом, и есть ли они у меня? Как я молюсь? Что в молитве я прошу у Бога? Что дает мне молитва? Что дает мне мой пост? Это главные вопросы, которые обязательно нужно задать самому себе в этот период. Конечно же, размышлять над ответами нужно не только во время поста. Но в непостные дни мы буквально мыслим иначе.

Мы понимаем, чего нас лишает пост, но далеко не всегда отдаем себе отчет в том, что пост дает нам или может дать. Великий пост может настроить нашу духовную жизнь на нормальный лад. Мы вспоминаем о том, что нужно регулярно молиться, мы, совершая молитву в храме, вновь и вновь осмысляем ее важность для нас.

В посту само время как бы течет иначе. Если мы ограничиваем себя, например, в просмотре телевизора и ограничиваем время, проведенное в сети, то это время мы освобождаем для чего-то более важного. Для чего же? Это время может быть отдано молитве и чтению.

О месте чтения в контексте духовной жизни можно говорить бесконечно. Обустраивая свою духовную жизнь, мы непременно должны черпать вдохновение (именно вдохновение) в хорошей духовной или классической литературе. Не будет лишним наряду с чтением, например, писем отца Иоанна (Крестьянкина) открыть параллельно что-то из произведений Достоевского и на страницах его произведения «Преступление и наказание» в каких-то эпизодах узнать себя и переосмыслить свою жизнь.

Чтение Священного Писания в пост (и, дай Бог, после поста) может стать нашим ежедневным правилом. Читая Евангелие по одной главе в день, мы совершенно иначе будем ощущать себя в этот период. Если чтение всего вышеперечисленного будет находить отклик в нашей душе, можно попробовать записывать свои мысли в тетрадь и вести свой личный дневник поста.

Вообще, ведение духовного дневника многое дает верующему человеку. Примером таких дневниковых записей могут служить дневники епископа Арсения (Жадановского) и преподобного Никона Оптинского. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, вел духовный дневник на протяжении многих лет и любил сравнивать записи одного и того же дня поста в разные годы своей жизни. Так он сам для себя отвечал на главный вопрос духовной жизни: с течением времени что происходит? – расту или стою я на одном и том же месте? И это, пожалуй, главный вопрос, который каждый из нас должен адресовать самому себе. Отвечая на него честно, мы сможем идти вперед, несмотря ни на что, а Господь поможет нам в этом пути.

Протоиерей Максим Горожанкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

70 + = 72

АРХИВ ГАЗЕТЫ