Великий, грозный ХХ век: осмысление исторических реалий

01_dsc_0410О том, какой исторический опыт выстрадан российским обществом за столетний период, выработал ли наш народ иммунитет к революционности, почему коммунистическая идеология стала новой религией нашей страны, о новомучениках и исповедниках веры, прославленных и непрославленных, где искать сведения по церковной истории – об этом шла речь на XIV Международных Иоасафовских образовательных чтениях в Белгороде. Традиционный форум состоялся 21 декабря в духовно-просветительском центре храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он собрал православных педагогов, представителей областной администрации и правоохранительных органов, врачей и духовенство – всего около 300 человек. В их числе – большая группа учителей из Старого Оскола.
Как обозначил в своем приветственном слове митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, общая тема чтений – «1917-2017: уроки столетия» чрезвычайно актуальна и важна для всех нас, так как побуждает ко всестороннему осмыслению реалий и событий трагического XX века и начала нынешнего столетия.
Экскурсом в тему стал для участников чтений фильм Виталия Старикова «За веру Христову…», который рассказал о белгородских новомучениках. В последующих выступлениях противоречивая эпоха предстала с разных ракурсов, каждый из докладчиков постарался дать ей свое осмысление.
Доктор политических наук Константин Николаевич Лобанов полагает, что один из главных уроков 1917 года, который должно усвоить общество, – это осознание опасности резких имущественных и иных социальных диспропорций. Слабая система социальной защиты, бедность значительной части населения, фактически правовое неравенство – все это создает благоприятную почву для так называемых «цветных революций». Поэтому стабильность общества напрямую зависит от способности государства выполнять социальную функцию, а также от наличия национальной идеи, которая несла бы в себе созидательный смысл и смогла сплотить людей.
Последовательную ретроспективу на события Октябрьской революции и ее духовные причины раскрыл протоиерей Леонид Константинов в своем докладе «Взгляд православного священника на события 100-летней давности». По мнению отца Леонида, религия большевизма носила ярко выраженный характер почитания бога. В 1908 году Луначарский написал, что марксизм является пятой великой религией после христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Это религия должна постепенно готовить сознание всех народов к принятию всемирного вождя, способного облагодетельствовать все человечество светлым будущим, золотым веком и раем на земле. Как полагает священник, это древняя идея паразитирует на скудной памяти человечества о своем первозданном блаженстве в раю до грехопадения. Поэтому любому народу нашей планеты не чуждо стремление к той жизни, где царит блаженство всеобщей справедливости, добра и изобилия всяческих благ. Но достичь полноты блаженства можно только со Христом в Царствии Небесном после всеобщего воскресения. Этой полнотой знаний как раз и обладает Православие, с которым и ведет войну противник Бога – сатана.
В какие жесточайшие формы выливалась борьба темных сил с Церковью, на примерах пострадавших за веру священников и мирян рассказал председатель Историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-церковнослужителей Курской епархии иерей Владимир Русин. Работа в государственных архивах и архиве федеральной службы безопасности раскрыла целую галерею судеб людей, которые мучительно искали ответ на вопрос, что происходит с народом и страной. Они порой ошибались, принимая красивую ложь за правду, уходили в обновленчество и вновь возвращались с покаянием в лоно Матери Церкви. И тогда начинался их исповеднический путь. Как пример – жизнь епископа Белгородского Никона (Пурлевского), о которой вкратце поведал отец Владимир. В 1920 году он отказывается поставить свою подпись под протоколом вскрытия мощей святителя Иоасафа, за что «был избит большевиками до бесчувствия». Но затем переходит на сторону обновленцев. В 1924 году он возвращается в Патриаршую Церковь, назначается на Белгородскую кафедру и вскоре по прибытии в Белгород подвергается аресту. Два года Соловецкого концлагеря и три года ссылки в Новосибирск владыка заработал, по сути, за отказ сотрудничать с НКВД, который спровоцировал обновленческий раскол. Расстрелян владыка Никон был в Казани в 1938 году.
О том, какие еще открытия можно сделать, если окунуться в фонды Государственного архива Белгородской области, рассказал его директор Павел Юрьевич Субботин. Он призвал духовенство и мирян активнее исследовать документы, которые позволят в полноте представить церковную историю. В фондах архива можно найти подлинные документы, написанные святителем Иоасафом Белгородским, клировые ведомости с биографическими данными священно- и церковнослужителей дореволюционного времени, старинные фотографии храмов и подшивку местной периодической печати советского периода.
Надо отметить, что, в отличие от других архивов, работа в Белгородском госархиве и получение фотокопий документов осуществляется бесплатно, а выдача заказанных материалов происходит в тот же день. Павел Юрьевич предложил начать разговор о создании в областном архиве фонда Белгородско-Старооскольской епархии, где могла бы сохраняться ее современная история.
После пленарного заседания участники чтений продолжили свою работу на секциях. Их темы были весьма разнообразны. В Белгородской духовной семинарии состоялась научная секция «Духовная школа России на рубеже веков». В образовательно-методическом центре «Преображение» при Преображенском кафедральном соборе педагоги обсуждали проблемы понимания духовности в условиях воспитательного процесса в светском образовательном учреждении. в Белгородской православной гимназии во имя святых Мефодия и Кирилла прошло секционное заседание по теме «Диалог духовного и социального благополучия нынешних и будущих поколений. Опыт семейного воспитания». В сообществе с коллегами со всей Белгородчины старооскольские педагоги представили доклады по темам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Светлана Воронцова



   Революция – время исповедничества

      г.Белгород
      21.12.2016



   Взгляд православного священника на события 100-летней давности

      г.Белгород
      21.12.2016



   Фонды государственного архива, как источниковая база для церковно-исторических исследований

      г.Белгород
      21.12.2016



   Священнослужители и миряне пострадавшие за веру в Белгородской области

      г.Белгород
      21.12.2016


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 5