Великая тайна святых мощей

Ковчег со святыми мощами, которые хранятся в Александро-Невском кафедральном соборе

Еще лет двадцать тому назад в одном из среднерусских монастырей мне довелось услышать легенду о человеке, который своей праведностью и добрыми делами восхитил ангелов Божиих. Они упросили Предвечного Творца даровать ему чудотворение, чтобы тем прославить Его среди других людей. Господь согласился.

Когда ангелы пришли к святому и рассказали о решении Божием, то человек в ответ стал отказываться, пояснив, что такой дар может стать для него соблазном и пищей для огня гордыни – страшнейшего из грехов. Но небесные посланцы долго уговаривали праведника, и он, дабы не обижать их, согласился, но поставил условие, чтобы он сам не знал о происходящих чудесах. Тогда Господь благословил его тень, и на кого бы теперь ни падала она, то тот исцелялся от болезней или угашал свои страсти. Однако праведник ничего не ведал об этом.

Легенда есть легенда, но она есть в Новом Завете: «…так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все». (Деян. 5:15–16). Так Бог показывал всем славу святого апостола Петра и подпитывал веру первых христиан.

Но не только через самого святого и его тень Господь совершает чудеса. Обыкновенные вещи, соприкасавшиеся с телом, наполненном Божественной благодатью, тоже могут быть использованы в чудотворении.

«Храм Бога живаго»

Например, в Ветхом Завете пророк Илия ударом по воде своей милотью заставляет ее расступиться. А затем пророк Елисей так же покоряет водную стихию милотью, оставшейся после вознесения на небеса Илии. (4 Цар. 2:8–14). В Новом Завете же об апостоле Павле читаем, что «на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12).

Малый ковчег с мощами святителя Нектария Эгинского

Однако дело ведь не в вещах и предметах, которыми пользовался святой. Божия благодать пронизывает всего праведника: душу, разум, тело. Всем православным христианам хорошо известны слова апостола Павла: «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:17).

После ухода святого ко Господу благодать не покидает его тело. О том, что через останки его она продолжает действовать, знали и в ветхозаветную эпоху. От прикосновения к мощам пророка Елисея произошло воскрешение мертвого: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:21).

Когда Господь наш Иисус Христос сошел на грешную землю во плоти, то наступило новое время, и уже невозможно стало считать душу спасенной, а человеческое тело святого проклятым, как писали, например, представители «лжеименного гнозиса».

Ковчег со святыми мощами

Догматической основой почитания мощей является учение Церкви о Боговоплощении и телесном воскресении Иисуса Христа.

Преподобный Ефрем Сирин хорошо все разъясняет: «Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса».

Почитание мощей святых христианами начинается еще в первые века от Рождества Христова. Останки святых мучеников, пострадавших при гонениях римских императоров, благоговейно собираются верными и сохраняются. Над гробницами и местами мучений святых воздвигаются храмы.

Надо сказать, что почитание мощей в древней Церкви носило и воспитательный характер. Христиане – воины Христовы, а потому святитель Иоанн Златоуст показывает его с использованием примеров из воинской жизни: «Потому мы вас и привели на самое место святых мучеников, что один взор некоторым образом возбуждает вас к добродетели, и вы воспламеняетесь к такой же ревности. Воина одушевляет одна слава превосходного завоевателя, тем более одушевляет его самый вид завоевателя, особенно если воин, взошедши в самую палатку храбрейшего завоевателя, увидит окровавленный меч, поверженную голову врага, богатую добычу, свежую кровь, каплющую с рук того, кто воздвиг знамя победы, повсюду разбросанные копья, и щиты, и луки, и всякое другое оружие. Подобным образом и здесь военная палатка, и ежели ты будешь смотреть очами веры, то здесь увидишь броню правды, щит веры, шлем спасения, обувь во уготование благовествования, меч духовный и самую главу дьявола, поверженную на землю».

Чтимый образ святого благоверного великого князя Александра Невского

Почитание мощей святых не является идолопоклонством. Оно, как мы видим, есть вера в силу Божию и подтверждение победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Мощи усопших показывают, что святые, следовавшие за Христом во все дни жития своего земного, не оставляют нас и после своего ухода в Царство Небесное.

«Бог, – по слову великого святителя Иоанна Златоуста, – разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».

Фактическое отрицание почитания мощей святых является и отрицанием действия Божией благодати, и человеческим произволом, самовольно ограничивающим всемогущество Пресвятой Троицы, что является откровенной ересью.

Тление и нетление

Но есть одно заблуждение, которое укоренилось достаточно поздно, где-то в XVIII веке, когда распространилось мнение, что мощи – это обязательно нетленное тело святого. На самом деле это не так. Слово «мощи» на греческий и латинский языки сложно перевести как «останки». Оно гораздо более многогранно и даже показывает, что, собственно, мы и почитаем. «Мощи» имеют смысловое пересечение с древними словами, обозначающими силу (мощь) и кости. То есть в мощах проявляется сила Господня, а сами они могут быть и костями, и нетленным телом – все зависит от Промысла Божия.

Ложное и наивное представление об обязательной нетленности мощей после революции 1917 года использовала против Церкви Русской атеистическая пропаганда. Чтобы не заблуждаться и не попадать в сети чужого обмана, православные христиане должны помнить, чем на самом деле являются мощи, а Господь может творить чудеса, даже и через ноготь святого.

Чтимый образ преподобного Серафима Саровского

Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, писал, что «…Православная Церковь никогда не смотрела на мощи св. угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления» (Деян. 13:34–37), все же люди в силу определения Божия: «земля еси, и в землю от идеши», должны подвергаться и подвергаются тлению. Это – истина, выражаясь словами вашими, «открываемая человеку законами природы»…

Сила благодати Божией познается тогда, когда тление, по закону правды Божией и по общему закону окружающей нас природы, уже воздействовало в теле почившего угодника Божия, но остановлено высшею, божественною силою, и оставшиеся нетленные части тела или только одни кости его не только пребывают в целости, но источают исцеления. Это остановившееся тление в смертных останках святых, с источением от них чудес и исцелений и служит для верующих основанием и побуждением к благоговейному чествованию их».

Важно также знать, что нетленными могут быть и антимощи, то есть телеса грешников, которых наказывает Господь. Они, да, остаются нетленными, но чернеют, начинают издавать жуткий смрад, в отличие от настоящих мощей, которые благоухают и из них может исходить целебное миро.

Поэтому профессор Московской духовной академии, узник Соловецкого лагеря, мученик Иоанн Попов (1867–1938) отмечал следующее: «Почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры, и основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей».

Почитание мощей в Церкви Христовой признано VII Вселенским Собором, запретившим строить церкви без их возлагания. Кроме того, утвердилась и практика не совершать Евхаристии без святых мощей. Для того, чтобы это исполнить, мощи святых зашивают в антиминс, который кладут на престол, и на нем совершается освящение Святых Даров.

В Александро-Невском кафедральном соборе города Старый Оскол в ковчегах хранятся частички мощей святых:

  • апостола Варнавы,
  • святителя Иоанна Златоуста,
  • святителя Василия Великого,
  • святителя Григория Богослова,
  • святителя Нектария Эгинского,
  • святителя Игнатия Ростовского,
  • святителя Луки Симферопольского,
  • святителя Филарета Московского,
  • святителя Питирима Тамбовского,
  • равноапостольной царицы Елены,
  • первомученика и архидиакона Стефана,
  • священномученика архидиакона Лаврентия,
  • святой великомученицы Варвары,
  • святого мученика Вонифатия,
  • святого мученика Валерия,
  • святого мученика отрока Феликса,
  • святого великомученика Георгия Победоносца,
  • преподобномученицы великой княжны Елисаветы,
  • преподобномученицы Рафаилы Чигиринской,
  • преподобномучеников, в обители Герасима Иорданского пострадавших,
  • святых мучеников Кипрских,
  • преподобного Амвросия Оптинского,
  • преподобного Феофана Затворника,
  • преподобного Макария Калязинского,
  • преподобного Илариона Затворника, Троекуровского,
  • преподобного Иова Почаевского,
  • преподобного Варлаама Махрищского,
  • преподобного Стефана Махрищского,
  • преподобного Романа Киржачского,
  • преподобной Марфы Тамбовской,
  • Патриарха Александрийского Григория VII,
  • святого исповедника Георгия Тутаевского,
  • святого благоверного князя Петра Муромского,
  • святого благоверного князя Даниила Московского.

Также в соборе есть несколько чтимых образов с частицами мощей святых угодников Божиих:

  • святого благоверного великого князя Александра Невского,
  • преподобного Серафима Саровского, чудотворца,
  • святителя Иоасафа Белгородского.

Примечательно, что икона святителя Иоасафа Белгородского была написана ко дню канонизации самого святителя – то есть сейчас образу уже больше ста лет. С этой иконой проходил крестный ход из Старого Оскола до Белгорода. Иконы преподобного Серафима Саровского и благоверного князя Александра Невского были написаны в 1999 году. Частички мощей этих святых передал собору схиархимандрит Михаил, хранитель Патриарших покоев.

Совсем недавно в храме появился удивительный образ святителя Спиридона Тримифунтского. Он привезен с острова Корфу в 2023 году и подарен благочестивыми прихожанами собору. На иконе закреплена капсула с кусочком облачения святого подвижника.

Отметим, что в Александро-Невском соборе находятся две старинные иконы афонского письма – Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика Пантелеимона Целителя.

От эпохи ранней христианской Церкви до нас дошло понимание того, что во время Божественной литургии в храме молятся не только прихожане, но и святые, мощи которых находятся здесь. Поэтому приложиться ко святым мощам и попросить у святого заступничества перед Господом нашим Иисусом Христом – это благочестивый поступок, да и просто необходимость для любого православного христианина, приходящего на богослужение в тот или иной храм.

Сербский православный богослов XX века, преподобный Иустин (Попович) не зря писал: «Все во всем: тайна святых мощей – в сердце новозаветной всетайны: Боговоплощения (ср. 1 Тим. 3:16), ведь всецелая тайна человеческого тела объяснена воплощением и вочеловечением Бога: Богочеловека Господа Иисуса Христа. Отсюда благовестие, всеблаговеcтие о теле: “Тело… для Господа и Господь для тела” (1 Кор. 6:13). А через тело человеческое и вся тварь, вся материя обрела свой божественный смысл, богочеловеческий всесмысл (ср. Рим. 8:19–23). Ведь человеком, освященным в церкви святыми тайнами и святыми добродетелями, освящается, охристовляется и тварь, и материя».

Александр Гончаров

Фото диакона Георгия Гильфанова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

85 − 80 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ