Валерий Золотухин. Путь Бумбараша

Кино – искусство довольно молодое. Прошло всего лишь чуть более 125 лет с момента самого первого киносеанса в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов. Предшественником кино был театр. Но в Россию он попал из Европы только в 1672 году при царе Алексее Михайловиче. Русский правитель, как человек благочестивый, рассматривал его в качестве альтернативы скоморошьим представлениям, которые часто носили глумливый и даже богохульный характер. Кроме того, ватаги скоморохов «прославились» откровенным насилием над зрителями: «Ах, вы не хотите смотреть наше действо, тогда мы вас побьем!» Из европейского театра же русские позаимствовали пьесы, созданные по мотивам библейских сюжетов.

В России театр развивался успешно, репертуар его становился все более и более светским. Религиозность была отодвинута в сторону, а на первый план вышли любовная, героическая и бытовая тематики. Однако для большинства тех же крестьян он оставался ненужной нелепостью, заядлые театралы принадлежали к городским сословиям. Неслучайно, что после революции 1917 года, когда появилась мода на поездки агитационных театральных трупп на фронт, происходили весьма смешные казусы. Например, красноармейцы, просмотревшие несколько спектаклей, потребовали выгнать одну из актрис (специализировавшуюся на ролях возлюбленных и невест): «Она вчера за одного замуж выходила, нынче за другого, а завтра за третьего пойдет? И почто вы такую вертихвостку в театре держите!» Как знать, не был ли среди них прототип героя культового советского фильма-трагикомедии «Бумбараш» (1971), где главную роль сыграл замечательный актер Валерий Сергеевич Золотухин.

Валерий родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Алтайского края. А на следующий день началась Великая Отечественная война. Конечно, военные годы маленькому Валере вряд ли запомнились, в отличие от послевоенного времени. Деревенская жизнь совсем не предполагала, что Золотухин станет в будущем актером. Его отец был председателем колхоза, и рациональнее предположить, что выросший Валерий пойдет по его стопам. Но все случилось иначе. Школьником Золотухин полюбил театр. Он очень рано решился принимать участие в театральных постановках, которые проходили в здании местного клуба, сложенном из бревен разобранной коммунистами церкви.
Потом Валерий уехал учиться в Москву, поступив на отделение музыкальной комедии ГИТИСа (Государственного института театрального искусства) в 1958 году. Театральная судьба его сложилась вполне удачно. С 1964 года и до самой смерти в 2013-ом Валерий Сергеевич Золотухин проработал в Театре на Таганке актером, а в последние годы и художественным руководителем. Сотрудничал актер и с другими известными театрами, периодически подключаясь к их спектаклям.

На сцене Золотухин сыграл множество ролей, все их, пожалуй, и не упомнишь. Он выходил к зрителям то в образе то Гришки Отрепьева (в «Борисе Годунове»), то Моцарта, а то и Сальери (в постановках по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина), то профессора Преображенского (в «Собачьем сердце» М. А. Булгакова).

Все-таки всесоюзное признание своего таланта массовым зрителем Валерий Сергеевич получил не в театре, а в кино. Даже первая роль бойца Красной Армии Петьки Трофимова в художественном фильме режиссера В. Назарова «Пакет» (1965) привлекла внимание зрителей. Можно сказать, что именно игра в «Пакете» предопределила появление Золотухина уже в музыкальной телекартине «Бумбараш» (1971) и цикле советских детективных фильмов: «Хозяин тайги» (1968), «Пропажа свидетеля» (1971) и «Предварительное расследование» (1978). Герои этих произведений: Бумбараш и участковый милиционер Василий Сережкин, воплощенные на экране Золотухиным, подкупают нас своей искренностью чувств и теплотой души.

Впрочем, если советский участковый представляется личностью цельной, знающей, чего она хочет, то Бумбараш – противоречив и склонен к буффонаде. Но сами эпохи, отраженные в фильмах, сами жанры кино диктуют это. Действие картины «Хозяин тайги» разворачивается в спокойные годы жизни в СССР, а вот в фильме «Бумбараш» события происходят в эпоху гражданской войны, когда перевернулись и быт, и сознание, и распалось мирочувствование на драные куски. Бумбараш, возвращаясь из австрийского плена домой поет:

Наплевать, наплевать, надоело воевать,
Ничего не знаю, моя хата с краю.
Моя хата маленька, печка да завалинка,
Зато не казенная, а своя законная…

Однако революция уже произошла, и Россия погрузилась во внутреннюю бойню: «красные» против «белых», «белые» против «красных», а «зеленые» вообще выдвинули лозунг «Бей “белых”, пока не покраснеют, бей “красных”, пока не побелеют». Так что ухнули мечты Бумбараша о завалинке в грозную бездонную пропасть. Бумбараш пытается вырваться из этого заколдованного круга, но теряет все: и любовь, и надежды на справедливость, возможно, и саму жизнь, ибо финал картины открыт. Бумбараш совершает месть, уничтожив убийцу своей возлюбленной Вари, но идет в неизвестность, в сторону отряда «красных», ложно его подозревающих в сотрудничестве с врагом. Так что выживет герой или будет расстрелян, хотя и не виновен, любитель кино не узнает никогда.

Милиционер Василий Фокич Сережкин живет проще Бумбараша. Как раз хата и завалинка у него есть. Сережкин гордится своей работой. Он борется за справедливость потому, что считает, что каждый имеет право на нее. Сережкин не эпический витязь, он обыкновенный человек с умной хитринкой в глазах, имеющий честь и совесть и дорожащий ими.

Актерская работа Валерия Золотухина в фильме режиссера Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» (1979), где он сыграл Моцарта, впечатляет. Этот Моцарт очень напоминает вашего соседа, которого подозревать в гениальности очень сложно, не услышав волшебных звуков его мудрости. Моцарт Золотухина – это парень с нашего двора, в нем есть черты Бумбараша. И образ Моцарта так же прост и трагичен. И знаменитая фраза: «А гений и злодейство – две вещи несовместные. Не правда ль?» – звучит у Золотухина без вычурности и надрыва, легко и естественно. Моцарт – гений, верит в гениальность всех людей и, конечно же, Сальери – друга, композитора и своего убийцы. Любопытно, что антипода Моцарта, то есть Сальери, сыграл великий актер Иннокентий Смоктуновский.

Жизнь самого Валерия Золотухина протекала, если угодно, «по-бумбарашевски». Он с головой погрузился в бытие театрально-киношного бомонда. Снимался в фильмах, исполнял песни за других актеров в кинокартинах (см. «Иван Васильевич меняет профессию»), озвучивал мультфильмы, писал книги. Три раза был женат и имел трех сыновей от разных супруг. Золотухин дружил с Владимиром Высоцким, с такой же неприкаянной душой, как и он сам. Беспощадно трагическим событием для Валерия Сергеевича явилось самоубийство среднего сына Сергея, ударника группы «Мертвые дельфины», в 2007 году. Утешением для Золотухина стала вера в Бога и общение со старшим сыном – Дионисием (Денисом), священником Русской Православной Церкви.

Поиски Бога Золотухин-Бумбараш начал, вероятно, в 80-х годах прошлого столетия. Что послужило тому причиной – точно не ясно. Сам Золотухин об этом как-то умолчал. Влияние старшего сына на актера стало сказываться позднее.

В 2004 году Валерий Сергеевич снялся в качестве ведущего в документальном сериале «Земное и Небесное». Он признавался, что тогда по-настоящему понял и оценил подвиг новомучеников Церкви Русской. А в 2003-м Золотухин сыграл роль в одной из историй сериала «Спас под березами». Его персонаж – спившийся сантехник Толян Жмухин, лгун и вор, не живет, а существует, третирует семью, обижает любящего его сына-юношу, нагло обманывает заказчиков. Все меняется по Промыслу Божиему, когда Жмухин крадет в храмовой лавке бумажную икону с целью ее продать или обменять на спиртное. Под негласным влиянием Божией Матери Анатолий решает, нет, не стать святым, а зажить по-человечески, без лжи и лени. Он не прекращает пить, но отказывается от безудержного потребления алкоголя, потом идет по заказчикам и исправляет все свои сантехнические недоделки, работая и ночью. Ему удается вернуть уважение семьи и расположение знакомых.

В 2004-2005 годах Золотухин сыграл роль кающегося вампира, трудящегося мясником, в фильмах «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Он знал, что этот персонаж отнюдь не безобиден для духовной жизни, а потому пытался найти оправдание для самого себя в аргументах ума, да и у других людей тоже…

В 1991 году Валерий Золотухин, получив гонорар за книгу «Дребезги», решает построить храм в родном селе. Он надумал это сделать в качестве покаяния за грехи отца, разрушившего совместно с односельчанами дореволюционную церковь. Храм строился почти 12 лет. «Реформы» превратили деньги в порошок. Золотухину пришлось постоянно собирать все новые и новые суммы на строительство. После освящения Покровского храма в Быстром Истоке Валерий Сергеевич прожил еще десять лет. В одном из интервью он сказал: «Я же ведь говорю, что ИДУ к Богу, еще не пришел до такой степени, чтобы самонадеянно объявить, что я познал Бога, как это делают некоторые. Нет, я ХОЧУ БЫТЬ ВЕРУЮЩИМ, верю, но только иду, я – на пути».

30 марта 2013 года Валерий Сергеевич Золотухин скончался. По завещанию его похоронили на территории храма, построенного им самим. Но мы не знаем окончания его пути. Остается надеяться только на милость Божию. Финал, как и в «Бумбараше», открыт…

Александр Гончаров

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 3