Валерий Черкашин: «Молись и трудись, да поспешай медленно»

Человек – легенда. Фото Николая Черных

Что означает выражение «скрипка Энгра»? Что такое диалог культур? И как это будет звучать на латыни? На эти и другие каверзные вопросы способны были ответить вундеркинды Старого Оскола еще задолго до появления телепрограммы «Умники и умницы». Несомненно, среди них – ученики Валерия Ивановича Черкашина.

Его знают и любят выпускники и студенты старооскольских вузов и ссузов, с теплотой вспоминают директора дошкольных, высших учебных заведений и домов культуры. Удивительный человек, он положил свою жизнь, чтобы воспитать достойное поколение. Попробовать себя первопечатником в местной типографии и поучаствовать в реконструкции храма – вот два обычных пункта его воспитательной доктрины. О непростом пути педагога и судьбах учеников размышляем вместе с Валерием Ивановичем.

Помимо студентов-выпускников, у него два детища – Старооскольский художественный музей и железнодорожная школа-лицей (ныне – школа № 36). Последняя – кузница кадров для многих российских вузов в таких далеких и «лихих» 90-х. Нередко за отличившимися учениками приезжали преподаватели из столицы, чтобы те не вздумали поступать в другие вузы! Некоторые ребята поступали после окончания школы сразу на два факультета одновременно. Секрет успеха этих ребят знал, пожалуй, только Валерий Иванович. Человек, получивший три высших образования, на своих уроках умудрялся давать ребятам программу третьего курса факультета журналистики, а также – исторического и филологического факультетов.

Немудрено, что любой его 16-летний ученик мог по памяти рассказать житие Иоахима Флорского, а по внушительному роману Николая Шмелева «Сильвестр» написать сочинение на несколько листов.

Валерий Иванович успел побывать завучем в старооскольской художественной школе. Фото из личного архива В.И. Черкашина

Валерий Иванович Черкашин в обязательном порядке возил все свои лицейские классы в Троице-Сергиеву Лавру. По Библии в синей блестящей обложке в железнодорожном лицее он проводил уроки и принимал зачеты. Уже тогда уроки преподавателя Валерия Ивановича Черкашина по краеведению опережали идеи выхода книжной серии «Библиотека белгородской семьи». Так, например, стыдно было не знать рядовому старооскольскому лицеисту о земляке, родоначальнике криминального сыска в России, Иване Путилине и друге А. С. Пушкина, декабристе Владимире Федосеевиче Раевском. Стыдно – Валерий Иванович мог обидеться… Но никогда не обижался. Зато всегда помогал – и знанием, и делом. Встать в 5 утра, чтобы утренним автобусом поехать с ученицей в приемную комиссию Воронежского университета? Легко. Для него, человека, отслужившего в ВДВ, пожалуй, была только одна трудность – перевести девиз этого рода войск на латынь.

– Как вы избрали учительскую стезю?

– Мне посчастливилось проходить службу по призыву в десантно-штурмовой бригаде на Дальнем Востоке, в Монголии и Средней Азии. До армии я успел поучиться в Харьковском авиационном институте, где случайно попал на лекцию по культурологии, что позднее вылилось в поступление на искусствоведческий факультет Ленинградской Академии художеств. Параллельно учился на филологическом факультете Дальневосточного государственного университета.

На обсуждении фильма "Андрей Рублев". Фото из личного архива В.И. Черкашина

– Старый Оскол – город, где жизнь каждого остается в истории. Свидетелем каких событий Вам посчастливилось стать?

– В 1988 году мы с работниками культуры в рамках просмотра фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» в Старом Осколе устроили встречу со священником, ныне настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального собора Белгорода, протоиереем Олегом Кобцом. Это было ново, необычно. Мы обсуждали художественные достоинства этой кинокартины. Встреча происходила в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси и работы с историческими материалами, касающимися года основания Старого Оскола.

1988-й можно назвать отправной точкой для возрождения духовной жизни в нашем округе. В этом году после выхода на экраны фильма Тарковского иконописец Андрей Рублев был причислен Русской Православной Церковью к лику святых, а нам в Старом Осколе удалось начать расчистку территории храма Вознесения Господня в Казацкой слободе.

Этому предшествовала большая подготовительная работа. А включала она в себя выдвижение меня кандидатом в Горсовет депутатов. Моя программа состояла из трех пунктов. Первый – проведение в городе Дня славянской письменности и культуры. Я хотел соединить интеллектуально-интеллигентское мировоззрение с православным. Сначала мы провели конкурс в местной газете с вопросами по древнерусской культуре.

Двумя другими пунктами моей программы стало восстановление разрушенного храма и создание городского художественного музея. Я создал клуб «Зодчие», где читались лекции по древней архитектуре и живописи.

Появилась идея создания гуманитарного класса. Она воплотилась сначала на базе школы № 20. Там в своем классе я проводил особую работу с учениками. На уроках мировой художественной культуры постоянно рассказывал ребятам о преемственности культуры Античности, Византии и Древней Руси. Потом вместе с преподавателем В. М. Закревским собрали родителей учеников и предложили совместно выписать журнал «Литературная учеба», где печатался русский перевод Нового Завета. Нередко случались ознакомительные экскурсии в Холковские пещеры, когда монастырь еще не был возрожден.

После этого появилась идея создать отдельный лицей на базе старооскольской железнодорожной школы.

В походе со своими учениками. Фото из личного архива Г. Семеновой

– Как сложились судьбы ваших учеников? Говорят, что все, кто начинал это большое дело по восстановлению храма, не только тогда вдохновили строителей и меценатов, но и по окончанию школы успешно поступили на бюджетные отделения вузов?

– В гуманитарных классах учились дети всех категорий населения. Наш проект не был коммерческим, никаких грантов тогда еще не было. Но были очень интересные абитуриенты. Литературно одаренные студенты из их числа могли написать сочинение в половину тетради за две академические пары.

Однажды ко мне пришел 15-летний парень, пораженный только что прочитанным «Преступлением и наказанием» Достоевского. Позднее он созрел для поступления на исторический факультет, где темой дипломной работы он выбрал «Общее и различия в теориях Н. Федорова и Оригена».

Среди моих выпускников тех лет оказалось впоследствии около двух десятков успешных журналистов. Чуть меньше – историков и выпускников филологического и юридического факультетов вузов. Считается, что «ученик становится на плечи учителя» в попытке получения плодов знаний. В этом смысле два из шести выпущенных мною классов в Старом Осколе меня особенно порадовали: на данный момент некоторые ученики приступили уже к написанию докторских диссертаций.

– Кого Вы сами в академическом плане считали для себя идеалами в юности? Изменился ли этот список сегодня?

– Будучи студентом, я начинал с исследования творчества декабристов. В зрелые годы моими учителями стали Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Н. Я. Данилевский и Л. Н. Гумилев. В литературном плане для меня по достижении 67 лет стало интересным творчество А. П. Чехова.

– Вы преподавали латынь не одному поколению студентов. А какой афоризм вы считаете путеводным лично для себя?

– В качестве универсального афоризма для себя я составил из двух классических высказываний одно: «Ora et labora et festina lente», что означает «Молись и трудись, да поспешай медленно». Сочетание неспешной вдумчивой работы и молитвы и есть путь к Спасению.

Николай Черных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

91 − 82 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ