В защиту веры и Отечества
В XX столетии по планете Земля прокатились две войны – самые страшные в истории, стоившие миллионов жизней и чудовищных разрушений. Люди, отринув благое иго Христово, опустились ниже животных.
В Первую мировую войну армии применяли отравляющие газы, а Вторая мировая брань закончилась ядерными ударами американцев по японским городам Хиросима и Нагасаки. Все это свидетельствует о потере смысла существования человечеством, отринувшим Творца.
«Всякое беззаконие как обоюдоострый меч: ране от него нет исцеления» (Сир. 21:4).
«Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты» (Пс. 61:10).
На день 28 июля 2024 года пришлось стодесятилетие с начала Первой мировой войны, а 1 сентября – 85 лет с момента развязывания Второй мировой. А потому нам и хотелось бы поговорить о православном христианском понимании войны и мира, оттолкнувшись от этих скорбных дат.
Бог не предназначал человека к войне. В раю царил совершенный мир. Преподобный Иоанн Дамаскин так писал о нем: «Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемым кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовонием, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию…»
Сама возможность войны возникла в земном измерении только после изгнания из рая. Без грехопадения люди никогда не узнали бы о кровавых сражениях.
Поэтому святые отцы и православные богословы учат, что в основе любой войны лежат грех, забвение любви и противление Богу. Преподобный Иустин (Попович) все определяет для нас четко: «Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами. “Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?” (Иак. 4:1)». А у святителя Николая Сербского мы находим следующие слова в труде «Война и Библия»: «Грех внушает страх, страх кует оружие. Таким образом, через страх грех готовит войну. О, если бы не этот проклятый страх! Но страх останется, пока есть грех».
Если задуматься, то получается, что шепот искусителя «будете как боги» издревле провоцирует любую брань и междоусобицу. Человек почитает себя свободным от исполнения Божиих заповедей и желает поступать, как ему будет угодно. По сути, война проистекает из-за противления людей Творцу, который их создал, дал им жизнь и повелел любить друг друга.
Христианам предписано бороться со грехом и молиться за мир. Спаситель говорил: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
Сохранился древний комментарий к Евангелию от апостола Матфея, где разъясняется понятие «миротворец»: «Миротворцами же именуются не только те, кто соединяет миром врагов, но и те, кто не помнит зла, – они любят мир. Ведь многие охотно примиряют чужих врагов, но сами никогда от чистого сердца не мирятся со своими врагами».
Однако христианство почитает мир, но не является пацифизмом или толстовством.
Во-первых, святые отцы и учителя Церкви раскрыли, что война имеет два измерения: физическое (телесное, материальное) и духовное, причем именно второе определяет первое: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
Во-вторых, люди никогда не прекратят биться между собой, ибо многие никак не желают вырваться из уз греха, тем самым отрицая самого Господа: «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Суд. 5:8); «Но когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями» (Иудифь 5:18); «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48:22); «Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» (Ис. 42:24–25).
В-третьих, Господь наш Иисус Христос предупреждал, что войнам суждено быть до самого Его Второго Пришествия: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец…» (Мф. 24:6).
Верующий в Бога человек, зная о греховности войн, в то же время не может оставаться в стороне от них. Об этом свидетельствует и первая война, о которой сообщает Ветхий Завет (Быт. 14:1–17). Царь Кедорлаомер с союзниками разгромил правителей Содома, Гоморры, Адмы и др. Праотец Авраам в эту схватку и не собирался включаться. Но оказалось, что победители увели в рабство среди иных захваченных местных жителей его племянника Лота. Тогда патриарх собрал отряд и спас пленных (Быт. 14:14–16).
Уже из этого примера видно, что войны Священное Писание различает праведные и неправедные. Кедорлаомер совершил беззаконное вторжение в чужую землю ради захвата имущества и людей противника, а Авраам (тогда Аврам) своим походом, наоборот, поступил правильно и по милосердию своему.
Фактически противоборство по линии «Кедорлаомер – Авраам» сопровождает всю историю человеческого рода.
Святитель Димитрий Ростовский недаром отмечал: «Ибо двоякая бывает война: одна происходит напрасно и несправедливо обижает, а другая защищает себя и других от неправедного вражеского нападения. Неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: «…кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека…» (Быт. 9:6).
А святитель Филарет Московский так характеризовал праведную брань: «Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, – в защиту правды, веры, Отечества».
Праведная война в Библии далеко не всегда бывает оборонительной. Иногда приходится и наступать на супостата (1 Цар. 15:2–18; Числ. 31:2).
Главным условием праведной войны является надежда на Бога и следование Его заветам. В противном случае битва будет проиграна.
В Библии дословно утверждается: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступите к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор. 20:1–4).
Кроме того, Священное Писание еще учит государства, народы и племена, что можно добиться победы, но проиграть мир, – все рассыплется прахом, если некому станет жить на земле и рождать детей. Потому и существуют запреты на военный призыв: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: “кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее”» (Втор. 20:5–7).
И не надо считать, что это отвлеченный призыв или он действовал только в древнюю эпоху. Демографический провал в России связан с Великой Отечественной войной (1941–1945). В первый год войны погибло слишком много молодых солдат и офицеров (18–25 лет). Из-за чего и возникла проблема с нехваткой мужчин в послевоенные годы.
Вообще, войны наносят страшный ущерб населению. Страдает не только количество, но и качество.
Социолог Питирим Сорокин верно подметил в отношении Первой мировой войны (1914–1918), революции 1917 года и гражданской войны (1918–1922): «Судьба любого общества зависит прежде всего от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию, и все же этим не создадите из нее прекрасного общества. И обратно, общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежития.
Легко понять отсюда, что для исторических судеб любого общества далеко не безразличным является, какие качественные элементы в нем усилились или уменьшились в такой-то период времени. Внимательное изучение явлений расцвета и гибели целых народов показывает, что одной из основных причин их было именно резкое качественное изменение состава их населения в ту или другую сторону.
Изменения, испытанные населением России, в этом отношении типичны для всех крупных войн и революций. Последние всегда были орудием отрицательной селекции, производящей отбор «шиворот-навыворот», т. е. убивающей лучшие элементы населения и оставляющей жить и плодиться “худшие”…»
Фактически, Сорокин не сказал ничего нового, он просто показал на социологическом материале пагубность войн. Святые же нас наставляют, как избегнуть их. Батюшка Иоанн Кронштадтский не случайно разъяснял пастве: «Хотим ли избавиться тягостных и изнурительных войн, будем прилежно упражняться в христианских добродетелях, преимущественно же в христианской любви, которая есть исполнение всего закона христианского, и удаляться пороков: война, как бич Божий, перестанет сечь нас, коль скоро мы исправимся в жизни и будем добродетельны». И эти слова подходят для всех стран и наций, для всех времен и периодов истории.
Александр Гончаров