В Старом Осколе создается хоровое общество
Сегодня многие россияне живут воспоминаниями о былом культурном величии России. Российские музыканты в советское время были лучшими в мире, уровень нашего музыкального образования зачастую был выше, чем в аналогичных учебных заведениях ведущих мировых держав. Народной массовой культуре власти уделяли особое внимание.
Все это было в прошлом. В последние двадцать лет насущность материальных проблем возвысилась до вершины Вавилонской башни – пред ними, кажется, меркнут все культурные запросы общества.
Но после упадка всегда бывает подъем – в том числе и в народной культуре.
Необходимость возрождения хорового искусства в России неоднократно отмечали многие деятели культуры и искусства. 1 февраля 2013 года в Москве состоялось первое заседание оргкомитета, в работе которого приняли участие руководители хоровых коллективов Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов Российской Федерации, представители общественности, министерств и ведомств.
15 февраля 2013 года прошел учредительный съезд Всероссийского хорового общества. Председателем хорового общества единогласно был избран художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Инициатива восстановления культурных традиций распространилась и по российским регионам. 20 августа в старооскольской детской музыкальной школе N 3 состоялось учредительное собрание старооскольского хорового общества. На собрании присутствовали педагоги-музыканты, руководители музыкальных школ, деятели культуры Старого Оскола.
Иван Григорьевич Трунов, заслуженный деятель искусств РФ, хормейстер, много лет возглавлявший Белгородскую государственную филармонию, обратился к музыкантам Старого Оскола с предложением активно участвовать в работе старооскольского хорового общества, рассказал о перспективах создания во многих общеобразовательных школах хоровых коллективов, в которые будут приглашаться учащиеся старших и младших классов. Иван Григорьевич напомнил, что сегодня хоровым пением в США увлечены более 28 миллионов человек разного возраста, большое внимание уделяют этому виду искусства в Германии, Швейцарии, Венгрии и Японии, что в середине 1980-х Россия была одним из лидеров в развитии хорового искусства – только самодеятельных хоровых коллективов было около 30 тысяч.
Присутствовавший на собрании благочинный 1-го Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин пожелал помощи Божией в деле возрождения хорового искусства.
Начальник управления культуры Старооскольского городского округа Людмила Петровна Кравцова предложила председателем старооскольского хорового общества стать заслуженному работнику культуры Анне Евгеньевне Чечневой, в настоящее время заместителю директора по учебно-воспитательной работе 3-й старооскольской детской музыкальной школы. Присутствующие музыканты поддержали предложение аплодисментами, зная Анну Евгеньевну как патриота российской музыкальной культуры, трепетно относящуюся к сохранению культурного наследия родного края.
Возможно, во многих регионах России необходимо заново создавать традиции хорового пения – на Белгородчине этой проблемы нет. Чтобы это понять, стоит посетить, например, трациционный ежегодный Пасхальный фестиваль хоров, на который многие годы съезжаются блистательные хоровые коллективы со всей Белгородской митрополии – церковные и светские. Почти в каждом сельском Доме культуры имеется народный ансамбль песни и пляски. При каждой старооскольской музыкальной школе существует несколько хоровых коллективов, состоящих как из учащихся, так и из педагогов. Поэтому возродить традиции народного хорового пения на Белгородчине не так уж и сложно. Тут вопрос глубже: если в советское время народ был объединен общими идеалами, и это выражалось в народной хоровой культуре, то что сегодня объединит людей?
Приведу высказывание Павла Пожигайло, председателя комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, президента Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, исполнительного директора Всероссийского хорового общества:
– Я считаю, что хоровое пение в стране – это основа ее безопасности, и если бы я сейчас разрабатывал доктрину национальной безопасности России, то одним из первых пунктов было бы возрождение хорового пения во всех средах – в армии, системе МВД, в школах, на заводах. Хоровое пение – это не просто хобби, это в определенном смысле условие выживания нации как нации и государства как государства.
Хоровое исполнение вокализов (песен без слов), безусловно, звучит красиво; но по-настоящему народная песня всегда к чему-то зовет, куда-то ведет. Сейчас народ поет о прошлом. Может, запоет и о будущем, если будет знать, о чем петь.
Константин Алексеев
лучше бы придумали реально полезное объединение…по уборке и благоустройству, например, дворов и города: собирались бы раз в неделю — деревца-цветы там сажали, детям объясняли важность порядка… а поют у нас действительно все — кто в храме, правда, а кто в караоке…