В чем основное отличие Католической от Православной Церкви?

На вопросы отвечает настоятель храма великомученика Феодора Стратилата священник Николай Дубинин. 

– Пожалуйста, объясните простыми словами, в чем принципиально разнятся Католическая и Православная Церкви?

– Дело в том, что до XI столетия и Католическая, и Православная Церкви, собственно, были единой Церковью. И лишь в XI столетии произошла схизма – раскол, когда Папа Римский и Патриарх Византийский друг друга предали анафеме и прокляли друг друга. Вот такая вопиющая размолвка случилась в XI столетии. Вызвана она была рядом причин, среди которых центральное место занимал догматический спор.

Дело в том, что мы, согласно Священному Писанию, исповедуем веру в Единую Троицу – Бога Отца, Сына и Святого Духа. Но при этом Отец и Сын, и Дух Святой есть три отдельных личности.

К сожалению, так уж случилось, но в Священном Писании про Дух Святой сказано весьма мало. Мы буквально по крупицам можем собрать те цитаты, которые указывают, что Дух Святой есть Божественная личность. Например, в деяниях апостольских мы читаем, что Дух Святой напрямую обращается к апостолам. Чаще же мы встречаем упоминания об Отце и, конечно же, о Сыне Божием Иисусе Христе.

К сожалению, нечастое упоминание в Писании о Святом Духе позволило появиться многим сектам, например, секте Свидетелей Иеговы. По сути, это современное воплощение арианской секты III века нашей эры. Ариане считали, что Святой Дух вовсе не самостоятельная личность, а всего лишь некая сила Божия, которая освещает дела Божии.

Конечно, в отличие от ариан и Католическая, и Православная Церкви твердо исповедуют догмат о том, что Отец, Сын и Дух Святой – отдельные ипостаси, и каждая наделена свободой воли и своими личностными качествами. Однако в VII-VIII столетии на западе Европы появляется странная вставка в тексте Символа веры: в отличие от нашего привычного текста, где говорится, что Дух исходит лишь от Отца, католики стали говорить: «… и в Духа Святаго, Иже от Отца и Сына исходящего». То есть в западном христианстве принято считать, что Дух Святой одновременно исходит от Отца и Сына. Но это невозможно, поскольку Дух – это отдельная личность, которая не может одновременно исходить от двух других личностей, иначе бы Он просто потерял все признаки личности и был бы просто некой абстрактной силой.

Когда вдаешься в такие богословские тонкости, понимаешь, почему Церковь Православная не приняла и анафематствовала католическую ересь – филиокве. Это утверждение – вмешательство в природу Бога, которое ставит под сомнение догмат о том, что Святой Дух является личностью. Эта ересь буквально умаляет личностное достоинство Духа Святого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

54 + = 64

АРХИВ ГАЗЕТЫ