В артель оскольских гончаров прибыло…

01_kjd2734865yfgdsКурская Коренная ярмарка в этом году отметилась работами наших мастеров-гончаров. Пожалуй, они – единственные представители нашего региона, которые рискнули приехать на фестиваль в этом году. Наряду с гончарами из Суджи и Ярославля произведения старооскольских мастеров смотрелись очень достойно. Помимо глиняной игрушки здесь были выставлены расписные тарелки, кувшины, окарины, кухонная утварь и всевозможные вазы. В составе делегации старооскольского ЦДПТ были замечены и украинские гончары, керамисты из Славянска. Культура – то, что  выходит за рамки государственных и временных границ, и  позволяет задуматься о вековых скрепах, соединяющих представителей нескольких государств в единый народ. Выходцы из Донбасса  с успехом трудятся в Центре декоративно-прикладного творчества, который представляли на прошедшей Коренной ярмарке. По возвращении ребят в Старый Оскол я заглянул к ним в мастерскую.

«Распрягайте, хлопцы, кони»

Ольга Сергунова, мастер ЦДПТ:
— Мы себя не считаем украинцами, но и отказываться от своей родины не собираемся. Кстати, до революции 1917 года Слобожанщина считалась территорией России. Кстати, «Распрягайте, хлопцы, кони» в России поют так же, как и у нас. Для жителей  востока Украины нет разделения на русских и украинцев. Что касается творчества, то им я начала заниматься на Славянском МАИЗ – единственном в Советском Союзе предприятии по изготовлению изоляторов. Оно просуществовало до развала СССР. Потом в Славянск пришла лепка из глины, затем и живопись. Каждый житель города осваивал ручное производство, чтобы выжить. После переезда в Старый Оскол приобретенные знания и опыт пригодились. Местная природа, я думаю, обогатит и палитру, и увеличит разнообразие  видов новой гончарной продукции. Мои авторские темы сегодня – это цветы и пейзажи. Они не имеют национального колорита, но олицетворяют потребность человека в мире и спокойствии.

Андрей Тимчук, мастер ЦДПТ:
— Карьеров по добыче сырья у нас под Славянском несколько десятков. Еще в ХIХ-ХХ вв. на Украине купцом Кузнецовым были построены 15 заводов по производству керамики. (Кузнецов Матвей Сидорович (1846-1911) – крупный русский купец и предприниматель, из рода старообрядцев – прим. ред.). Впоследствии на их базе в СССР был построен изоляторный завод. Одних только научно-исследовательских институтов тогда работало 4 — в Славянске и Краматорске. При развале СССР крупные заводы закрылись. С ремеслом в руках и с таким материалом нам не оставалось ничего, как вспомнить древнее ремесло гончарства. Глину в наших местах сравнивают с черноземом. В наших краях располагаются залежи белой и бело-зеленой глины. Она – хлеб Славянска. В окрестностях обнаружены следы древнеримских стоянок – промыслом здесь люди занимались издревле. Глина применялась как стройматериал. Из нее делали кирпичи, черепицу. Сейчас ее добывают в Веселовском и Чеслоярском карьерах. Промышленные масштабы подразумевают изготовление штампованных форм. Из этой глины выпускают вазоны, кашпо, санфаянс. Раньше редкое сырье и изделия шли на экспорт через Одесский порт в Европу.

Сейчас более 40 процентов местного населения занято в производстве керамики. Характерной чертой Славянской керамики считается то, что в ней можно кипятить воду на открытом огне. В качестве фирменного значка использовался шахтерский фонарик. До событий 2014 года именно Россия считалась главным покупателем нашей керамики. Сейчас спрос на то, что производят в Славянске, только растет. «Гончарство из зоны АТО», как его называет украинская пресса, сегодня пользуется большой популярностью в Каменец-Подольском, Хмельницком, Львове и Киеве.

Святой Георгий Победоносец – покровитель гончаров

Лучше не начинать лепить из глины, если у тебя плохое настроение, это каждый мастер знает. Все, что ты вылепил первоначально, сохраняет форму. Глина как бы запоминает ее. И как бы ты потом ни старался вылепить другую фигурку из этого же материала, ничего не получится. Библия говорит, что Господь сотворил человека из глины. Не потому ли так и трудно Ему со своим творением. С глиной мастеру и тяжело, и интересно. Глина — живой материал, как и тесто. Мастерство вырабатывается годами, не все начинающие выдерживают. Многие уходят. Если у кого-то  получается – могут последовать заказы на изготовление церковной утвари от монастырей. Кстати, мужской Свято-Никольский монастырь в Горнале никак не может найти мастеров, которые способны сделать сувениры для многочисленных паломников. У тех, кто подвизался в этом деле раньше, глина при обжиге готовых изделий трескалась. Как говорится, не каждому дано… Своим небесным покровителем гончары на Руси считали святого Георгия Победоносца. И нынешние мастера, которые выставляются на Курской Коренной ярмарке со своими работами, каждый год приезжают в святую обитель испросить у Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия помощи в своих трудах.

На круги своя

Сейчас в Старом Осколе наблюдается новая волна развития гончарного искусства. Большинство последователей древнего промысла – мужчины. На старых фотографиях тоже можно увидеть за гончарным кругом чаще мужчин. В их руках изделия хоть и не так изящны, но практичны и удобны. Начинающий старооскольский гончар Александр  Буров считает, что надо постоянно совершенствовать свое мастерство:

— 16 июля собираюсь ехать на конкурс в г.Одоев. Там бывалые мастера покажут, как поставить руки, расскажут о секретах обжига изделий. Предстоит найти нужный состав глины для гончарства. Отрадно, что Старый Оскол, бывший когда-то одним из центров гончарства в Черноземье, не утратил своего значения. Теперь нам предстоит заново возродить этот промысел в родном городе.

Гончара на Руси также называли горшеня, глинник, глинчар, скудельник, и как самая высокая похвала – мастер глиняной посуды. Внимание к горшколепам стали проявлять федеральные телеканалы. Не так давно в эфире Первого канала мастерству старооскольских гончаров был посвящен выпуск программы «Хочу знать!». А телеканал «Культура» представил Старооскольский ЦДПТ в передаче «Пряничный домик».

Старооскольская глиняная игрушка в последнее время стала брендом российского масштаба. Это означает, что по форме, сюжетам, оригинальной форме и колориту ей равных в России нет! Парадокс состоит в том, что промысел является культурным достоянием каждого из жителей города, а вот тех, у кого действительно получается даже скопировать изделия древних мастеров, довольно мало. Пластика древних форм старооскольской посадской игрушки, состав глин, из которых она изготовлена, и по сей день остаются загадкой. До сих пор не разгадана тайна старинных изразцов, остатки которых археологам удалось найти в Холках.

Николай Черных
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =

АРХИВ ГАЗЕТЫ