Успенский храм – тихое пристанище
Успение Божией Матери – один из самых почитаемых в русском народе праздников. Как апостолы собрались со всех концов света, чтобы проститься с Той, что честью выше и славнее Херувимов и Серафимов, так и православный люд стремится в этот день в храмы, чтобы помолиться Пречистой Деве, Которая по успении нас не оставила.
На Руси традиционно этому великому церковному событию посвящали храмы. Наиболее известные – Успенский собор в Киево-Печерской Лавре XI века – «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, и Успенский собор в Кремле XIV века, в нем проходили Земские соборы и венчали на царство.
В Старом Осколе старинный Успенский храм, построенный в середине XVIII века на пересечении современных улиц Ленина и Октябрьской, был разрушен в конце 30-х годов прошлого века. Только в 1994 году вновь появился в городе храм в честь Успения Богородицы. Он был поставлен на кладбище в Каплино. Успенский храм стал первым культовым сооружением, возведенным светской властью после эпохи гонений на церковь. И это было знаменательно, хотя долгое время он как храм жителями города не воспринимался. Считали, что стоит часовенька. Здесь проходили отпевания, люди ставили свечи и уходили. Литургия совершалась раз в год – на Фомину неделю или Красную горку.
В 2000 году настоятелем в Успенский храм был назначен иерей Сергий Поляков. Владыка Иоанн дал благословение созидать при храме общину. Казалось, какой полноценный приход можно создать на кладбище? Храм маленький, зимой в нем холодно, летом – душно и жарко, автобусов мало, ходят редко. Люди, погруженные в свое горе, спешат на могилки, в храм заглядывают редко. Не приучены. Зато на Пасху – весь город на кладбище. Усопших так обильно поминают горячительными напитками, что хоть самим в живых остаться.
– В первые годы на службах людей было действительно мало, но храм не пустовал, – говорит отец Сергий. – Выручали родственники супруги. Они приходили на богослужения, всегда откликались на просьбу помочь. До сих пор они мне подспорье во всем: в подготовке к празднику, в строительных делах. А потом начали появляться и свои прихожане.
Мария Ивановна Мерзликина стала, можно сказать, первой прихожанкой.
– У меня муж умер 22 года назад, и я часто к нему на могилку ходила, – рассказывает Мария Ивановна. Для нее время будто остановилось. – Однажды иду с подругой и вижу: храм утром открыт. Заходим, батюшка литургию служит. Я очень удивилась. Достояла до конца. Потом подошла к кресту и с батюшкой поговорила. Мне беседа на душу легла, и с тех пор этот храм стал моим. Так многие становятся прихожанами: придут, помолятся, пообщаются с отцом Сергием и остаются.
Справедливости ради заметим, что сегодня многие проблемы и неудобства отошли в прошлое. Зимой в храме тепло – проведено отопление, летом свежо – работает кондиционер. И на Пасху уже не встретишь прошлого разгулья. Все больше людей приезжают поминать родных на Красную горку и Радоницу.
Как полагает отец Сергий, чаще всего в его храм людей приводит беда. Кто-то потерял супруга, кто-то ребенка. Жизнь кажется бессмысленной. Ведь смысл они полагали в семье, детях, а Господь вдруг отнял то, что дорого. И люди поначалу не могут примириться со смертью близких и ходят на кладбище раз в неделю, некоторые – каждый день. Кто-то из них замечает, что в храме идет служба, и приходят на нее. От молитвы на душе становится спокойнее. Постепенно мировосприятие людей меняется, жизнь наполняется новым смыслом бытия. Так происходит воцерковление человека и рождается молитвенник за свой род, за живых и усопших.
Сегодня постоянная община храма – около 30 человек. Все пекутся друг о друге. Если кого-то не увидят на службе, обязательно позвонят, поинтересуются: не заболел ли, не случилось ли чего худого? На праздник может собраться и поболее. В этот раз на Успение в храме – 80 богомольцев. Почти все причастились Святых Христовых Таин. Среди них немало юных прихожан. В крестном ходу все ребятишки идут с иконами. Видно, что не в первый раз: знают, как построиться, как нести святые образы. В общем, подрастает молодая смена.
На клиросе у троих певчих – музыкальное образование. Год назад к хору присоединился Алексей Лопатин. В церковном хоре поет с 16 лет. За плечами у него консерватория, аспирантура и два года семинарии. Алексей преподает в школе искусств имени Эрденко по классу домры.
Престольное торжество не завершается крестным целованием. Батюшка приглашает всех на трапезу. В этот раз она выездная, на природе, у Знаменского источника Богородицы в Бабанинке. Живописное место: тут и колодезный сруб, и купель, и мостик через речку, и столы, которые быстро, словно с помощью скатерти-самобранки покрываются аппетитными яствами. Разговение – это же тоже важная часть праздника. Люди общаются, поют песни, кто-то бесстрашно окунается в прохладные воды источника. На душе мир и благодать. Агапа – «вечеря любви» – во все времена важна для христианского общения.
– Сама я хожу в Крестовоздвиженский храм, а на Каплино у меня два брата и муж похоронены, – делится Галина Афанасьева. – У брата сегодня день рождения, пришла помянуть его в этот храм. Батюшка пригласил всех поехать, и я согласилась. Здесь община очень дружная, приветливая, все такие доброжелательные, спокойные.
– Нельзя что-то искусственно создать, – уверен отец Сергий. – Приход – система самоорганизующаяся, инициатива должна идти снизу, не по указу сверху, а батюшка пусть направляет, корректирует и не заслоняет собой Христа. Для меня Успенский храм – тихое пристанище все эти 16 лет.
Светлана Петрова