Урок пещеры Ласко

12 сентября 1940 года на юго-западе Франции, в историческом районе Перигоре, на берегу реки Везер четверо школьников обнаружили пещеру Ласко. В сосну ударила молния. Дерево упало, и на месте его корней образовался неширокий лаз.
Подростки в поисках клада или подземного хода спустились вниз. И действительно нашли клад. Кладом являлась сама пещера, в которой сохранились замечательные рисунки человека древнекаменного века (палеолита).
По планете Земля уже год как катилась Вторая мировая война, постепенно охватывая континенты и страны. Грохотали танки по полям Европы, в небе летели смертоносные самолеты, подводные лодки топили транспортные суда не только с вражескими солдатами, но и с беженцами, старавшимися скрыться от войны куда-нибудь. Человечество изощренно научилось убивать само себя, разрушать культурные ценности, дома обывателей и коверкать природу окопами, снарядами, бомбами и огнем. Можно сказать, что люди в очередной раз посягнули на мир, созданный не ими, и на красоту мира, сотворенного не ими.
Священник и ученый-антрополог Анри Брейль, скрывшийся в сельской глубинке от оккупации фашистами Франции, узнал от учителя Леона Лаваля о находке учеников. Прибыв на место, Брейль остолбенел. Стены, а иногда и своды многокамерной пещеры украшали изображения древних животных: быки и коровы, бизоны, носороги, дикие кошки, лошади, бараны разбежались под землей по воле художников, как на просторах земной поверхности. Видно было, что первобытные люди рисовали не только с увлечением, но и со знанием родной природы. Они таким образом использовали цвет, что изображения казались живыми и насыщенными. На протяжении тысячелетий после того, как пещера Ласко в последний раз посещалась древними рисовальщиками, никто не мог их превзойти в использовании ограниченного набора цветов. Только древнерусские иконописцы эпохи преподобного Андрея Рублева и Дионисия смогли аналогично использовать цвет. А потом лишь на излете XIX столетия от Р. Х. художники-импрессионисты подошли к пониманию цвета, которым владел человек эпохи палеолита.
Первобытный человек любил рисовать. Пещеры и скалы с его рисунками разбросаны от Южной Америки до Индонезии, от Каповой пещеры в России и до юга Пиренейского полуострова. Аналогом пещеры Ласко является пещера Альтамира на севере Испании в 7 км от города Торрелавега. Альтамиру и открыли раньше (в 1868 г.), и рисунков там больше. Но и Альтамира, и Ласко ставят вопрос: зачем украшал стены пещер человек палеолита? Что, ему делать больше нечего было?
Орудия труда, найденные у входа в пещеру Ласко, изготовленные из камня, не блещут своей красотой и не привлекают удобством в использовании. Хотя и относят их к позднему палеолиту, но по перечисленным свойствам они полностью уступают орудиям труда и войны времени неолита или новокаменного века. Любопытно, что в неолите изображения в стиле Ласко, Альтамиры и Каповой пещеры исчезают. И это свидетельствует о многом: похоже, взгляд человека на мир изменился. Если в палеолите он тянулся к красоте животного, на которое он охотился, то в неолите людей больше заинтересовали методы обработки шкур и способы самой охоты. Прогресс в развитии орудий труда совсем не соответствует достижениям в искусстве.
Рисунки первобытного человека палеолита несут в себе отблески потерянного рая. И вполне возможно, что своим творчеством он хотел порадовать Господа Бога и сказать: «Смотри, Господи, как я люблю Тебя и тот мир, что Ты дал мне!».
В неолите человек стал прагматичней и циничней. Он повернул взгляд от любви к Божьему миру к использованию даров природы – широко и масштабно. Искусство неолита проще, понятнее и ближе к материальным нуждам человека, чем искусство, сохранившееся в пещере Ласко.
В неолите появились первые городские поселения. Невольно вспоминается Библия: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4, 16-17). Вот и задумаешься: каким духом была пропитана неолитическая цивилизация, а каким время палеолита? В неолите и последующих за ним эпохах люди прежде всего украшали свои дома и святилища изображениями языческих божков. Эти украшения были функциональны – чтобы упрашивать демона или божка помочь в какой-нибудь проблеме.
В пещере Ласко люди не жили. На протяжении столетий они рисовали здесь для Бога и себя и радовались этому. Можно даже сказать, что рисунки в пещере Ласко говорят о человеческом смирении, а изящные составные топоры неолита – о человеческой гордыне.
Палеолитический человек не учился в университетах, не умел ездить на велосипедах, не летал в космос и не покорял океанские бездны. Вероятнее всего, телесно он не был красив, да и одевался примитивно, не зная моды. Но хочешь или не хочешь, все равно возникает ощущение, что он духовно стоял выше человека цивилизованного. Он рисовал Божий мир красками «яко можаху» и не думал выучить математику, чтобы создать танк, давящий дома и посевы.
Думается, что открытие пещеры Ласко, наполненной творениями первобытного человека, в 1940 году произошло неслучайно. Пресвятая Троица не лишает человека свободы, но Она учит зазнавшегося «повелителя природы» скромности и смирению. Господь нам посылает мысли: «Вы – покорители пространств и глубин – не можете творить, как древний человек! Вы, стремящиеся к комфорту и довольству, не в состоянии подняться на тот высокий уровень, которого достиг первобытный художник! Вы, живущие в XX и XXI веках, почитаете палеолит эпохой грубой и примитивной, но разве сами стали чище и добрее? Вы не умеете рисовать, как охотник и собиратель позднего палеолита, и принимаете за искусство мазню обезьян из зоопарка на холсте, платя сотни долларов и евро за нее на аукционах. Вы окаменели душой, забыли Бога Живого и потеряли искусство за воплями о прогрессе науки и техники. До чего вы дошли, люди?!».
В 1963 году доступ в пещеру Ласко для посетителей закрыли. Уж больно серьезно изменилась атмосфера во Франции. Плесневый грибок стал поражать древние рисунки. А еще и туристы отличились – рядом с рисунками первобытного художника появились надписи вроде: «Пьер + Жанна = любовь». Новый человек выявил себя большим дикарем, чем дикари. Он разучился с благоговением относиться к прошлому. Естественно, такое же отношение он перенес и на настоящее, и на будущее.
Рядом с пещерой в 80-е годы XX века удалось построить бетонную копию ее, где и разместили копии рисунков. Ласко же законсервирована, и туда теперь входят только ученые. Подлинные живописные и гравированные рисунки пещеры доступны ныне немногим. Но туристы не очень-то и страдают от этого. Им достаточно копий. Они ведь просто хотят познакомиться с «примитивным» искусством…
Однако все это символично. Мы сейчас живем в мире, где ценятся копии, прикоснуться к истинному не всем-то и хочется. Вот и довольствуемся мы копиями чувств: милосердия, сострадания и любви; копиями реальности, отраженными на компьютерах; копиями прав и т. д.
Идея клонирования человека тоже возникла ведь из идеи копирования.
Потребительская цивилизация копирует божков и демонов и им поклоняется, забыв о Господе. Но придет время, когда придет Бог, и растают копии. И Он вернет нас самих себе такими, какими и было задумано при сотворении мира. И как знать, не побредут ли бизоны по лугам и лесам. И художник опять начнет рисовать их, радуя Творца своим искусством и своей любовью.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ