Учитель и ученик

Святой Августин. Художник Филипп де Шампень, ок. 1645 года

Таможенный инспектор Лазар Конич, посещая столицу, всегда пытался изыскать удобный случай, чтобы встретиться со своим любимым наставником из Мангушского университета Тихомиром Павловичем, профессором античной истории и ромейского права.

Вот и в этот раз, приехав в Мангуш по служебной надобности, Конич, поселившись в гостинице «Меч и оружейник», подозвал мальчишку, исполнявшего обязанности курьера при сем заведении, и за четверть флорина попросил доставить записку Павловичу с просьбой о рандеву.

Хотя профессор и жил достаточно далеко от гостиницы, фактически на противоположном конце города, паренек поручение воспринял с удовольствием. Мангушские мальчишки за четверть флорина готовы обежать почти что и всю столицу, а здесь-то надо всего лишь добраться до района «Воеводин городок», да еще и по прямой дороге, никуда не сворачивая. Пусть путь и не близкий, зато есть быстрые ноги.  

Пока Конич ездил в ведомство по таможенным сборам и налогам и сдавал отчет строгому княжескому чиновнику, прошло не менее трех часов. Вернувшись в гостиницу, он обнаружил, что его уже ждет ответная записка с приглашением к вечернему чаю у профессора Павловича. Курьеру за расторопность таможенник выдал еще четверть флорина, а сам, наняв извозчика, отправился в гости. 

Столичные извозчики отличались от коллег из родной Лазару Коничу Реции совершеннейшим образом. Прежде всего, они любили изображать из себя каких-то императоров в изгнании, восседая на своем месте с необыкновенной важностью, и при разговоре с клиентом цедить слова через зубы. Таможенник, давно знакомый с такими обычаями, потому и не стал вступать в беседу с нанятым извозчиком и, пока коляска неторопливо катилась по улицам, просто решил понаблюдать за столичной жизнью.

В Мангуше царила поздняя осень, столь характерная для теодорийских предгорий. Если в приморской Реции вовсю зеленели деревья и кусты, то в столице явственно ощущалось дыхание гор, а золотая и буро-желтая листва усыпала всю землю, причем кое-где виднелись и небольшие лужицы, подернутые тонким ледком. Жители же главного великокняжеского града спешили по своим делам, замотавшись в длинные шарфы, ставшие столь модными после гастролей певицы Анель из Лотарингии.

Профессор встретил Конича на пороге своего небольшого домика, но провел его не в столовую, а в свой рабочий кабинет, где расторопный слуга уже приготовил все на маленьком чайном столике.

Однако Лазар заметил, что профессор, потчуя его, сам выпил только чашечку напитка, да и разговаривая о пустяках, буквально кипит желанием поговорить о другом и постоянно бросает взгляды на большой рабочий стол, где рядом с микроскопом обнаруживалась изрядно потертая рукопись.

Предположение таможенника подтвердились. Павлович после завершения чаепития без какого-либо перехода заговорил:

– Друг мой Лазар, я помню, как ты в студенческие годы интересовался всякими историческими загадками. Так вот одна из них.

– Я полагаю, профессор, вы говорите о той самой рукописи, что…

– Да. О ней. Любопытный, доложу тебе, исторический документ. Написан на бумаге, произведенной в немецком Аугсбурге, никак не ранее 1800 года, да еще и на плохой латыни того времени. А привез мне его отец Агафангел из Синая, выкупив за гроши в одном из тамошних монастырей.

– И что же здесь примечательного?

– По стилистике и речевым оборотам рукопись надо отнести к V веку от Рождества Христова. Но этого не может быть.

– Удивительно. А как же содержание?

– Тут уж просто великолепно! Некий Марк из Карфагена передает свою беседу с епископом Гиппона-Регия незадолго до начала осады его вандалами в 430 году. Я перевел все и даже обработал текст для обыкновенного читателя. Сейчас и тебе несколько отрывков представлю.

– Готов слушать.

– Когда нечестивый арианин Гейзерих подступил к Гиппону со своим войском с востока, учитель после Божественной литургии вызвал меня к себе в келию. Он так начал речь свою: «Мое чадо, тебе надлежит сегодня же отбыть с последним кораблем из порта в Мелит, чтобы исполнить мою просьбу. Господь открыл мне, что ариане захватят не только наш град, но и всю Нумидию. По милости Божией я не увижу этого и отойду на суд Творца. Но у меня осталось дело, которое печалит сердце. Некогда я у пресвитера Мария из Мелита брал книги святых отцов и обещал вернуть.  

Ты отвезешь их ему, и он станет твоим новым духовным наставником».

Я решился перечить учителю, желая вместе с ним встретить все то, что уготовано Гиппону Пресвятой Троицей.

Однако благородный епископ был непреклонен. Он попенял мне за непокорность духовному отцу и призвал смириться. Мне было горько на душе, и из глаз полились слезы. И тогда учитель, чтобы успокоить ученика, дал последние наставления: «Подумай, Марк, ты молод и еще окончательно не утвердился в христианской вере. Тебе не вынести надвигающихся искушений, особенно от еретиков. 

Когда-то и моя душа страдала от соблазнов и упивалась грехом. С юных лет она тянулась к Господу нашему Иисусу Христу, подогреваемая рвением моей матери-христианки Моники. Но все порывы гасил веселый норов отца, который вышучивал веру Христову. Он сравнивал христиан с лягушками, которые, сидючи на болоте, утверждают, что Предвечный Творец любит их и беспокоится о каждой из них. Но стоит только прилететь цапле, как лягушачий хор утихает, а все эти создания быстро прячутся под корнями растений и за кочками.

Кроме того, родитель говорил, что всеведение Божие невозможно. Даже великий Зевс-Юпитер не знал, кто свергнет его с трона, а потому и желал узнать у титана Прометея о грядущем сопернике, дабы предотвратить желание судьбы.

Отцовское красноречие убедило меня, и я перестал слушать слова благочестивой матери, которая продолжала молиться за своего ребенка денно и нощно».

Тихомир Павлович ненадолго прервался. А затем продолжил чтение перевода.

–  Достигнув возраста для высокого учения, я отправился в Карфаген учиться риторике. Всем известно, что ритор – профессия многодоходная и уважаемая. Деньги на обучение дал друг отца Романиан.

В Карфагене я завел себе конкубину, как и было принято у языческой молодежи. В греховном сожительстве у нас родился сын мой Адеодат.

Жизнь моя текла размеренно и без потрясений. Но моя душа мучалась подобно соловью в клетке. Мне жаждалось нечто высшее, чем риторика, пиры и полусемейная атмосфера. Я увлекся философией, а потом примкнул к манихеям.

И это было главной ошибкой. Манихейство учит, что земной мир и материя созданы злым божеством для того, чтобы прятать в себе частицы доброго Бога. А потому все материальное подлежит разрушению, тогда свет вырывается из объятий телесности и уносится к Создателю.

О, какая ложь! Какое заблуждение! Манихеи не понимают, что все создано Творцом, а мир испортили сами люди, поддавшись на уловки лукавого.

Разве не красиво звездное небо? Разве не привлекательны женщины в юные года? Разве нет красоты в грозной пустыне и величавом водопаде? А зло не может быть прекрасным и радовать ум, чувства и сердце.

По воле Божией я оставил Карфаген и мать мою Монику, тайно сбежав от нее в Рим. Несмотря на мои манихейские взгляды, я был одержим желанием славы и невиданного почета.

В Риме я задержался на год, не снискав особого уважения. И отправился в северный Медиолан преподавать риторику. И вот тут-то Господь настиг меня своей любовью…

Епископ Амвросий крестил и меня, и сына, и близких друзей…

Павлович прервался и спросил:

– Что, мастер Лазар, понял о каком учителе идет речь?

– Конечно, профессор. Я о нем еще писал работу на вашей кафедре. Это Блаженный Августин – великий святой средних веков.

– Правильно. И в рукописи постоянно звучит наставление Марку из Карфагена: тянись душой ко Господу, всегда тянись к Богу – и в счастье, и в печали, – более ничего не важно. Если любишь Творца, то можешь делать что угодно. В этой любви человек не способен творить зло. Но в любви настоящей, искренней и непритворной.

– А чем же заканчивается документ?

– Марк исполняет волю учителя и отбывает из Гиппона.

– И что же вы, профессор, думаете о тайне рукописи?

– Здесь вывод очевиден. Она является не очень хорошей копией более древней. Да и, скорее всего, отнюдь не первоначальной. Несколько веков отцы-монахи переписывали рукопись. И она дошла до нас. И слова ученика Блаженного Августина учат нас всему тому, о чем говорил и писал святой.

Это и есть, наверное, непрерывная нить истории. Без любви Божией и любви к Богу история и закончится. Она имеет смысл, только если души наши рвутся к Пресвятой Троице.

Александр Гончаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

АРХИВ ГАЗЕТЫ